Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное мастерство экскурсовода↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В довоенный период работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий экскурсантов, в первую очередь педагогов. Иногда обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных областей без отрыва от своей основной деятельности. Лишь в некоторых крупных музеях были штатные экскурсоводы, однако число их было невелико. В процессе превращения экскурсии из формы отдыха в форму социально-культурной деятельности работа экскурсовода начала приобретать профессиональные черты. Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определённых знаний, умений и навыков, приобретаемых как путём общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Кроме этого, в представлении людей существует имидж экскурсовода, то есть совокупность внешних и внутренних характеристик, которые традиционно ассоциируется с представителями данной профессии. Составными элементами макромодели имиджа экскурсовода являются визуальный имидж (одежда, макияж), аудиальный имидж (голос, дикция), личностный имидж (интеллигентность, эрудированность, доброжелательность). Практически во всех работах по экскурсионному делу большое внимание уделяется личности экскурсовода. Теоретики экскурсоведения сходятся во мнении, что экскурсовод как личность должен обладать следующими качествами и иметь следующие характеристики. Каждый экскурсовод должен обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить образами. Например, экскурсовод должен так описать ненаблюдаемый объект, чтобы экскурсанты начали его «видеть». Основой воображения экскурсовода являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт. Они служат исходным материалом для создания чётких мыслительных образов. Характер проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и уровне жизненной активности. В зависимости от типа темперамента поведение экскурсовода характеризуется определённой глубиной эмоций: вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Так, для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик тороплив в рассказе, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив. Флегматик, наоборот, медлителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Наконец, меланхолик характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. Поведение экскурсовода, являясь проявлением общей культуры человека, должно быть подчинено его воле. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних факторов, его настроение, приподнятое или подавленное, не должны влиять на ход экскурсии. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является его тенденциозность, или убеждённость. Тенденциозность проявляется в чёткой направленности его взглядов и действий, в стремлении довести свою точку зрения до экскурсантов. Владение экскурсоводом искусством слова – важное условие успешного проведения экскурсии. Поэтому к содержательной стороне речи экскурсовода предъявляются следующие требования: правильность, понятность, точность, выразительность, чистота, лаконичность. Под правильностью речи понимается соблюдение говорящим правил произношения, постановки ударения, словоупотребления, формообразования, построения синтаксических конструкций, стилистики. Понятность речи предполагает доступное, доходчивое изложение. Непонятной делают речь многочисленные термины и иноязычные слова, поэтому их следует тщательно отбирать. При невозможности исключить подобные слова из речи, их необходимо пояснить. Точность изложения особенно важна при характеристике объекта и во многом определяет воздействие экскурсовода на аудиторию. В экскурсии недопустима отвлечённость, употребление стереотипов, общих слов, смысл которых давно стёрся, которые семантически обесценились. Под выразительностью понимают особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. Средством выразительности является иносказания, перифразы, метафоры, эпитеты. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов: слов–паразитов, просторечий, жаргонизмов, бранных слов. Экскурсоводу необходимо учесть такую особенность речи на экскурсии, как её лаконичность. Лаконичной и экономной делает речь устранение лишних слов, общих фраз, которые ведут к потере внимания аудитории. Сжатость придаёт речи силу. Кроме этого, следует помнить, что каждый экскурсионный объект имеет свой «язык». Он может сам о себе рассказать своим внешним видом, той информацией, которую экскурсанты имеют об этом объекте до начала экскурсии. Поэтому здесь экскурсовод не должен переусердствовать. Работу над внешней стороной речи экскурсоводу следует начинать с овладения техникой речи. К техническим характеристикам речи относятся звучность, темп и ритм, высота голоса, дикция, интонация. Тембр – это индивидуальная окраска голоса. Варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разных