Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синергетические основания современной методологии библиографоведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отечественная методология науки о библиографии имеет давние корни. Ее вопросы теоретически осмысливались еще в 20-е годы XX столетия. С тех пор методология библиографоведения прошла долгую и сложную эволюцию. Так, если в 1976 г. отмечалось, что она почти не разработана, то уже через десять лет ученые констатировали рост внимания к методологическим проблемам науки о библиографии, с чем и связывали серьезные достижения отечественного библиографоведения того времени. Появилось много работ, в которых акцентировались различные методологические вопросы. В последние годы особенно активно методологической проблематикой занималась видный отечественный библиографовед М.Г. Вохрышева. Достаточно назвать ее последнее учебное пособие “Теория библиографии”, в котором этим вопросам посвящен раздел 4 “Методология библиографии” [1]. Следует отметить, что хотя М.Г. Вохрышева и проводит различие между методологией практической библиографической деятельности и методологией “познавательной”, т. е. научно-исследовательской деятельности, она вместе с тем рассматривает оба эти компонента в единстве, в рамках некоторого целого, обозначаемого термином “библиографическая методология”. Эта целостность подчеркнута уже в заглавии методологического раздела учебногог пособия и более развернуто в определении: “ Библиографическая методология – это учение о методах, используемых в библиографической деятельности (практической и познавательной) ” [1, с. 202]. Ни в коей мере не отрицая правильности и целесообразности такого подхода, утверждающего, что понятия “библиографическая методология” и “библиографическая деятельность” объединяют в себе (включают в качестве собственных компонентов) практическую и познавательную (научно-исследовательскую) деятельностные сферы, следует предупредить о следующем: чтобы по возможности избежать “повторений пройденного” и сконцентрировать внимание на новых, пока еще мало изученных научно-исследовательских методологических аспекиах, в данной главе, в отличие от подхода М.Г. Вохрышевой, рассматриваются только некоторые новые направления и только применительно к современной научно-исследовательской методологии отечественного теоретического библиографоведения. Особенно заметно внимание к методологии научных исследований в области библиографоведения активизировалось в конце ХХ – начале ХХI веков. Ученые увидели в ней надежный инструмент научной работы, эффективное средство решения теоретических задач, непременное условие получения и приращения нового знания о библиографии. В данной связи подчеркивалась необходимость усиленной разработки и развития методологии библиографоведения, выдвижения ее на передний план библиографической науки и, как следствие этого, целостного оформления методологии библиографоведения в качестве самостоятельной лидирующей научной дисциплины. За последнее столетие создано значительное число теорий, которые могут стать базовыми для науки о библиографии, поскольку как современные общенаучные подходы они актуальны, понятны и плодотворны в плане анализа и обобщения библиографических явлений. Таким образом, вырисовывается фундаментальный уровень методологии библиографической науки, к которому ученые относят диалектику как всеобщий, универсальный метод познания, а также общенаучные теории и подходы, среди которых чаще всего использовались системный, системно-деятельностный, информационный. В результате были достигнуты значительные успехи в изучении библиографической реальности. Достаточно сказать, что практически все авторские концепции библиографии, важнейшие из которых охарактеризованы в первой главе ностоящего учебника, базируются на этих методологических основаниях. Между тем, это не устранило множества разных точек зрения на ключевые пункты библиографической теории, в том числе и по поводу корректности применения самих этих подходов. В результате сложилась ситуация, когда, научно-исследовательский потенциал тех или иных методов устаревал, или исчерпывался и возникала потребность переходить к другим, более мощным методам при условии взаимосвязи и совместимости с ними прежде используемых теорий. Следовательно, становится целесообразным применение в библиографоведческих исследованиях таких методологических подходов, с позиций которых возможно как собственное новое объяснение библиографии, так и проверка и оценка правильности теоретических положений, критических замечаний и выводов, содержащихся в существующих (ставших уже традиционными) концепциях, описывающих, как правило, структуру и функции библиографии как системы, как области деятельности или как информационного феномена (например, библиография – наука о книге). Этому требованию в полной мере отвечает теория самоорганизации (синергетика). Термин “синергетика” происходит от греческого “синергеа” (synergeia) – совместное действие, сотрудничество. Название этому новому научному направлению дал в 1969 г. Герман Хакен – физик-теоретик, профессор Штутгардского университета. Он и его последователи занимаются приложением синергетики к задачам физики, информатики, психологии. Термин “самоорганизующаяся система” был впервые использован У.Р. Эшби в 1947 г. для описания определенной модели поведения кибернетических систем. Большой вклад в развитие синергетики в России и в Европе внес Илья Романович Пригожин (1917 – 2003) – физик, химик, философ, лауреат Нобелевской премии 1977 г. и его Брюссельская школа, изучающая самоорганизацию в физических и химических процессах. Во Франции это научное направление представляет прежде всего президент Ассоциации сложного мышления Эдгар Морен, исследующий методы познания сложного в мире. В настоящее время синергетика – это относительно молодое междисциплинарное научное направление, которое изучает общие закономерности самоорганизации, согласованное взаимодействие частей при образовании структуры как единого целого. Объектами исследования синергетики выступают самые разные системы (от атома до человека), которые образуются в процессе перманентного потокового обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой в неравновесных условиях. Сущность самоорганизации состоит в том, что частицы начинают участвовать в кооперативных движениях, образуются так называемые диссипативные структуры (от франц. dissipation – расселение, растрата) как во времени, так и в пространстве. С приближением к состоянию равновесия эта способность материи к самоорганизации ослабляется и, наконец, исчезает. Важным для синергетики является выявление пространственно-временной структуры организации, условий ее возникновения и развития. В отличие от традиционных областей научного знания синергетику