Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9 Видовая классификация библиографии

Поиск

как области деятельности………………………………………………129

Видовая классификация библиографии

как научная проблема……………………………………………129

Организационно-оформленные подразделения

(виды) библиографии……………………………………………137

Видовая классификация библиографии

по признаку общественного назначения……………………….139

Видовые классификации библиографии

по другим признакам…………………………………………….145

§ 5. Будущее библиографической деятельности

в России…………………………………………………………...154

 

Вопросы для самопроверки к разделу II……………………………...155

 

Раздел III Библиографоведение – наука о библиографии …………….157

 

Глава 10 Структура и содержание библиографоведения……………157

§ 1. Общая характеристика……………………………………...157

§ 2. Соотношение библиографической науки и практики……..158

§ 3. Структура библиографоведения…………………………..159

§ 4. Содержание и задачи библиографоведения………………164

 

Глава 11. Библиографоведение в системе смежных областей

знания и как предмет преподавания……………………………………168

Библиографическая деятельность и библиотечное дело.

Библиографоведение и библиотековедение……………….……168

Библиография и научно-информационная деятельность.

Библиографоведение и информатика……………………...……171

§ 3. Библиография и книжное дело.

Библиографоведение и книговедение……………………..……176

§ 4. Библиографоведение как предмет преподавания…….……177

 

Глава 12. Состояние и перспективы методологии

отечественного библиографоведения…………………………………..180

§ 1. Синергетические основания современной методологии

библиографоведения……………………………………………...180

§ 2. Синергетическая концепция библиографии как метатеория библиографических концепций…………………….…………....185

§ 3. Синергетика как методология формирования общей

теории библиографии…………………………………………….191

 

Глава 13. Разработка вопросов теории библиографии

за рубежом……………………………………………………………….194

§ 1. Эмпирический период формирования теории

библиографии за рубежом……………………………………….195

§ 2. Аналитический период развития теории

библиографии за рубежом…………………………………….….206

§ 3. Современные концепции библиографии…………………...211

 

Вопросы для самопроверки к разделу III………………………………219

 

Литература …………………………………………………...….……………..220


Предисловие

Реформа российского высшего образования в соответствии с требованиями создания единого европейского образовательного пространства, введение двухуровневой университетской подготовки (бакалавриат – магистратура) предъявляют новые требования к разработке основных курсов для студентов библиотечно-информационных факультетов.

Бакалавриат предполагает формирование профессионального самоосознания молодого специалиста, закладывает теоретический фундамент профессиональной деятельности. Магистратура углубляет и конкретизирует обучение с учетом специализации в прикладной и научной сферах.

Библиографоведение в течение нескольких десятилетий рассматривается в качестве общепрофессиональной дисциплины, входит в государственные образовательные стандарты первого, второго и третьего поколений.

Первый отечественный учебник для вузов “Общая библиография” под редакцией А.Д. Эйхенгольца (1957), учебники “Библиография: общий курс” под редакцией М.А. Брискмана и А.Д. Эйхенгольца (1969), “Библиография: общий курс” под редакцией О.П. Коршунова (1981) соответствовали комплексной методике преподавания курса, основанной на источниковедческом материале.

Принципиально новый подход к постижению студентами места и роли библиографии в информационных процессах был предложен в авторском учебнике О.П. Коршунова “Библиографоведение: общий курс” (1990). Теоретическое вскрытие сущности библиографической информации позволило выделить основные задачи, особенности, формы библиографической деятельности, ее место в системе документальных коммуникаций общества.

В последние годы появились учебные пособия известных российских библиографоведов, отражающие авторские трактовки библиографических явлений, – М.Г. Вохрышевой “Теория библиографии” (2004), И.Г. Моргенштерна “Общее библиографоведение” (2005), В.А. Фокеева “Библиография: теоретико-методологические основания” (2006). Эти издания, безусловно, расширяют возможности методики преподавания дисциплины. При этом книги М.Г. Вохрышевой и В.А. Фокеева по характеру изложения материала скорее подходят для расширенной подготовки магистров. Учебное пособие И.Г. Моргенштерна, написанное в русле документографической концепции библиографии, содержит много полезных конкретно-исторических сведений, связанных с библиографической деятельностью, но теоретические разделы представлены в нем крайне лаконично.

Настоящее издание учебника “Общее библиографоведение: основы теории библиографии” продолжает традицию преподавания библиографоведения в рамках документографической концепции, признаваемой педагогами большинства библиотечно-информационных факультетов вузов России. В учебнике представлен теоретический раздел науки о библиографии, который призван сформировать у студентов понимание основных задач, особенностей, закономерностей библиографической деятельности и направления развития библиографоведения.

Текст учебника в сравнении с предыдущими изданиями модернизирован и дополнен материалами, отражающими новые методологические подходы, влияние электронных технологий на библиографические процессы, оценку существующих отечественных концепций библиографии и характеристику основных этапов развития теоретических представлений о библиографии за рубежом.

Курс теории библиографии является основополагающим по отношению ко всему циклу библиографических дисциплин (Библиографическая деятельность библиотеки, Библиотечно-библиографическое краеведение, отраслевые библиографические курсы и др.), которые конкретизируют материал применительно к специфике отдельных процессов и участков библиографической деятельности.

Учебник рассчитан прежде всего на подготовку бакалавров в рамках библиотечно-информационных факультетов вузов России. Изучение специфики библиографической деятельности необходимо также специалистам всей системы документальных коммуникаций общества.

 

АВТОРЫ УЧЕБНИКА

 

Коршунов Олег Павлович – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Международной академии информатизации и Российской академии гуманитарных наук, почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств – раздел I, главы 1 – 6; раздел II, главы 7 – 9; раздел III, главы 10 – 11;

Лиховид Татьяна Федоровна – кандидат педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств, действительный член Международной академии информатизации – предисловие; раздел II, глава 8, § 6; раздел III, глава 13;

Новоженова Татьяна Александровна – доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры Кубани, заслуженный работник культуры республики Калмыкия – раздел III, глава 12.

 

 

Авторы выражают благодарность всем, кто помог выходу в свет этого учебника.

 

 

Раздел I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.007 с.)