Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика экскурсионного показаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Экскурсионный показ – это наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектами, целенаправленный процесс извлечения зрительной информации из объектов с помощью экскурсовода. От показа следует отличать осмотр объектов. Осмотр – это поверхностное знакомство с объектом, которое осуществляется наблюдателем самостоятельно, без посторонней помощи. При осмотре наблюдатель пассивен и воспринимает только внешний вид объекта. Показ позволяет не только осмотреть объект, но и выявить его признаки, части, свойства, незаметные при самостоятельном осмотре объекта, то есть предполагает активность экскурсанта. Таким образом, осмотр является составной частью процесса экскурсионного показа. Задачи экскурсионного показа состоят в следующем: 1) показать экскурсионные объекты, которые находятся в поле зрения экскурсантов; 2) показать объекты, отсутствующие в поле зрения экскурсантов; 3) воссоздать зрительную картину исторического события или действия известной личности, которые происходили на данном месте. Показ как важнейший элемент экскурсии, как её зрительная основа характеризуется следующими признаками. Первичность и главенствующее значение показа. Экскурсионный процесс развивается в направлении от показа к рассказу, так как основой экскурсии является зрительное восприятие и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Без показа не существует экскурсии. В большинстве экскурсий зрительные объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений. Активность показа. Показ – это не пассивное, а целенаправленное наблюдение объектов, процесс, требующий активных действий как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов. Логическая последовательность показа. Показ должен быть логически последовательным, а значит, выборочным. Последовательность показа объектов предопределена темой экскурсии и логикой изложения материала. Последовательность показа объектов означает выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них. Показ объектов должен осуществляться в направлении от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от общего к частному. Сюжетность показа воплощается через соединение объекта с определённым моментом действия: ходом исторических событий, жизнью и деятельностью известной личности. Сюжетный показ оживляет экскурсию и активизирует экскурсантов. Однако существует и бессюжетный показ, например, при демонстрации произведений, выполненных в таких жанрах изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет. Парадоксальность показа. Парадокс экскурсионного показа заключается в том, что экскурсант под руководством экскурсовода видит больше, чем он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта, а также может увидеть объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Экскурсионная методика предъявляет ряд требований к организации экскурсионного показа. · Выделяют четыре вида показа объектов на автобусной экскурсии: 1) показ из окон автобуса при скорости движения 50–60 км/ч. Здесь важное значение имеет предварительная подготовка экскурсантов к осмотру, особенно важно ориентировать экскурсантов на объект, заранее указать, с какой стороны он появится, где и в каком окружении расположен, поэтому рассказ об объекте следует начинать с опережением, до его появления в поле зрения экскурсантов; 2) показ из окон автобуса при скорости движения 20 км/ч. Даже при замедленном движении автобуса показ не может быть детальным, экскурсанты получают поверхностное впечатление об объекте, обращая внимание только на главные и существенные его черты, обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами; 3) показ из окон автобуса при его полной остановке без выхода из салона. Происходит более глубокое знакомство с объектами, однако экскурсовод ограничен в использовании методических приёмов показа; 4) показ при полной остановке автобуса с выходом экскурсантов из него. В этом случае имеет место полноценный показ объекта, его окружения, предоставляется возможность выбора и сопоставления различных точек осмотра объекта, экскурсовод свободен в выборе и использовании методических приёмов показа, в частности может быть применён приём движения. Решая вопрос о выходе экскурсантов из автобуса, нужно учитывать тему экскурсии, значение объекта, погодные условия, возраст экскурсантов. В трёхчасовой экскурсии по городу обычно предусматривается 3–5 выходов. · Выбирая месторасположение экскурсионной группы, нужно найти наиболее благоприятную точку, откуда объект зрительно воспринимается наиболее ярко. Следует учитывать, что некоторые объекты требуют показа с двух или нескольких точек, которые нужно предварительно наметить. Выбирая место расположения группы, экскурсовод должен обеспечить безопасность и удобство экскурсантов. Это значит, что смотровая площадка должна быть достаточно удалена от проезжей части дорог, надёжно защищена от движения транспорта и потока пешеходов, а также от яркого солнца, дождя, ветра, шума, находиться в стороне от опасных зон ремонтных, строительных и реставрационных работ. Нужно внимательно следить за дорожными знаками и предупреждающими надписями и следовать их требованиям. При выборе месторасположения группы экскурсантов следует помнить, что объекты воспринимаются по-разному в зависимости от удаления наблюдателя от них, то есть различного угла зрения. Так, при угле зрения в 45º хорошо воспринимается весь объект в целом. Под углом зрения 20º, то есть на значительном удалении, объект воспринимается вместе с окружением. При выборе места показа следует учитывать характер освещённости объекта. Например, на фоне источника света объект утрачивает объёмность, краски и смотрится силуэтно. Место показа объекта должно быть выбрано таким образом, чтобы он не проецировался на близлежащую застройку и чтобы можно было легко выявить его связь с ландшафтом и окружением. · При работе с объектом экскурсовод использует средства показа. Например, он может ориентировать экскурсантов на объект посредством жеста, поэтому главной особенностью жеста на экскурсии является то, что он лишь отчасти связан с экскурсионным рассказом. Вместе с тем жест несёт смысловую и эмоциональную нагрузку, поскольку отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому, делает изложение более эмоциональным, помогает увлечь экскурсантов показом и рассказом. В экскурсионной практике жесты делятся на две группы на основе их функционального назначения. Первую группу составляют жесты, используемые при показе объектов: – указательные жесты составляют основную группу жестов, они направлены в сторону объекта, указательный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным; – пространственные жесты дают представление о границах осматриваемых объектов, размерах показываемой территории, они очерчивают объект показа; – иллюстративные жесты дают представление о размере или форме объекта или его части; – реконструирующие жесты помогают зрительно восстановить несохранившиеся объекты или их части; – демонстрационные жесты дают возможность наглядно и эстетично демонстрировать пособия из «портфеля экскурсовода». Вторую группу составляют жесты, используемые экскурсоводом при общении с экскурсантами: – побудительные жесты позволяют экскурсоводу направлять экскурсионную группу при размещении у объекта, при выходе из автобуса, перемещении от объекта к объекту; – эмоциональные жесты выражают эмоции экскурсовода, его психическое состояние во время проведения экскурсии. В музейных экскурсиях для показа объектов рекомендуется использовать указку. Таким образом, для того чтобы экскурсионный показ был качественным и эффективным, необходимо соблюдать требования экскурсионной методики. Кроме этого, экскурсоводу необходимо овладеть методическими приёмами экскурсионного показа и навыками их использования в работе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 3033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.007 с.) |