Глава 1. Определение основных понятий курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Определение основных понятий курса



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие…………...………………………………………………….………….....  
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....................................  
Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА.....……...……….  
1.1. Сущность экскурсии ……………………...………………….……………..……..  
1.2. Классификация экскурсий…………………….…………………………………...  
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………….......……………  
Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ[N1]....  
2.1. Развитие экскурсионного дела. Дореволюционный период….............................  
2.2. Развитие экскурсионного дела. Советский и постсоветский период…………..  
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………...…  
Глава 3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…..…………………..…...  
3.1. Начальные этапы подготовки экскурсии…………………………………………  
3.2. Ключевые этапы подготовки экскурсии………………………………………….  
3.3. Текстово-документационное обеспечение экскурсии…………………………...  
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………………..…….  
Глава 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ [N2] …………………………..  
4.1. Методика экскурсионного показа ………………………………………………..  
4.2. Методические приёмы экскурсионного показа …………………………..……..  
4.3. Методика экскурсионного рассказа …………………………………………...…  
4.4. Методические приёмы экскурсионного рассказа………………………………..  
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………...…  
Глава 5. УЧАСТНИКИ ЭКСКУРСИОННОГО ПРОЦЕССА[N3] …………………...  
5.1. Профессиональное мастерство экскурсовода……………………………………  
5.2. Экскурсионная аудитория……………………………………………………...….  
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………..……….…  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..  
Библиографический список……………………………………………………...…….  
Словарь терминов…………………………………………………………………...….  
Алфавитно-предметный указатель…………………………………...………………..  

 

Предисловие

 

Курс «Технологии и организация деятельности туристской индустрии» является модульным и изучается студентами в течение четырёх учебных семестров. В настоящем учебном пособии освещаются теоретико-методические вопросы, рассматриваемые в рамках последнего, четвёртого модуля, который посвящён организации экскурсионного обслуживания. Данный и три предшествующих модуля («Технологии и организация операторских и агентских услуг», «Технологии и организация услуг питания», «Технологии и организация гостиничных услуг») связаны отношениями преемственности, занимают важное место в системе подготовки специалистов в области туризма и вооружают студентов комплексными знаниями в сфере туристского обслуживания.

Цель учебного пособия – познакомить будущих специалистов по туризму с основными теоретико-методическими понятиями экскурсионного обслуживания. В соответствии с поставленной целью в учебном пособии последовательно освещаются основы экскурсионной теории, истории и методики, определяется роль основных участников экскурсионного процесса, даются рекомендации по организации межличностной коммуникации во время экскурсии.

Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту. Количество и последовательность тем определены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Технологии и организация деятельности туристской индустрии» и учебным планом. Учебное пособие предназначено для студентов дневной формы обучения.

Большую помощь студентам в организации их самостоятельной работы по данному курсу окажут вопросы и задания для самоконтроля, список литературы, словарь терминов и алфавитно-предметный указатель.

 

 

Автор

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсионное обслуживание является частью туристской услуги, оказываемой с целью удовлетворения потребности человека в получении и углублении знаний, приобщении к духовным ценностям. Для эффективной организации экскурсионного обслуживания работникам туристской сферы необходимо иметь представление об основах экскурсионной деятельности.

В своём современном виде экскурсионное дело представляет собой самостоятельный вид социально-культурной деятельности. Экскурсионному делу в России более ста лет, в течение этого времени накапливался и обобщался опыт отечественных педагогов, методистов, краеведов по организации экскурсионного процесса. К 70-м годам ХХ века определились его три основные составляющие: теория, методика и практика, что создало предпосылки для появления новой науки – экскурсоведения, которая заняла своё место в ряду таких наук, как краеведение, музееведение, библиотековедение.

В рамках экскурсионной теории разрабатываются основные понятия, а именно: сущность экскурсии, её принципы, признаки и функции, классификация экскурсий, отличие экскурсии от других видов и форм социально-культурной деятельности.