режимах. Недостатками тембра являются разного рода шумовые призвуки: осиплость, охриплость. Звучность позволяет донести речь до всех экскурсантов. Она опирается на правильное дыхание, глубокое, частое и контролируемое. На одном глубоком вдохе можно произнести лишь часть фразы. Для выразительной речи требуется частое дыхание. Нельзя вдыхать в конце фразы, делать это следует в соответствии со смыслом произносимого. Темп и ритм речи. Темп – это скорость протекания речи во времени. Различают быстрый (75 слов в минуту), средний (60 слов в минуту) и медленный (45 слов в минуту) темп, скороговорка (более 80 слов в минуту) недопустима в любой аудитории, так как мешает усвоению материала, быстро утомляет слушателей, создаёт впечатление равнодушия экскурсовода к теме экскурсии. Основные положения экскурсионного рассказа излагаются значительно медленнее остального материала, который может сообщаться в более быстром темпе. Ритм речи – это равномерное чередование ускорения и замедления, долготы и краткости, напряжения и ослабления. Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием экскурсионного рассказа и условиями движения группы. Они могут несколько раз меняться на протяжении экскурсии – ускоряться или замедляться. Высота голоса и его мелодический рисунок позволяют отличить вопрос от утверждения, окончательное и непреложное от обсуждаемого и сомнительного, убеждённость от неуверенности, подчёркивают контраст. Грусть, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют повышения голоса. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса. Не рекомендуется начинать фразу громко, с высокого тона и понижать голос в конце, так как концовка определяет отношения к фразе в целом. Дикция, как и голос, играет важную роль в создании имиджа экскурсовода. Под дикцией понимается степень отчётливости, ясности и членораздельности при произношении слов в потоке речи. Профессия экскурсовода требует, чтобы его речь была отчётливой, ясной и членораздельной в высшей степени. Для этого нужно отработать произношение отдельных слов. Слова иноязычного происхождения, имена и отчества должны звучать чётко, быть разборчивыми и хорошо слышимыми для всей группы. Важную роль при оформлении внешней стороны речи играет интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, так как она, являясь выразительным средством, оказывается и одной из сильных форм речевого воздействия на аудиторию. Речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа. Наряду с голосом и дикцией, важным элементом имиджа экскурсовода считается его внешний облик. Для работников сферы услуг, к которой относится профессия экскурсовод, дизайнеры костюма рекомендуют классический и деловой стили, стиль Шанель, некоторые вариации спортивного стиля. Таким образом, внешний вид экскурсовода по сравнению с представителями других профессий допускает умеренную свободу и раскованность, однако в то же время он предполагает скромность в одежде и причёске, чувство меры в косметике. Положительный визуальный образ экскурсовода способствует установлению контакта с группой. · Экскурсовод во время экскурсии должен уделять постоянное внимание всей группе. Некорректно, когда в своём рассказе экскурсовод обращается к одному–двум экскурсантам, почему-то выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции на увиденное и услышанное в ходе экскурсии. Проводя экскурсию, экскурсовод должен умело руководить всей группой. · Чтобы привлечь и удержать внимание экскурсантов, экскурсоводу следует знать социально-психологические особенности людей. Экскурсоводу нужно учитывать механизм взаимодействия людей в массе, который в психологии называется «психологической заразительностью». Если экскурсовода волнует то, о чём он говорит, если он сам воодушевлён этим, то экскурсанты воспринимают целеустремлённость экскурсовода как свою собственную. · Эффективное восприятие содержания экскурсии возможно лишь при соблюдении строгой дисциплины всеми членами группы. В случае необходимости экскурсовод должен тактично сделать замечание по поводу разговоров, шума, смеха. При этом нужно одинаково избегать как высокомерия, так и заискивания перед людьми. В речи экскурсовода недопустим и фамильярный, и нерешительный тон. Нельзя также подчёркивать зависимость экскурсантов от экскурсовода во время экскурсии. Итак, для квалифицированного экскурсовода необходимо не только владеть суммой знаний, умений и навыков по подготовке и проведению экскурсии, но и правильно и красиво говорить, быть тонким психологом и наблюдателем, умелым организатором и руководителем, наконец, следить за своим внешним видом. Экскурсионная аудитория Подготовку экскурсии лучше начинать с анализа будущей экскурсионной аудитории: необходимо установить, что она собой представляет как целостное образование, что её характеризует, каковы те общие свойства, которые присущи любой аудитории. Следует