Методика экскурсионного показа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика экскурсионного показа



 

Экскурсионный показ – это наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектами, целенаправленный процесс извлечения зрительной информации из объектов с помощью экскурсовода. От показа следует отличать осмотр объектов. Осмотр – это поверхностное знакомство с объектом, которое осуществляется наблюдателем самостоятельно, без посторонней помощи. При осмотре наблюдатель пассивен и воспринимает только внешний вид объекта. Показ позволяет не только осмотреть объект, но и выявить его признаки, части, свойства, незаметные при самостоятельном осмотре объекта, то есть предполагает активность экскурсанта. Таким образом, осмотр является составной частью процесса экскурсионного показа.

Задачи экскурсионного показа состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся в поле зрения экскурсантов;

2) показать объекты, отсутствующие в поле зрения экскурсантов;

3) воссоздать зрительную картину исторического события или действия известной личности, которые происходили на данном месте.

Показ как важнейший элемент экскурсии, как её зрительная основа характеризуется следующими признаками.

Первичность и главенствующее значение показа. Экскурсионный процесс развивается в направлении от показа к рассказу, так как основой экскурсии является зрительное восприятие и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Без показа не существует экскурсии. В большинстве экскурсий зрительные объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

Активность показа. Показ – это не пассивное, а целенаправленное наблюдение объектов, процесс, требующий активных действий как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов.

Логическая последовательность показа. Показ должен быть логически последовательным, а значит, выборочным. Последовательность показа объектов предопределена темой экскурсии и логикой изложения материала. Последовательность показа объектов означает выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них. Показ объектов должен осуществляться в направлении от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от общего к частному.

Сюжетность показа воплощается через соединение объекта с определённым моментом действия: ходом исторических событий, жизнью и деятельностью известной личности. Сюжетный показ оживляет экскурсию и активизирует экскурсантов. Однако существует и бессюжетный показ, например, при демонстрации произведений, выполненных в таких жанрах изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет.

Парадоксальность показа. Парадокс экскурсионного показа заключается в том, что экскурсант под руководством экскурсовода видит больше, чем он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта, а также может увидеть объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения.

Экскурсионная методика предъявляет ряд требований к организации экскурсионного показа.

· Выделяют четыре вида показа объектов на автобусной экскурсии:

1) показ из окон автобуса при скорости движения 50–60 км/ч. Здесь важное значение имеет предварительная подготовка экскурсантов к осмотру, особенно важно ориентировать экскурсантов на объект, заранее указать, с какой стороны он появится, где и в каком окружении расположен, поэтому рассказ об объекте следует начинать с опережением, до его появления в поле зрения экскурсантов;

2) показ из окон автобуса при скорости движения 20 км/ч. Даже при замедленном движении автобуса показ не может быть детальным, экскурсанты получают поверхностное впечатление об объекте, обращая внимание только на главные и существенные его черты, обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) показ из окон автобуса при его полной остановке без выхода из салона. Происходит более глубокое знакомство с объектами, однако экскурсовод ограничен в использовании методических приёмов показа;

4) показ при полной остановке автобуса с выходом экскурсантов из него. В этом случае имеет место полноценный показ объекта, его окружения, предоставляется возможность выбора и сопоставления различных точек осмотра объекта, экскурсовод свободен в выборе и использовании методических приёмов показа, в частности может быть применён приём движения. Решая вопрос о выходе экскурсантов из автобуса, нужно учитывать тему экскурсии, значение объекта, погодные условия, возраст экскурсантов. В трёхчасовой экскурсии по городу обычно предусматривается 3–5 выходов.

· Выбирая месторасположение экскурсионной группы, нужно найти наиболее благоприятную точку, откуда объект зрительно воспринимается наиболее ярко. Следует учитывать, что некоторые объекты требуют показа с двух или нескольких точек, которые нужно предварительно наметить.

Выбирая место расположения группы, экскурсовод должен обеспечить безопасность и удобство экскурсантов. Это значит, что смотровая площадка должна быть достаточно удалена от проезжей части дорог, надёжно защищена от движения транспорта и потока пешеходов, а также от яркого солнца, дождя, ветра, шума, находиться в стороне от опасных зон ремонтных, строительных и реставрационных работ. Нужно внимательно следить за дорожными знаками и предупреждающими надписями и следовать их требованиям.

При выборе месторасположения группы экскурсантов следует помнить, что объекты воспринимаются по-разному в зависимости от удаления наблюдателя от них, то есть различного угла зрения. Так, при угле зрения в 45º хорошо воспринимается весь объект в целом. Под углом зрения 20º, то есть на значительном удалении, объект воспринимается вместе с окружением.

При выборе места показа следует учитывать характер освещённости объекта. Например, на фоне источника света объект утрачивает объёмность, краски и смотрится силуэтно. Место показа объекта должно быть выбрано таким образом, чтобы он не проецировался на близлежащую застройку и чтобы можно было легко выявить его связь с ландшафтом и окружением.

· При работе с объектом экскурсовод использует средства показа. Например, он может ориентировать экскурсантов на объект посредством жеста, поэтому главной особенностью жеста на экскурсии является то, что он лишь отчасти связан с экскурсионным рассказом. Вместе с тем жест несёт смысловую и эмоциональную нагрузку, поскольку отражает личное отношение экскурсовода к сообщаемому, делает изложение более эмоциональным, помогает увлечь экскурсантов показом и рассказом.

В экскурсионной практике жесты делятся на две группы на основе их функционального назначения. Первую группу составляют жесты, используемые при показе объектов:

– указательные жесты составляют основную группу жестов, они направлены в сторону объекта, указательный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным;

– пространственные жесты дают представление о границах осматриваемых объектов, размерах показываемой территории, они очерчивают объект показа;

– иллюстративные жесты дают представление о размере или форме объекта или его части;

– реконструирующие жесты помогают зрительно восстановить несохранившиеся объекты или их части;

– демонстрационные жесты дают возможность наглядно и эстетично демонстрировать пособия из «портфеля экскурсовода».

Вторую группу составляют жесты, используемые экскурсоводом при общении с экскурсантами:

– побудительные жесты позволяют экскурсоводу направлять экскурсионную группу при размещении у объекта, при выходе из автобуса, перемещении от объекта к объекту;

– эмоциональные жесты выражают эмоции экскурсовода, его психическое состояние во время проведения экскурсии.

В музейных экскурсиях для показа объектов рекомендуется использовать указку.

Таким образом, для того чтобы экскурсионный показ был качественным и эффективным, необходимо соблюдать требования экскурсионной методики. Кроме этого, экскурсоводу необходимо овладеть методическими приёмами экскурсионного показа и навыками их использования в работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.005 с.)