Экскурсионная методика предстаёт как совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также как сумма действий, направленных на подготовку и проведение экскурсий различных видов и для разных групп экскурсантов. Современная экскурсионная методика состоит из трёх самостоятельных разделов: методики подготовки экскурсии, методики проведения экскурсии, методики послеэкскурсионной работы. К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработаны первые два раздела. Методика подготовки экскурсии освещает процесс разработки экскурсии, который состоит из ряда последовательных этапов. Методика проведения экскурсии представлена совокупностью методики показа и методики рассказа. Методика послеэкскурсионной работы экскурсантов позволяет превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по теме экскурсии.

Экскурсионная практика отвечает за воплощение теоретико-методических разработок, за обобщение опыта экскурсоводов и методистов.

 

 

Сущность экскурсии

За всю историю отечественного экскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих её сущность. В конце XIX века в словаре В. И. Даля экскурсия определяется как «проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и пр.» [1, с. 18].

Один из основателей отечественного краеведения Н. П. Анциферов в 1923 г. понимал экскурсию как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определённой темы на конкретном материале, доступном созерцанию» [1, с. 18; 4, с. 14].

Профессор Б. Е. Райков рассматривал экскурсию следующим образом: «Под экскурсией мы разумеем изучение объектов в их естественной обстановке (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собою связанные, и составляют сущность экскурсии. Моторность и локальность – «душа» экскурсии» [4, с. 14–15].

В советскую эпоху экскурсии были средством так называемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии и вождям революции, непримиримости к буржуазному миру, атеистическое воспитание. Определение школьной экскурсии, данное А. В. Родиным и Ю. Е. Соколовским в работе «Экскурсионная работа по истории» в 1974 году, несёт на себе соответствующий идеологический отпечаток: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка), и служащая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения» [1, с. 18].

Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединёнными объектами на местности с помощью экскурсовода» [4, с. 15].

Таким образом, за столетнюю историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии, но это, на наш взгляд, не даёт оснований для выводов о наличии противоположных точек зрения на данный феномен. Расхождения в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические и политические периоды. Каждое определение вбирает в себе ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно существовало. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о её сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия превратилась в мощное средство культурно-просветительной работы.

В настоящее время специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками являются следующие [1, с. 31; 3, с. 8]:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Продолжительность экскурсии во времени (от 45 минут до 5–6 академических часов).

4. Протяжённость экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных объектов в месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.

6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, цели).

7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т. п.

Помимо общих признаков, у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков).

Перечисленных признаков лишены мероприятия, обозначаемые термином «гидизм». Под гидизмом понимают бессистемный беглый осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры с помощью гида. Отечественные теоретики экскурсионного дела рассматривают гидизм как отрицательное явление, результат несерьёзного подхода к подготовке и проведению экскурсии и считают, что экскурсия и беглый осмотр объектов под руководством гида – это разные понятия. М. Криворучко и И. Галиченко свидетельствуют: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии» [1, с. 32].

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определённых пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнаёт что-то новое.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определённой теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие воспитания многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий решает свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению и закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объёмом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, чтобы найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Классификация экскурсий

 

Классификация – это распределение предметов, явлений, понятий по классам, разрядам, группам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт и признаков, определяющих характер их подготовки и проведения.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания учёных-экскурсионистов. Начиная с 20-х гг. XX века в истории экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. В основу современной классификации экскурсий положена точка зрения Б. В. Емельянова, который делит экскурсии на группы по следующим основаниям [1, с. 65–69]:

1) содержание экскурсий;

2) состав участников;

3) место проведения;

4) способ передвижения;

5) форма проведения.

· По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте (населенном пункте, учреждении, улице и т. д.). Ещё одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая её подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования и т. д. В зависимости от преобладания в тематической экскурсии того или иного содержательного аспекта, её традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные. Конкретизировав каждый тип, можно выделить подтипы (разновидности) тематических экскурсий.

Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельностью известных людей).

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определённого исторического периода, какого-либо архитектора, какого-либо архитектурного стиля.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтипы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвящённые определённым периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые нашли отражение в каком-либо художественном произведении).

Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.

· По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных групп и спонтанно созданных, профессионалов в какой-либо области и массовых туристов. В качестве особого контингента, требующего специальных приёмов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, детей с девиантным поведением, инвалидов, престарелых.

В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику её проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсий в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.

· По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, в помещении, комплексные.

· По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий заключается в том, что экскурсовод сам задаёт скорость движения группы, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяжённостью маршрута.

В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться автобусы, автомобили, трамваи, троллейбусы, речные и морские теплоходы, вертолёты. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удалённые друг от друга. Сложность транспортных экскурсий обусловлена внешними факторами: правилами дорожного движения, непредвиденными обстоятельствами на дороге и т. д.

· По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии, имеющие признаки других мероприятий. Экскурсии-прогулки проводятся в основном на природоведческие темы в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий-прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с пляжным отдыхом, пикником, рыбалкой, сбором грибов и ягод, спортивными соревнованиями и др.

В 60–80-е гг. ХХ века проводились экскурсии-массовки, участники которых одновременно передвигались по маршруту на 10–20 автобусах, в каждом из которых работал экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, могли входить встречи с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, проведение митингов у памятников, мест захоронений, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме, включает прослушивание музыкальных произведений в салоне автобуса во время переездов между объектами.

Экскурсия-спектакль включает театрализованные минипредставления для раскрытия какой-либо подтемы экскурсии.

Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения.

В заключении отметим, что деление экскурсий на чётко определённые группы на практике носит условный характер, однако необходимо, так как создаёт условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.

 

Резюме

¨ За историю экскурсоведения существовали различные определения экскурсии. Расхождения в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические и политические периоды. Каждое определение вбирает в себе ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно существовало. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия превратилась в мощное средство культурно-просветительной работы.

¨ Общими признаками для всех экскурсий являются наличие экскурсантов, наличие квалифицированного экскурсовода, продолжительность экскурсии во времени (от 45 минут до 5–6 академических часов), протяжённость экскурсии в пространстве, показ экскурсионных объектов в месте их естественного или искусственного расположения, целенаправленность проведения экскурсии, активная деятельность участников экскурсии.

¨ Экскурсия как вид деятельности выполняет информационно-познавательную, воспитательную, развлекательно-досуговую функции.

¨ В основу современной классификации экскурсий положены такие основания, как содержание экскурсий, состав участников, место проведения, способ передвижения, форма проведения.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Приведите известные Вам определения экскурсии, обратив внимание на признаки понятия, входящие в его состав.

2. Назовите факторы, влияющие на изменение объёма и содержания определений?

3. Перечислите признаки экскурсии, без которых она не дифференцируется как самостоятельный вид социально-культурной деятельности.

4. На уровне каких признаков экскурсия отличается от других видов социально-культурной деятельности (лекции, тематического вечера, культурно-массового развлечения, любительской прогулки)?

5. Что понимают отечественные экскурсоводы под термином «гидизм»?

6. Что отличает экскурсии от мероприятий, называемых термином «гидизм»?

7. Какие функции выполняет экскурсия?

8. По каким основаниям классифицируются экскурсии?

9. Назовите виды экскурсий, выделяемые по каждому основанию.

10. Чем отличаются обзорные и тематические экскурсии?

11. Перечислите основные преимущества и недостатки пешеходных и транспортных экскурсий.

 

Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Резюме

¨ Начальный период экскурсионного обслуживания в России приходится на вторую половину XVIII века и тесно связан с развитием педагогики. Первые экскурсии проводятся для школьников и имеют ярко выраженную познавательную направленность.

¨ Внешкольные и внеучебные экскурсии связаны с появлением музеев и выставок, а также обществ и клубов, созданных по инициативе энтузиастов-просветителей. Первые частные туристско-экскурсионные организации способствовали расширению экскурсионного обслуживания в дореволюционной России, однако оно всё ещё имело немассовый и элитарный характер.