иметь в виду, что экскурсионная аудитория никогда не является простой суммой входящих в неё личностей, объединённых лишь совместным пребыванием в экскурсионной группе. Она всегда есть нечто больше, это особое социально-психологическое образование. Экскурсионной аудиторией следует называть кратковременную общность людей, одновременно участвующих в общем для них виде деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта, имеющих контакт между собой, интересующихся одним и тем же предметом и испытывающих сходные переживания [12, с. 68]. Во время проведения экскурсии действуют факторы, объединяющие и разъединяющие экскурсионную аудиторию. К объединяющим факторам относятся следующие. Наличие непосредственного контакта. Важной характеристикой экскурсионной аудитории является наличие у её членов непосредственного зрительного и слухового контакта с экскурсоводом, друг другом, объектами показа. Прямое общение экскурсантов с экскурсоводом, возможность видеть то, о чём он говорит, наблюдать реакцию присутствующих, другими словами, непосредственная включённость человека в событие оказывает на него огромное воздействие, повышает эмоциональность восприятия информации. Чувство общности, которое появляется в результате совместного участия в экскурсии и эмоционального влияние друг на друга. Чувство общности выражается в определённом эмоциональном настрое, осознании своей целостности, в готовности к коллективным действиям. Наличие общего центра внимания. Люди, собравшиеся вместе до начала экскурсии, несмотря на уже существующий контакт между ними и определённый интерес к теме экскурсии, ещё не образуют экскурсионную аудиторию. Аудиторией они становятся только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания – экскурсовод. Гомогенность аудитории, то есть степень однотипности, подобие участников экскурсии друг другу по культурным, социально-психологическим, возрастным, профессиональным, географическим признакам. Организация и порядок проведения экскурсии. Экскурсия, как и любое социально-культурное мероприятие, имеет правила, которые должны признаваться и соблюдаться её участниками. Экскурсионная аудитория должна это осознавать и выполнять правила взаимодействия с экскурсоводом и друг с другом. Как разъединяющие факторы выступают прежде всего мотивы посещения экскурсии. Выделяют три основные группы мотивов: интеллектуально-познавательные, эмоционально-эстетические и морально-дисциплинарные. Интеллектуально-эстетические мотивы посещения экскурсии являются доминирующими, если экскурсанты желают узнать новое, расширить представление о предмете или явлении, получить возможность углубить и систематизировать знания. Эмоционально-эстетические мотивы имеют экскурсанты, приходящие на экскурсию с желанием соприкоснуться с прекрасным, увидеть некогда услышанное и поразившее воображение. Эта группа мотивов характерна для восприятия и осмысления искусствоведческих, литературных, архитектурно-градостроительных экскурсий. Морально-дисциплинарные мотивы доминируют, когда приход на экскурсию обусловлен не интеллектуально-познавательной потребностью, а чувством долга, ответственности, дисциплинированности. Активность восприятия материала экскурсантами может быть очень низкой. Экскурсоводу следует как можно раньше выявить доминирующий мотив, объединяющий большую часть экскурсионной аудитории, и, исходя из этого, сделать необходимые корректировки в содержании экскурсии и форме её подачи. Как объединять, так и разъединять экскурсионную аудиторию может такой фактор, как предварительный настрой и наличие прошлого опыта. Хорошее настроение экскурсантов способно вызвать у них дополнительную активность, усилить интерес к теме экскурсии, одним словом, создать наиболее благоприятную почву для восприятия предстоящей экскурсии. Наоборот, отрицательный эмоциональный настрой экскурсантов (безразличие, апатия, подавленность) являются препятствием для деятельности экскурсовода и могут снизить эффективность его общения с аудиторией. Что касается прошлого опыта экскурсантов, то сознание аудитории никогда не бывает свободно от него. Любая экскурсионная аудитория имеет коммуникативные препятствия, которые экскурсовод должен преодолеть. К последним относятся установки, стереотипы, мнения, оценки экскурсантов, приобретённые ими в прошлом. Для эффективного общения экскурсовода с экскурсионной аудиторией необходимо учитывать существующую классификацию экскурсантов. Выделяют следующие основания для классификации экскурсантов: отношение к экскурсии, возрастной показатель, род занятий, место жительства. · Отношение к экскурсии проявляется большим или меньшим интересом экскурсантов к ней. С точки зрения этого основания экскурсанты относятся к одному из пяти психологических типов [12, с. 75–76]: конструктивный, сверхактивный, соглашательский, поверхностных, конфликтный. Краткая характеристика каждого типа представлена в таблице 1. Чаще всего экскурсионная аудитория пред-
