Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Особенности современного дефектологического знания↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Ключевая фигура в специальном образовании – педагог-дефектолог. От его человеческих качеств, компетентности во многом зависят физическое, психодуховное, социальное здоровье и благополучие детей с ограниченными возможностями. В рамках профессиональной подготовки будущих дефектологов важное место отводится формированию исследовательских умений и навыков, креативного отношения к организации и осуществлению коррекционно-педагогического процесса. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» [9, с.73]. Исследовательская активность педагога-дефектолога является необходимым условием восхождения к индивидуальности ребенка с нарушенным развитием, глубокому пониманию специфики его семейной ситуации, особенностей классного коллектива, где он обучается, конкретных условий жизнедеятельности и, следовательно, конструктивного решения образовательных и коррекционно-воспитательных задач. Педагога-дефектолога, не владеющего профессиональной исследовательской культурой, нельзя рассматривать как творца человеческих душ. Его, скорее всего, можно назвать работником сферы специальных образовательных услуг, чья деятельность ограничивается измерением достижений учащихся и управлением их поведением. Отсюда – неизбежность «слепых» форм педагогического моделирования, смысловых барьеров в общении с особенными детьми, различных видов формализма. Исследовательская функция педагога-дефектолога проявляется в тщательном изучении ребенка с отклоняющимся развитием, его семьи, микросоциума, группы, в которую он включён в детсаду (школе), наблюдении и анализе его поведения, внесении нового в содержание обучения, воспитания, коррекции, критическом анализе собственного опыта, современных и традиционных технологий социализации и реабилитации, творческом решении педагогических задач. Обучение в вузе – важнейший этап формирования исследовательской компетентности педагога-дефектолога. Данное учебное пособие поможет студенту приобрести начальные умения исследовательского труда, необходимые в будущей сфере профессиональной деятельности.
Глава 2 РЕФЕРАТ
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА Реферат должен быть выполнен и представлен в форме печатной рукописи. Он должен представлять собой самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по гуманитарному, социальному, экономическому, математическому, естественно-научному, профессиональному циклам, а также на основе знаний, умений, навыков по изучаемым дисциплинам выдвигается и обосновывается позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое или методическое значение. Конкретные требования к содержанию, объему и структуре реферата определяются высшим учебным заведением, на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», учебного плана и методических рекомендаций УМУ ВлГУ. В реферате студент должен продемонстрировать знание материала, самостоятельное изучение проблемы, способность к критическому анализу, синтезу, обобщению специальной литературы, владение методологией и методикой исследования, навыками правильного оформления работы. Написание реферата является началом учебно-исследовательской деятельности студента, навыки которой приобретаются и развиваются в дальнейшем в ходе написания курсовых работ, ВКР, научных статей, в процессе выступлений на студенческих научных конференциях, в работе студенческих научных обществ. Цель выполнения реферата: расширение, систематизация и закрепление теоретико-методологических знаний, умений и навыков студентов в решении комплексных задач с элементами исследований. Основные задачи выполнения реферата: • теоретическое обоснование социальных процессов, явлений и проблем; • поиск путей (способов, методов) решения проблем, исследуемых в рамках конкретного направления профессиональной деятельности; • формулирование научно обоснованных выводов, рассматриваемых в работе. Реферат должен иметь научный характер и отражать общий уровень теоретических знаний, умений и навыков студентов. Работа по написанию реферата должна: носить творческий характер, представлять собой самостоятельное исследование по теме; • основываться на использовании проанализированных источников и действующих нормативно-правовых актов, проработке достаточного количества литературы; • соответствовать современному уровню научного знания; • отвечать требованиям логичного изложения материала, доказательности суждений и достоверности приводимых фактов; • отражать навыки и умения студента использовать рациональные приемы поиска, отбора, обработки, обобщения и анализа информации; • иметь четкую структуру, правильно оформленный научно-справочный аппарат в соответствии с действующими стандартами.
ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА Тематика рефератов разрабатывается ведущим преподавателем по конкретной дисциплине и предлагается студентам для самостоятельного выполнения. Преподаватели кафедры оказывают студентам помощь в выборе темы, рекомендуют написание работы по определенной проблематике. Вместе с тем студенты имеют право самостоятельно сформулировать тему реферата и выполнить его. При выборе темы необходимо обратить внимание на ее актуальность, значимость, а также обеспеченность необходимыми источниками и литературой. Особое место в студенческих исследованиях должна занимать разработка проблем, имеющих наибольший интерес. Выбор актуальных тем рефератов свидетельствует о профессиональной зрелости студента, а точная формулировка темы позволяет очертить рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Подготовка реферативной работы осуществляется самостоятельно. Ведущий преподаватель данной дисциплины: - Может оказать помощь в составлении плана реферата; - рекомендует необходимую литературу, справочные, архивные материалы, другие источники по теме; - дает рекомендации к выступлению и защите реферата. Профильная кафедра совместно с библиотекой обеспечивает студентов имеющимися методическими указаниями, литературой, справочными изданиями. Основными этапами подготовки реферата являются: • формирование замысла работы, определение темы, цели, задач, методов их решения, составление предварительного плана выполнения исследования; • библиографический поиск, отбор и подготовка необходимых теоретических и методических материалов; • группировка и систематизация материала, составление подробного плана работы; • написание текста работы; • обработка и редактирование рукописи, оформление и представление реферата к защите.
СБОР МАТЕРИАЛА РЕФЕРАТА, ЕГО ОБРАБОТКА И ОБОБЩЕНИЕ Студент, как правило, подбирает необходимую научную литературу самостоятельно, используя навыки составления научной библиографии, умения работать с генеральным, систематическим и алфавитным каталогами библиотек. В этом ему могут оказать помощь научный руководитель и библиотечные работники. При подборе литературы необходимо учитывать, в какой мере она непосредственно затрагивает тему, раскрывает и анализирует ее содержание, обращать внимание на год публикаций. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно использовать более позднее издание, отражающее современную точку зрения. Существенную роль в подготовке реферата играют умения студента правильно оценить имеющиеся источники и литературу, быстро разобраться в структуре анализируемых источников, сделать записи в форме выписок, тезисов, конспекта, развернутого плана. Целесообразно делать записи на отдельных листах, выделяя смысловые абзацы разными чернилами или подчеркиванием, на полях фиксировать свои замечания, а также обязательно указывать источники, откуда взяты данные. Сделав записи, следует сгруппировать их в соответствии с планом реферата. Обеспеченность выписками покажет, какие вопросы темы можно осветить с достаточной полнотой, а какие нет. Следует иметь в виду, что работа не обязательно должна включать весь собранный и законспектированный материал; для написания текста отбираются основные положения и показатели, которые дают возможность наиболее исчерпывающе и всесторонне раскрыть исследуемый вопрос. В процессе подготовки работы студент должен собрать достаточный материал из разных источников, уметь выделить главное. Сбор материала для реферата осуществляется в процессе учебной деятельности и является ответственным и трудоемким этапом подготовки работы. Качество реферата во многом будут зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован материал. Систематизация, анализ и обработка материала предполагают глубокое раскрытие сути освещаемых явлений. В процессе представления материала работы студенту необходимо обратить особое внимание на оформление реферата, уметь правильно его подготовить и защитить.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РЕФЕРАТА Общий примерный объем работы составляет не менее 15-20 страниц машинописного текста. Структура реферата включает следующие обязательные элементы: 1. Титульный лист. 2. Оглавление (содержание). 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. 6. Список используемых источников и литературы (библиография). Титульный лист является первой страницей реферата. Он заполняется по образцу. На нем указывается полное наименование учебного заведения, института, кафедры, фамилия, имя, отчество студента, курс и форма обучения, фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание ведущего преподавателя, принимающего реферат, место и год выполнения работы. В оглавлении перечисляются полностью, без сокращений все заголовки: введение, названия глав, параграфы, заключение, список литературы, с указанием страниц, с которых начинается каждая из этих частей. Во введении должны быть отражены параметры, характеризующие реферат как научно-исследовательский труд и должен рассматриваться понятийный аппарат. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопросов или задач; обоснование выбора темы, необходимость научной разработки. Освещение актуальности не должно быть многословным. Можно назвать два основных направления характеристики актуальности исследования:1) не- изученность или недостаточная изученность выбранной темы; 2) возможность решения определенной актуальной задачи на основе проанализированных сведений. Обзор существующей литературы по теме исследования, на основе анализа которой дается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты. Цель - это желаемый конечный результат, то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего, то есть выражение того основного, что намеревается сделать исследователь. Задачи реферата конкретизируют и развивают цель исследования. Они, как правило, связаны с уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта, с анализом реального состояния предмета исследования, динамикой внутренних противоречий развития. Краткий обзор содержания реферата (объем, структура, краткое содержание глав). Объем введения составляет 1-2 страницы. Основная часть может раскрывать методологические и теоретические основы избранной темы исследования. В этой главе проходит анализ, синтез, обобщение материала, раскрывается проблема. Работа над теоретической частью предполагает также подготовку форм сбора первичной информации для написания курсовой работы. В заключении подводятся итоги. Объем заключения составляет 1-2 страницы. Список использованных источников и литературы представляет собой перечень использованной литературы, послужившей основой для написания работы (не менее 30 наименований). Указываются только источники и произведения, непосредственно использованные в работе и те, на которые делались ссылки. Список рекомендуется излагать в алфавитном порядке.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА Текст реферата набирается на компьютере на одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А 4. Поля составляют: левое - 3 см, верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, правое - 1 см. При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал. На каждой странице должно располагаться примерно 1800 печатных знаков (28 - 30 строк по 65-70 знаков, включая подстрочные примечания). Главы основной части могут быть разделены на параграфы или пункты, имеющие порядковые номера. После номера любой главы ставится точка. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы двумя цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер главы, вторая - номер параграфа, например, 2.1. (первый параграф второй главы). Каждая часть работы - введение, глава, заключение, список использованной литературы - начинаются с новой страницы. Названия разделов пишутся прописными буквами жирным шрифтом посередине страницы. Каждый параграф начинается с нового абзаца. При использовании текста работ других авторов цитата помещается в кавычки, с сохранением всех ее особенностей, без искажений, с указанием ссылок на источник. Существует несколько основных систем оформления ссылок: 1. Постраничные (подстрочные) ссылки - помещаются внизу страницы и отделяются от основного текста сплошной чертой. Текст ссылки набирается меньшим шрифтом, чем основной текст (рекомендуется использовать автоматическую систему сносок и 10-й кегль). Ссылки нумеруются арабскими цифрами, на каждой странице нумерация начинается сначала. 2. Концевые ссылки - оформляются в виде примечаний в конце раздела. При этом также рекомендуется использовать автоматическую систему сносок и 10-й кегль. 3. Внутритекстовые ссылки - оформляются в квадратных скобках, вслед за цитатой или фамилией цитируемого автора. В скобках указывается порядковый номер источника из списка литературы (или фамилия автора, год издания работы) и цитируемая страница. При этом используется шрифт основного текста. При написании текста серьезное внимание следует уделить языку и стилю реферата. Он должен соответствовать требованиям научного стиля. В основе текста лежит формально-логический способ изложения, для которого характерны смысловая законченность, целостность и связность, специальная терминология и фразеология. Напротив, эмоциональные языковые средства не используются. Обычно изложение ведется от первого лица множественного лица (мы, нами). Следует избегать просторечий, канцеляризмов, а также многословности, тавтологии, речевой избыточности. В тексте допускаются общепринятые сокращения. Нумерация страниц работы сквозная, включая библиографический список, начинается с титульного листа, при этом номера страниц на титульном листе и оглавлении не ставятся. Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, номера страниц проставляют посередине вверху. Работа должная быть внимательно вычитана, все грамматические, орфографические и стилистические ошибки и опечатки исправлены. Реферат оформляется в одном экземпляре, после защиты сдаётся ведущему преподавателю и хранится на кафедре.