интересуют общие закономерности эволюции систем любой природы. Абстрагируясь от специфики систем, синергетика обретает способность описывать их эволюцию на обобщенном языке. Синергетика базируется прежде всего на философии, благодаря чему тесно взаимодействует с диалектикой. В ее рамках библиография воспроизводится теоретически методом восхождения от абстрактного к конкретному[24]. Этот метод обеспечивает нахождение и анализ первоначального исходного пункта возникновения библиографии как системы. С диалектикой синергетику объединяет и системный подход, который сам основывается на диалектике. В свою очередь системный подход в качестве общей теории систем признается одним из истоков синергетики. Деятельностный подход с синергетикой связан посредством взаимодействия двух элементов первичной структуры системы, протекающего в форме деятельности. Деятельностное начало синергетики обеспечивается также второй стороной системообразующего фактора самоорганизующейся системы, которая под влиянием на нее общественных потребностей в библиографии обусловливает результат, процессы и виды библиографической деятельности. Органично с теорией самоорганизации связан информационный подход, сообразно чему становится возможным с ее позиций осмыслить все информационные явления. С синергетикой он сочетается благодаря общей теории информации, также выступающей истоком этого научного направления. Главное положение, объединяющее обе теории, заключается в том, что уменьшение энтропии при переходе системы из неравновесного состояния в максимально устойчивое служит источником отрицательной энтропии (негэнтропии) как меры порядка, признаваемой синергетиками информацией. В данном смысле синергетика предстает информационной теорией, поскольку обосновывает происхождение самой информации. Сообразно этому с ее позиций объясняются многие феномены в сфере информации. Так, синергетика служит методологическим фундаментом информационного мировоззрения, понятие которого представляется относительно новым, несмотря на его давнее и активное осмысление. Согласно существующим разработкам определяются два основных аспекта информационного мировоззрения, что и требует, на наш взгляд, уточнения содержания этого термина. В первом случае информационное мировоззрение рассматривается учеными как осознание информационных процессов, закономерностей распространения социальной информации, осмысление ее роли в контексте культуры, как знание информационных ресурсов общества. В данной связи основой его формирования и считается анализ всех имеющихся ресурсов информации. С другой стороны – информационное мировоззрение трактуется как специфический тип мировоззрения, основывающийся на анализе всего накопленного человечеством знания и нацеливающий на выработку целостной системы знаний о реальной действительности. Таким образом, информационное мировоззрение одновременно предстает и как система знаний о движении информации, и как основа познания мира с точки зрения категории информации. В философии обычно выделяют следующие разновидности мировоззрения – мифологическое, религиозное, естественнонаучное, социально-политическое, эстетическое и др. Каждая разновидность мировоззрения имеет свое основание – мифы, религию, творчество, науку, служащее отправным пунктом познания мира с точки зрения соответствующих исходных позиций. Согласно этому и информационное мировоззрение должно опираться на свой фундамент, в частности – категорию информации, в свете которой реальная действительность осознается в виде процессов и результатов движения информации. Следовательно, оно должно базироваться на такой теории, которая объясняет происхождение, развитие и преобразование информации. Поскольку с позиций синергетики упорядочение хаоса элементов в системе, переход ее из неравновесности в максимально устойчивое состояние считается началом информации, становится логичным расценивать информационное мировоззрение в роли способа осознания единого и целостного мира, рассматривая происходящие в нем процессы как информационные по сути явления. Дальнейшее исследование феномена информационного мировоззрения с позиций синергетики будет способствовать, на наш взгляд, выработке более полного и точного определения его содержания и сущности. С точки зрения синергетики выстраивается иерархия информационных самоорганизующихся систем. Так, первым информационным хаосом в социальной сфере являются знания, упорядочиваемые в документах, хаос которых упорядочивается далее библиографической информацией (БИ), создающей новую систему – библиографию. В этом видится методологическое обоснование предпосылок, условий появления библиографии, ее места, рамок, роли в общем информационном процессе как признаков ее специфики и самостоятельности. Соответственно выстраивается иерархия элементов информационного пространства как единой сложной открытой системы, развивающейся по законам самоорганизации. С позиций синергетики его эволюцию можно представить в качестве нелинейного процесса, характеризующегося неравновесностью каждого этапа существования информации. Благодаря последовательности и самостоятельности этапов все адекватные им уровни информационного пространства являются открытыми системами, в которых происходит развитие главного, ядерного элемента системы, выражаемого соответствующим видом информации. Сообразно этому энтропия (накопление и распространение) знания (информации) на первом уровне информационного пространства подводит к хаосу социальной информации, который и упорядочивается посредством ее материальной фиксации. На этой основе возникает новая – документально-информационная система – производства и использования первичной документально-фиксированной информации – документально-информационное пространство. Закономерно развивающаяся в его рамках уже энтропия документов, упорядочиваемая в библиографической информации, служит началом новой системы библиографического пространства. Согласно синергетике начальным моментом самоорганизующихся систем определяется системообразующий фактор, представляющий собой простейшую структуру системы, включающую две взаимодействующие стороны [70, с. 10, 16, 19 – 21]. Взаимодействие же, оказываясь обязательным условием возникновения различных процессов, объектов, систем, реализуется в виде деятельности. Следовательно, в рамках всего информационного пространства и каждого из его этапов происходит вся информационная деятельность на уровнях создания и функционирования устной, документальной и библиографической информации. И поскольку содержанием информационного пространства выступает информационная деятельность, то библиография как деятельность оказывается содержанием библиографического пространства, также находящего, тем самым, обоснование в синергетике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.01 с.) |