¨ В первые десятилетия ХХ века осуществляется систематизация накопленного опыта в сфере экскурсионного обслуживания и начинают разрабатываться вопросы теории и методики экскурсионного дела.

¨ После Октябрьской революции 1917 г. экскурсионное обслуживание стало строиться централизованно, на государственной основе. Ему отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции и в ликвидации безграмотности. Экскурсии слали не только способом проведения досуга людей, но и средством развития общественной активности и идеологического воспитания человека, были связаны с пропагандой социалистического строя и социалистического строительства.

¨ 1970–80-е гг. являются временем наивысшего подъёма экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные и пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали местные, иногородние и зарубежные экскурсанты. В этот же период был разработан значительный объём экскурсионной тематики, которая востребована на российском рынке экскурсионных услуг и в настоящее время.

¨ После 1991 г. экскурсионная сфера переживала глубокий кризис: распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма; стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы; была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы; изменился контингент экскурсантов, сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. К какому времени относится возникновение экскурсионного обслуживания в России?

2. Какие этапы в развитии экскурсионного обслуживания в России можно выделить? Какими достижениями был ознаменован каждый этап?

3. Назовите первые туристско-экскурсионные организации. В чём заключался их вклад в развитие экскурсионного обслуживания в России?

4. Выявите отличительные особенности развития экскурсионного обслуживания до и после Октябрьской революции 1917 г.

5. Охарактеризуйте состояние экскурсионного дела в постсоветский период.

 

Глава 3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

 

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью и наименьшими трудовыми затратами. Экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма определённых умений и навыков, позволяющих вести экскурсионную работу, а именно: разрабатывать и проводить экскурсии разных видов, на различные темы и для разных групп экскурсантов.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом разделов:

– методика подготовки новой экскурсии;

– методика проведения экскурсии;

– методика послеэкскурсионной работы.

К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработана методика подготовки и методика проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии освещает процесс разработки экскурсии, который состоит из ряда этапов, расположенных в определённой последовательности. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика послеэкскурсионной работы экскурсантов позволяет превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению и закреплению полученных знаний.

Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии, существуют требования к экскурсионному процессу в целом:

1) объединить подтемы экскурсии в единое логически связанное целое;

2) обеспечить непрерывность экскурсии, то есть непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов;

3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддерживать его в процессе всей экскурсии;

4) правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии;

6) тщательно отбирать приёмы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приёма, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приёмов.

Экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

3.1. Начальные этапы подготовки экскурсии

Создание новой экскурсии – сложный и длительный процесс, часто требующий участия нескольких человек. В процессе подготовки новой экскурсии выделяют ряд этапов, расположенных в определённом порядке. Впервые термин «этапы подготовки экскурсии» появился в 1976 году и был предложен Б. В. Емельяновым, тогда же было названо пятнадцать этапов [1, с. 121]:

1) определение цели и задач экскурсии;

2) выбор темы;

3) отбор литературы и составление библиографии;

4) определение источников экскурсионного материала;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии;

7) объезд или обход маршрута;

8) подготовка контрольного текста экскурсии;

9) комплектование «портфеля экскурсовода»;

10) определение методических приёмов проведения экскурсии;

11) определение техники ведения экскурсии;

12) составление методической разработки;

13) составление индивидуального текста экскурсии;

14) приём (сдача) экскурсии;

15) утверждение экскурсии.

С учётом требований современности данный список можно усовершенствовать и представить в следующем виде:

1) начальные этапы подготовки экскурсии;

2) ключевые этапы подготовки экскурсии;

3) текстово-документационное обеспечение экскурсионного проекта;

4) проведение пробной экскурсии.

В данном параграфе рассмотрены начальные этапы подготовки экскурсии, к которым относятся следующие:

1) выбор темы экскурсии и определение экскурсионной аудитории;

2) проведение маркетингового исследования;

3) разработка концепции экскурсии (название, классификация по разным основаниям, количество экскурсантов в группе, продолжительность экскурсии в академических и астрономических часах, протяжённость экскурсии в километрах, определение цели и задач);

4) определение источников экскурсионного материала.