ЗАЩИТА РЕФЕРАТА Завершенная работа, оформленная в соответствии с требованиями, предоставляется ведущему преподавателю по дисциплине, после чего выносится на защиту и обсуждение. Защита реферата проводится публично, по форме соответствуя порядку защиты и обсуждения работы. По решению преподавателя прохождение защиты может заменяться успешным выступлением студента по теме реферата на научной конференции. В ходе защиты выносится решение: «зачтена» или «не зачтена» работа. Студенты, представившие рефераты, не соответствующие установленным требованиям или не в установленные сроки, к защите не допускаются. Защита рефератов проводится публично и включает следующие элементы: 1. Доклад студента (10 - 15 минут), в котором излагаются важнейшие положения работы и выводы. 2. Вопросы к докладчику и его ответы. 3. Дискуссия по теме исследования. 4. Ответы выпускника на замечания. 5. Выступление преподавателя. 6. Решение о защите реферата. При оценке уровня выполнения реферата следует учитывать перспективу дальнейшего исследования проблемы. Рефераты после их защиты хранятся на кафедре и в последующем могут быть использованы для написания курсовых работ и выпускных квалификационных работ, уничтожаются в установленном порядке.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА При оценке реферата учитываются следующие критерии: 1. Актуальность, научная новизна выполненной работы, ее вклад в теорию и практику специального образования. 2. Полнота и соответствие содержания, структуры работы заявленной теме, поставленным целям и задачам, современному состоянию науки и практики, профессиональной деятельности учителя-дефектолога 3. Учет основных факторов, влияющих на рассматриваемые в работе проблемы (явления или процессы), полнота раскрытия их сущности и содержания. 4. Комплексность методов исследования проблемы, системный подход к исследованию. 5. Логическая последовательность, завершенность и стиль изложения материала. 6. Наличие и обоснованность проанализированного материала. 7. Качество оформления работы. Каждый критерий оценивается по 4-балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Реферат считается защищённым, если по всем критериям студент получил удовлетворительные оценки и незащищённым, если по трем и более критериям работа оценена на «неудовлетворительно». Окончательная оценка за реферат студента выставляется ведущим преподавателем. Результаты защиты реферата оглашаются открыто в присутствии всей группы студентов, участвовавших в публичной защите и обсуждении.
Глава 3. КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнение курсовых работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Курсовая работа является одной из форм учебно-исследовательской деятельности будущего специалиста и преследует цели углубленного исследования конкретных проблем сферы его профессионально деятельности. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя. Количество курсовых работ и сроки их выполнения определяются учебным планом соответствующей специальности. В соответствии с учебным планом студент любой формы обучения должен выполнить 4 курсовые работы. Курсовая работа № 1 посвящена анализу особенностей развития психических функций и речи, различных видов деятельности у нормально развивающихся детей, подростков. Курсовая работа № 2. В процессе ее подготовки на основе изучения теоретической литературы анализируются особенности психического развития лиц с нарушениями речи (интеллекта, слуха, зрения, поведения, опорно-двигательного аппарата (в зависимости от направления или специальности). Однако, уже на этом этапе, при выборе темы курсовой работы следует учитывать возможности ее дальнейшей экспериментальной разработки. Курсовая работа № 3. В ней отображаются результаты самостоятельной экспериментальной деятельности студента по изучению особенностей формирования любого психического процесса, вида деятельности у лиц с нарушениями речи (интеллекта, слуха, зрения, поведения, опорно-двигательного аппарата (в зависимости от специальности или направления). Курсовая работа № 4. Ее основное содержание составляют данные самостоятельной экспериментальной деятельности студента, посвященной организации, определению и апробации содержания коррекционно-педагогической работы по формированию одного из структурных компонентов речевой деятельности.
