Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура библиографоведения
Таким образом, библиографоведение сегодня представляет собой, с одной стороны, сложный комплекс общих и частных библиографических дисциплин и отдельных проблем, а с другой – единую в своей основе науку, охватывающую всю библиографию как целостный предмет изучения. Сложная структура библиографии как области деятельности во всех своих существенных моментах повторяется (отражается) в структуре библиографоведения. Содержание и задачи библиографоведения.
Теперь охарактеризуем кратко содержание и задачи основных “аспектных” дисциплин библиографоведения: теории и методологии, истории, организации библиографической деятельности, методики и технологии библиографической деятельности. Теория и методология библиографии – научная дисциплина, призванная решать следующие главные задачи: – развивать и совершенствовать методологический, логико-познавательный арсенал библиографоведения, необходимый для правильной интерпретации, научного анализа и обобщения огромного материала практической библиографической деятельности; – вскрывать объективные общие и частные закономерности, свойственные библиографии в целом и отдельным ее подразделениям; – выяснять сущность библиографии как общественного явления, обосновывать общественные функции, границы, объекты, процессы и методы библиографической деятельности; – устанавливать связи библиографии с другими областями знания и практической деятельности; – разрабатывать вопросы классификации и терминологии, формулировать научные определения важнейших библиографических понятий и категорий, создавая в конечном итоге завершенную систему теоретического знания о своем предмете. Теория библиографии должна порождать идеи, способные стать основой принципиально новых направлений и решений в области библиографической практики. В нашей стране теория и методология библиографии как научная дисциплина сформировалась в советский период, главным образом в последние 30 – 40 лет. В 1970-х гг. появились первые крупные работы, целиком посвященные проблемам общей теории библиографии [10, 43]. Теоретические вопросы занимали существенное место в трудах, созданных в эти годы в рамках отраслевого библиографоведения [33, 49, 92].
В дальнейшем, после небольшого перерыва, в конце 1980-х и особенно в 1990-е и начале 2000-х гг. интерес к теоретическим и методологическим исследованиям в области общего библиографоведения вновь резко возрос, что привело к появлению ряда крупных теоретических работ концептуального характера (защищенных в качестве докторских диссертаций) М.Г. Вохрышевой, Т.А. Новоженовой, Н.А. Слядневой, В.А. Фокеева и др. К.Н. Дерунов писал в 1913 г.: “Наше время... не время широких задач... мы не в силах создать общей научной теории библиографии” [27, с. 28].Сейчас мы вправе утверждать, что современному общему библиографоведению по плечу задачи, о решении которых в прошлом лишь мечтали лучшие представители библиографической науки. История библиографии – научная дисциплина, которая изучает: – происхождение и развитие библиографии в целом, отдельных ее подразделений с древнейших времен до наших дней; – истоки и причины возникновения тех или иных библиографических явлений, их конкретно-историческую обусловленность; – исторические связи библиографии с библиотечным, книготорговым, издательским делом и другими областями деятельности в системе документальных коммуникаций на различных этапах развития; – процессы формирования и совершенствования методов библиографической работы, эволюцию типов и форм библиографических пособий, что обеспечивает выявление, сохранение и использование ценного опыта прошлого. История библиографии – наиболее разработанная часть библиографоведения. Особенно основательно изучена история русской дореволюционной и иностранной библиографии. В этой области мы располагаем фундаментальными исследованиями Н.В. Здобнова М.В. Машковой, К.Р. Симона [30, 57, 76]. Важнейшая задача современного исторического библиографоведения – создание крупных обобщающих трудов по истории отечественной и мировой библиографии. Организация библиографической деятельности в составе библиографоведения пока не сформировалась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Отсутствуют крупные работы, специально посвященные организационным аспектам библиографической деятельности. В специальной литературе эти аспекты до сих пор рассматривались главным образом попутно, в связи с другими вопросами (теоретическими, историческими, методическими). Вместе с тем проблемы организации библиографии в современных условиях выдвигаются на передовые рубежи библиографоведения, что объясняется увеличением масштабов и общим усложнением библиографической деятельности. Главными задачами научных исследований по организационной тематике библиографоведения являются:
