Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика экскурсионного рассказаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экскурсионный рассказ – условно принятое в экскурсоведении название устной части экскурсии: сообщения и пояснения, которые экскурсовод делает в ходе экскурсии; это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им в форме монолога и в соответствии с требованиями устной публичной речи [1, с. 85]. Экскурсионный рассказ выполняет две задачи: 1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; 2) реконструирует, восстанавливает то, что в данный момент экскурсант не может увидеть. В соответствии с этим существует два вида рассказа: повествовательный рассказ, который дает экскурсантам представление о том, где и каким образом происходили события, и реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта. Экскурсионный рассказ, как и показ, имеет характерные для него признаки. Подчинённость рассказа показу. Рассказ вторичен по отношению к показу, он дополняет показ зрительного материала и вне показа на экскурсии не должен использоваться. Более того, содержание рассказа определяется объектом показа. Использование в рассказе зрительных доказательств. В процессе рассказа происходит трансформация одного вида информации – устной речи – в другой – зрительные образы, поэтому в экскурсионном рассказе отсутствуют устные доказательства: их роль выполняет зрительный ряд. Показ должен строиться таким образом, чтобы «заговорил» сам объект и экскурсанты увидели то, о чём рассказывает экскурсовод. Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишне подробный превращается в лекцию. Адресность. Под адресностью рассказа понимается чёткая отнесённость рассказа к наблюдаемым объектам. Экскурсоводу нужно конкретно сформулировать указания экскурсантам, чтобы они безошибочно определили «адрес» рассказа: чему адресует рассказ экскурсовод, на что обратить внимание. Конкретность. Конкретность рассказа требует, чтобы в рассказе преподносился материал, раскрывающий конкретную тему. Неправильно рассматривать конкретность рассказа как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий). Утверждающий характер рассказа. Рассказывая о чём-то, экскурсовод должен преподносить информацию с максимальной убедительностью, то есть как объективный факт. Наличие в рассказе подтекста. Подтекст – это внутренний, скрытый в речи, дополнительный смысл рассказа экскурсовода. Посредством подтекста экскурсовод выражает своё отношение к тому, о чём рассказывает, даёт оценку какому-либо факту в излагаемом материале. Подтекст проявляется в эмоциональности рассказа экскурсовода, в тональности его речи, в жестах и мимике. Экскурсионная методика предъявляет ряд требований к рассказу экскурсовода. Во время работы над устной частью экскурсии необходимо обратить внимание на некоторые моменты, игнорирование которых может привести к снижению качества экскурсионного рассказа. · Часто встречающимся недостатком экскурсии является лекционность. Она имеет место тогда, когда две составляющие экскурсии – показ и рассказ – функционально меняются местами: первичным становится рассказ, а показ уходит на второй план или вообще отсутствует. Другими словами, рассказ строится в отрыве от показа и не подкрепляется зрительными наблюдениями экскурсантов. · Экскурсионная методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, поэтому в экскурсии должны быть паузы, во время которых экскурсанты получают возможность обдумать услышанное, закрепить материал в памяти, а экскурсоводу предоставляется возможность кратковременного отдыха. Продолжительность рассказа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом привлечь внимание экскурсантов. · Экскурсионный рассказ имеет монологический характер. Однако в некоторых случаях экскурсоводом делаются попытки превратить часть экскурсии в открытый или скрытый диалог, что приводит к возрастанию активности экскурсантов при восприятии материала. В этом случае важную роль играют ответы на вопросы экскурсантов и работа экскурсовода с их репликами. В репликах экскурсанта выражается его мнение о чём-либо, причём не всегда правильное. Существует специальная методика работы экскурсовода с репликами: уходить от реплики не стоит, ответ на реплику должен быть умело вплетён в рассказ экскурсовода и не должен нарушать его логику. Итак, экскурсионный рассказ, несмотря на его вторичность по отношению к показу, требует серьёзной подготовки и высокого методического уровня его проведения. Поэтому следует знать основные методические приёмы ведения экскурсионного рассказа и уметь их использовать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.006 с.) |