Общие положения Курсовые работы должны отвечать ряду общепринятых требований. Курсовая работа выполняется по тематике одной из изученных учебных дисциплин. Курсовая работа должна содержать элементы теоретического и эмпирического (экспериментального) исследования. Многие студенты сводят написание курсовой работы к процессу переписывания из литературных источников известных фактов, соответствующих по своему содержанию теме. В результате получается реферат большого объема, который не может быть признан в качестве курсовой работы. В связи с этим, теоретические исследования должны проводиться на основе анализа литературных источников, в результате которого должны быть выявлены несоответствия, противоречия, нерешенные вопросы в исследуемой области и, по возможности, предложены пути их решения. Эмпирическое исследование заключается в проведении конкретной опытно-экспериментальной работы, в получении по ее результатам фактических данных, их обработке, анализе и формулировании выводов и практических рекомендаций. Тема курсовой должна соответствовать специальности или направлению. Содержание курсовой работы должно соответствовать утвержденной теме и сформулированным целям. Характерной ошибкой многих студентов при написании курсовой работы является стремление вложить в содержание курсовой работы как можно больше предметного материала. Как правило, излагается известный фактический материал, содержание которого значительно выходит за рамки темы исследования. В результате этого не удается полностью раскрыть тему и получить обоснованные результаты. Курсовая работа может быть допущена к защите при условиях, если: -содержание работы полностью соответствует утвержденной теме; -работа оформлена в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Завершенная и подписанная студентом курсовая работа в установленный срок представляется научному руководителю, который на титульном листе визирует допуск курсовой работы к защите.
Подготовка к выполнению курсовой работы Выполнение курсовой работы разделяется на несколько этапов. 1 этап – выбор темы курсовой работы. 2 этап – разработка содержания курсовой работы. 3 этап - подбор и изучение литературы. 4 этап - написание курсовой работы. 5 этап – защита курсовой работы. Особое значение при её выполнении имеют тщательность планирования научно-методической работы, а также выбор темы исследования. Наиболее логичным представляется последовательное изучение одного из наиболее значимых аспектов специальной психологии и специальной педагогики, которое на разных годах обучения имеет теоретический (курсовые работы №№ 1,2) и теоретически-экспериментальный (курсовые работы №№ 3,4) характер. Общая последовательность разработки проблемы может быть представлена в следующем виде: При выборе темы курсовой работы студент должен ориентироваться на будущую профессиональную деятельность. Следовательно, при обучении по специальности или направлению «логопедия», должны выбираться те аспекты исследования, которые связаны с речевым развитием нормально развивающихся лиц, детей, подростков и взрослых с нарушениями речи или другими видами отклонений в развитии, при которых в структуре дефекта обнаруживаются особенности устной или письменной речи. Интересным может оказаться изучение отдельных психических процессов и особенностей становления различных видов деятельности у лиц с нарушениями речи разного возраста. При обучении по направлению «специальное (дефектологическое) образование» возможности для выбора тем курсовых проектов очень широки. В качестве предмета изучения могут рассматриваться любые психические процессы и виды деятельности, а в качестве субъекта привлекаться лица с любыми видами патологии в развитии. При этом наиболее рациональным является учет имеющихся у студента возможностей для проведения самостоятельной экспериментальной работы. Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы из предложенного перечня или, по согласованию с научным руководителем, заявить собственную тему. Если тема курсовой работы не выбрана, она назначается студенту заведующим кафедрой. Изменение темы курсовой работы и смена научного руководителя допускаются в исключительных случаях по письменному заявлению студента на имя заведующего кафедрой с обоснованием необходимости изменения, но не позднее, чем за месяц до предоставления курсовой работы к защите. Научный руководитель курсовой работы назначает из числа высококвалифицированных штатных и нештатных преподавателей. Начальным этапом является разработка плана курсовой работы. Основной задачей плана является определение наиболее значимых моментов в работе над данной темой, а также определение путей поиска решения рассматриваемой проблемы. При этом заголовки должны максимально точно отражать представленное в данной части содержание. Однако следует избегать чрезмерного выделения частей, глав, параграфов. По возможности они должны укрупняться. Например, неуместно выделение в качестве отдельного пункта содержания такого, как «Характеристика определения…», особенно, если приводимые данные отражают содержание учебника. В качестве иллюстрации приведем следующий пример. В задании, приведенном выше, сформулирована тема и вопросы, подлежащие разработке: Тема: «Профилактика и коррекция нарушений чтения у младших школьников» Вопросы, подлежащие разработке: 1. Проблема формирования письменной речи в норме, а также механизмы возникновения и проявления нарушений чтения. 2. Методические основы диагностики нарушений чтения. 3. Разработка рекомендаций по профилактике и коррекции нарушений чтения. Исходя из этого, содержание курсовой работы можно представить в следующем виде. СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы
При внимательном рассмотрении содержания видно, что названия глав сформулированы на основании вопросов, подлежащих разработке. Подобный подход обеспечивает выполнение требования к курсовой работе о соответствии ее содержания теме. Аналогичный подход применим к формулировке разделов глав, которые должны раскрывать содержание каждой главы по тому заголовку, в котором они сформулированы. Практика показывает, что наиболее характерными ошибками при разработке плана являются: 1. Совпадение названия глав (разделов) с темой курсовой работы (главы). 2. Названия глав (разделов) не раскрывают реального содержания темы курсовой работы (главы) и относятся к другой области знаний. Обе ошибки недопустимы, особенно вторая, поскольку она приводит к несоответствию содержания курсовой работы ее теме. Важным этапом подготовки к выполнению курсовой работы является подбор и изучение литературы. Эта работа ведется на основании разработанного содержания. Основной ее задачей является подбор и составление списка литературных источников к каждой главе. При подборе литературы необходимо ориентироваться на следующие ее типы: 1. Научные специализированные журналы по тематике курсовой работы. 2. Информационные издания по определенным тематическим направлениям, цель выпуска которых – оперативная информация о самих изданиях и о существенных сторонах их содержания. 3. Периодические издания (научно-популярные, специализированные газеты и журналы). 4. Учебники и учебные пособия, рекомендованные к использованию Министерством образования Российской Федерации. 5. Монографии известных ученых и практиков. 6. Энциклопедические словари. 7. Научные отчеты научно-исследовательских и других учреждений. Существует несколько подходов для организации такого поиска в библиотеках и читальных залах. Если вам известны фамилии авторов, работающих по исследуемой проблеме, их последние публикации можно найти с помощью алфавитного каталога. Если фамилии авторов неизвестны, то поиск литературы можно вести по систематическим каталогам, в которых перечень литературных изданий представлен по отраслям знаний.