Таблица 1 Типы экскурсантов по их отношению к экскурсии
ставляет собой комбинацию если не всех, то большинства названных типов экскурсантов. Понимание экскурсоводом, что в одной экскурсионной группе реально присутствуют в разном соотношении все отмеченные типы экскурсантов, помогает выбрать точную стратегию и правильную тактику проведения экскурсии. · Учитывая возрастной показатель, создаются однородные экскурсионные группы детей, молодёжи, людей среднего возраста, пенсионеров. Экскурсии для разных возрастных групп отличаются способом передвижения, продолжительностью, содержанием, методикой преподнесения материала. Так, экскурсии для детей и молодёжи характеризуются более активной формой проведения, а именно: рассказ в форме беседы, вопросы к аудитории с целью сосредоточить внимание на определённой проблеме, задание – самостоятельно провести различные наблюдения и сделать выводы по подтеме, более быстрые темпы передвижения по маршруту, значительный удельный вес пешеходных экскурсий. · Экскурсионные группы могут создаваться с учётом рода занятий экскурсантов. Можно говорить о группах профессионалов в какой-либо области и массовых туристов. Основой для изложения материала служит степень их подготовки для восприятия темы экскурсии, что даёт возможность излагать материал большей или меньшей сложности. Так, для профессионалов в какой-либо области можно проводить экскурсии, более глубокие по своему содержанию. Главное отличие экскурсий для таких экскурсионных групп заключается в их содержании, зрительном и словесном материале. В зависимости от уровня подготовленности аудитории может быть создано несколько вариантов одной экскурсии. · Работая с экскурсионными группами, сформированными на основе такого показателя, как место жительства важно учитывать содержательную сторону экскурсии. Так, в экскурсию для местных жителей, может быть, не стоит включать показ всем хорошо известных объектов и рассказ о них. Следует сосредоточиться на объектах, в широких кругах известных мало, но, несмотря на это, имеющих немалую историко-культурную ценность. Для приезжих экскурсантов (сельских жителей, иногородних, иностранцев) следует включить в экскурсию объекты, являющиеся визитной карточкой данной местности. Кроме этого, для приезжих целесообразно, если это органично вписывается в экскурсию, для большей наглядности проводить параллели, сравнения, аналогии с той местностью, откуда они прибыли. Учёт запросов, интересов, уровня подготовки, возраста, места жительства и других особенностей потенциальной экскурсионной аудитории при подготовке и проведении экскурсии называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Резюме ¨ Основными участниками экскурсионного процесса являются экскурсовод и экскурсионная аудитория. Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определённых знаний, умений и навыков, приобретаемых как путём общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Составными элементами макромодели имиджа экскурсовода являются визуальный имидж (одежда, макияж), аудиальный имидж (голос, дикция), личностный имидж (интеллигентность, эрудированность, доброжелательность). ¨ Экскурсовод как личность должен обладать хорошо развитым воображением, уметь контролировать своё настроение и убеждать людей. К содержательной стороне речи экскурсовода предъявляются такие требования, как правильность, понятность, точность, выразительность, чистота, лаконичность. Работая над внешней стороной речи, экскурсоводу необходимо овладеть техникой речи. К техническим характеристикам речи относятся звучность, темп и ритм, высота голоса, дикция, интонация. ¨ Экскурсовод должен быть тонким психологом и наблюдателем, умелым организатором и руководителем, что позволит ему установить контакт с группой экскурсантов и поддерживать его на протяжении всей экскурсии. ¨ Экскурсионной аудиториейявляется кратковременная общность людей, одновременно участвующих в общем для них виде деятельности в условиях непосредственного зрительно-слухового контакта, имеющих контакт между собой, интересующихся одним и тем же предметом и испытывающих сходные переживания. ¨ Во время проведения экскурсии действуют факторы, объединяющие (наличие непосредственного контакта, чувство общности, наличие общего центра внимания, гомогенность аудитории, организация и порядок проведения экскурсии) и разъединяющие (мотивы посещения экскурсии) экскурсионную аудиторию. ¨ Для эффективного общения экскурсовода с экскурсионной аудиторией необходимо учитывать существующую классификацию экскурсантов, основаниями которой являются такие показатели, как отношение к экскурсии, возрастной показатель, род занятий, место жительства. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Из каких составных элементов складывается имидж экскурсовода? 