Последовательно охарактеризуем их.

Выбор темы зависит от потенциального спроса на определённые экскурсии, отсутствия предложений на рынке, конкретного заказа, целенаправленного создания определённой тематики экскурсий. Тема содержит указание на то, какой сфере деятельности или какому кругу явлений посвящена данная экскурсия, поэтому именно тема лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема является содержательным стержнем экскурсии, именно она обусловливает отбор объектов и является предметом экскурсионного показа и рассказа. Темой регулируется показ экскурсионных объектов, из тех, что расположены по пути следования группы, показываются только те, которые относятся к теме данной экскурсии. Тема регулирует и экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте всё, что он о нём знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый.

Тему экскурсии не следует смешивать с названием. Название экскурсии – это её визитная карточка, поэтому оно должно быть адекватно теме, быть привлекательным для потенциальных экскурсантов, ярким, образным, запоминающимся, по возможности кратким. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

У экскурсии на одну и ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.

После определения темы и экскурсионной аудитории необходимо провести маркетинговое исследование рынка экскурсионных услуг в данном населенном пункте, чтобы убедиться, что разрабатываемый экскурсионный продукт, с одной стороны, отсутствует на рынке, а с другой стороны, на него имеется потенциальный спрос.

Разработка концепции экскурсии предполагает общую характеристику экскурсии и её целеполагание. Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. В цели экскурсии отражается актуальность темы. Правильное определение цели имеет большое значение, она может повлиять на выбор названия, помочь в отборе и освещении материала, построении экскурсионного маршрута. Потенциальная цель экскурсии может быть двух видов: познавательная и воспитательная. Как вариант познавательной цели может выступать расширение кругозора, получение основных и дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п. Как вариант воспитательной цели воспитание патриотизма, уважения к труду, культуре других народов, а также эстетическое или нравственное воспитание. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач обычно в количестве 2–4.

В ходе разработки новой экскурсии информация по её теме может черпаться из различных источников, которые можно разделить на следующие группы:

1) литературные источники, из которых затем составляется библиографический список (при большом количестве литературных источников список может быть разделён на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература»);

2) изобразительные источники (рисунки, фотографии, чертежи, географические карты, планы, схемы, экспозиции и фонды музеев, хроникально-документальные, научно-популярные, художественные фильмы и т. д.);

3) вещественные источники (макеты, образцы, предметы и т. д.);

4) аудиальные источники (воспоминания участников и очевидцев исторических событий, консультации специалистов и научных работников).

Поскольку фактическая сторона любой экскурсии имеет огромное значение, то в экскурсионном рассказе должны быть использованы только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

 

3.2. Ключевые этапы подготовки экскурсии

 

К ключевым этапам подготовки экскурсии относятся следующие:

1) отбор и изучение экскурсионных объектов;

2) составление маршрута экскурсии его объезд или обход;

3) определение техники ведения экскурсии;

4) определение методических приемов проведения экскурсии.

Охарактеризуем перечисленные этапы.

· Отбор и изучение экскурсионных объектов. Экскурсионный объект – предмет, дающий представление о характерных чертах определённой эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы, искусства, вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности.

Экскурсионные объекты классифицируются по тематическому признаку, функциональному назначению, степени сохранности.

По тематическому признаку выделяют следующие группы объектов: архитектурные, археологические, исторические, литературные, искусствоведческие, природоведческие, производственные, экспозиции музеев, галерей и выставок, памятные места, а также нематериальные объекты.

По функциональному назначению выделяются основные, дополнительные и сопутствующие объекты. На базе основных объектов раскрывается тема экскурсии, им уделяется больше внимания, на работу с ними отводится большее количество времени. Дополнительные объекты дополняют общую картину, показываются во время переездов или переходов между основными объектами, им уделяется меньше внимания и времени. Сопутствующие объекты создают фон при осмотре основных и дополнительных объектов.

По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.147 с.)