Рекомендации по написанию курсовой работы Курсовая работа состоит из следующих частей: введения, 2 – 3 глав текста, заключения, библиографии, приложения. Во введении отражаются наиболее значимые для данного исследования исходные положения, а именно актуальность, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы, практическая значимость исследования. Следует помнить, что все данные компоненты строго подчинены теме курсовой работы. Актуальность отражает причины выбора данной темы исследования. Как правило, они связаны с недостаточностью фактических данных по какой-либо проблеме или ее отдельному аспекту, необходимостью их уточнения, расширения, дополнения. При этом следует отметить степень разработанности проблемы, классифицировать и кратко обозначить основные научные направления, этапы, назвать имена ведущих специалистов, разрабатывавших эту проблематику. Особенно важно отметить в этой часть современные работы. Логическим завершением этой часть введения должно стать обоснование выбора темы и проблемы исследования. В качестве объекта исследования могут выступать отдельные психические процессы (внимание, память, мышление, речь…) или различные виды деятельности (общение, игровая, трудовая, учебная…), которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования зависит от направленности работы. Если она носит более психологический характер, то в качестве предмета исследования могут выступать особенности становления функции или деятельности в условиях определенного вида патологии в развитии. Если работа преимущественно носит педагогическую направленность, в качестве предмета выступают условия, пути, приемы коррекционно-педагогической работы, направленные на развитие, формирование, коррекцию данной функции. Например, предметом исследования могут стать особенности становления коммуникативной деятельности у дошкольников с нарушениями речи или условия, обеспечивающие повышение эффективности коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие данного психического процесса. Цель работы отражает направление научно-поисковой деятельности студента. Цель формулируется в соответствии с темой исследования. Формулировка носит краткий и четкий характер. Гипотеза исследования – научное предположение, которое выдвигается исследователем перед началом работы. Его подтверждению подчинено все содержание данного исследования. В результате проведенной работы гипотеза может быть полностью или частично подтверждена, опровергнута. Однако, гипотеза не может быть очевидной и состоять из уже известных положений, которые не требуют доказательства. Гипотеза может отсутствовать в роботах, имеющих только теоретическую направленность, но является обязательной для экспериментальных исследований. Задачи исследования всегда носят конкретный характер, фактически отражают содержание деятельности студента и определяются исходя из цели и гипотезы работы. Обычно в работе формулируются 3 – 4 задачи и относятся к: - теоретическому анализу литературы, - отбору методик констатирующего или формирующего эксперимента, - выявлению особенностей формирования каких-либо психических функций (видов деятельности) в условиях патологии развития, - определению путей коррекционно-педагогической работы, - проверке эффективности предложений методики работы. Методы исследования. В этой части введения надо перечислить основные методы исследования. Как правило, преобладающими среди них являются традиционные методы, используемые в психологии и педагогике. В практической значимости кратко отражаются основные результаты, полученные исследователем, которые могут квалифицироваться как полученные впервые, новые, дополняющие, утоняющие и т.д. Как показывают наблюдения, наиболее распространенными результатами исследований студентов являются уточненные данные о состоянии какого-либо процесса (функций), а также предложенные или систематизированные ими методические рекомендации, повышающие эффективность проводимой коррекционной работы. Главы составляют основное содержание курсовой работы. Каждая глава обычно делится на параграфы. Количество параграфов, также как и самих глав не регламентируется. Но следует понимать, что их не может быть менее двух. Также не желательно дробить материал, доводя число параграфов одной главы до пяти и более. В первой главе традиционно отражаются основные теоретические положения по выбранной теме исследования: определяется понятийно-терминологический аппарат, приводятся данные исторического обзора исследований по проблеме, отражаются основные этапы формирования функции (процесса) в условиях нормального развития, а также приводятся сведения о специфике развития данных функций в условиях патологии развития. Например: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного (через 1,5 интервала) текста, выполненного на одной стороне стандартного листа формата А4 (210-297 мм) с полями (слева - 25 мм, справа - 10 мм, сверху и снизу - 20 мм). Текст набирается шрифтом Times New Roman, шрифт 14. Не допускается рукописное оформление курсовой работы. Курсовая работа должна быть сброшюрована. Основные элементы курсовой работы брошюруются в следующем порядке: титульный лист (см. приложение), содержание, введение, главы работы, заключение, список литературных источников, приложение. Страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию. Титульный лист считается первой страницей и на нем номер не ставится. Проставление номеров страниц начинается с содержания. В тексте заголовки оформляются крупным шрифтом, названия параграфов мелким, между ними и текстом соблюдается 1,5 интервал. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце не ставится. Абзацы текста выделяются путем отступа. Главы и разделы нумеруются арабскими цифрами (1., 1.1., 1.2., 2., 2.1., 2.2. и т.п.). По тексту работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в работе в квадратных скобках указывается порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы. Если ссылка на мнение какого-то автора идет не дословно, то указывается только источник, без указания страниц. В кавычки в данном случае ссылка не оформляется. Пример: По мнению Б.Г. Ананьева, личность является объектом и субъектом исторического
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.02 с.) |