2. Какими личностными качествами и характеристиками должен обладать экскурсовод? «Нарисуйте» психологический портрет экскурсовода. 3. Какие требования предъявляются к содержательной и внешней стороне речи экскурсовода? 4. Что должен знать экскурсовод для установления психологического контакта с экскурсионной группой? 5. Какую аудиторию можно назвать экскурсионной? 6. Что может объединять и разъединять экскурсионную аудиторию? 7. Назовите основания современной классификации экскурсионной аудитории. 8. Какие типы экскурсантов выделяются с точки зрения их отношения к экскурсии? Охарактеризуйте каждый тип. 9. Какие группы экскурсантов выделяются с точки зрения возрастного показателя? 10. Какие группы экскурсантов могут создаваться с учётом их рода занятий и деятельности? 11. Какие группы экскурсантов формируются на основе такого показателя, как их место жительство? 12. Что должен учесть экскурсовод при подготовке и проведении экскурсий для разных групп экскурсионной аудитории? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большое значение для поддержания уровня спроса на экскурсионное обслуживание имеет правильно организованная подготовка экскурсий и их проведение. В учебном пособии освещены теоретико-методические основы экскурсионной деятельности, представленные в таких тематических разделах, как определение основных понятий, история развития экскурсионного дела в России, методика подготовки экскурсии, методика проведения экскурсии, участники экскурсионного процесса. Основы экскурсионной деятельности, с одной стороны, вооружают будущих специалистов по туризму элементарными знаниями, с другой – дают возможность совершенствования и расширения существующей практики экскурсионного обслуживания. В современной практике экскурсионного обслуживания в основном используется так называемая классическая экскурсия. Вместе с тем стремительное расширение и наполнение информационного пространства вокруг каждого человека, увеличение количества стрессогенных ситуаций, популяризация асоциальных видов и форм рекреационной деятельности делает своевременным и целесообразным создание новых видов экскурсии и новых форм экскурсионного обслуживания. К перспективным формам экскурсионного обслуживания, например, можно отнести экскурсионные программы, или циклы, которые представляют собой комплекс экскурсий, различающихся по содержанию (обзорные или тематические), по способу передвижения, по форме проведения и объединённых темой экскурсионной программы, местностью путешествия, возрастом экскурсантов и другими показателями. Создание программ, или циклов, экскурсий позволит увеличить охват туристов экскурсионными услугами, сделает экскурсионные предложения более гибкими и адресными, будет способствовать расширению экскурсионной тематики. Программный подход к организации экскурсионного обслуживания в дальнейшем может привести к появлению новых, но необходимых в структуре экскурсоведения разделов, таких как экскурсионный менеджмент и экскурсионный маркетинг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная литература 1. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000. – 216 с. 2. Квартальнов, В. А. Организация туристско-экскурсионного обслуживания / В. А. Квартальнов, В. С. Сенин. – М., 1987. – 365 с. 3. Савина, Н. В. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. В. Савина, З. М. Горбылева. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 335 с. 4. Святославский, А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики / А. В. Святославский. – М., 2001. – 62 с. 5. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм: учебное пособие / Н. А. Седова. – Омск: ОГИС, 2002. – 88 с.
Дополнительная литература 6. Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения / Н. А. Гецевич. – Минск, 1988. 7. Дьякова, Р. А. Основы экскурсоведения / Р. А. Дьякова, Б. В. Емельянов, П. С. Пасечный. – М.: Просвещение, 1985. 8. Емельянов, Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий: учебное пособие / Б. В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980. – 96 с. 9. Емельянов, Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: учебное пособие / Б. В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986. 10. Курило, Л. В. Краеведение и туризм: учебное пособие / Л. В. Курило. – М.: РМАТ, 1999. – 72 с. 11. Никитина, Н. Н. Эстетическое воспитание на экскурсиях / Н. Н. Никитина. – М., 1985. – 126 с. 12. Омельченко, Б. Ф. Экскурсионное познание / Б. Ф. Омельченко. – М., 1991. 13. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм: учебное пособие / Н. А. Седова. – М.: Советский спорт, 2003. – 96 с. 14. Сичинава, В. А. Экскурсионная работа / В. А. Сичинава. – М., 1981. 15. Сорины, сёстры. Необходимый имидж, или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды / Сёстры Сорины. – М.: Гном и Д, 2000. – 208 с.
Словарь терминов
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.025 с.) |