– научная разработка путей и средств управления и планирования в области библиографической деятельности; – обоснование рациональной системы функционирования библиографических служб страны на всех уровнях (универсальном и отраслевом, общероссийском и региональном); – разработка организационных принципов библиографической деятельности (централизации и децентрализации, координации и кооперирования библиографического обслуживания и составительской работы и др.); – внедрение научной организации труда, новейших средств автоматизации и компьютеризации в области библиографической деятельности. Методика и технология библиографической деятельности – наиболее “старая” и разветвленная научная дисциплина в составе библиографоведения. Традиционная (“старая”) методика решает следующие главные задачи: – разрабатывает приемы, правила и способы, критерии и показатели качества и эффективности практической библиографической деятельности, методы ее экономического анализа; – содействует внедрению стабильных нормативов, новейших методов и технических средств, ресурсосберегающих технологий в практику библиографирования и библиографического обслуживания: – обеспечивает рационализацию поиска, переработки, хранения, передачи, восприятия и использования библиографической информации, повышение эффективности и качества всех направлений библиографической работы. В рамках традиционной существуют общая и частная методики. Общая методика занимается методическими проблемами на уровне, относящемся к библиографии в целом, выделяет и исследует черты общности и сходства в методических решениях, используемых в различных процессах библиографической деятельности. Частная методика сосредоточивает внимание на различиях и разрабатывает методические приемы и правила, специфические для отдельных видов библиографии (научно-вспомогательной, рекомендательной и др.), процессов библиографической работы (методика библиографического поиска, аннотирования и т. п.), для составления библиографических пособий различных форм, типов, жанров и видов. Особое подразделение частной методики образует отраслевая методика, которая учитывает конкретную содержательную специфику и зависимость библиографирования и библиографического обслуживания в каждой отраслевой библиографии. По вопросам общей, частной (в том числе отраслевой) методики написаны сотни книг и статей, диссертаций, практических пособий. Значительный вклад в развитие методики внесли известные отечественные ученые-библиографы А.Г. Фомин, Е.И. Шамурин, П.Н. Берков, М.А. Брискман, М.П. Бронштейн, Е.И. Рыскин, Л.А. Левин и многие другие [см., например, 11, 17, 98]. Активное участие в разработке методических проблем принимают библиографы крупных библиотечно-библиографических центров (Российской книжной палаты, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки), а также преподаватели библиографических дисциплин в вузах.
В современных условиях особенно актуальными и сложными методическими проблемами являются: – эффективная библиографическая обработка многопроблемных, пограничных и смежных источников информации; – обеспечение многоаспектного ретроспективного библиографического поиска в больших документных массивах: организация и широкое внедрение систем избирательного распространения библиографической информации на основе широкого применения новейших средств автоматизации библиографических процессов; – выработка научно обоснованных и практически применимых критериев качественного отбора литературы в библиографических пособиях различного целевого и читательского назначения; – поиск путей обогащения выразительных средств библиографической информации, активно воздействующих на сознание читателя; – освоение методов библиографической работы с новыми (непечатными) формами носителей информации; – разработка форм, способов, принципов библиографического участия (сопровождения) в крупных (отраслевых и глобальных) компьютерных информационных системах, в целом не являющихся библиографическими. Перспективы успешного решения многих методических проблем связаны с научно-техническим прогрессом в области информационной деятельности, компьютеризацией библиографических процессов, освоением и внедрением новых прогрессивных форм и методов работы. Это требует усиления контактов с другими науками и областями информационной деятельности (в частности, с экспериментальной педагогикой и психологией, библиотековедением, информатикой) и более активного освоения их достижений и опыта. Понятие “технология” буквально ворвалось в тихую гавань традиционной библиографической методики на фоне замаячивших на дальних горизонтах общественного развития глобальных перспектив построения информационного общества, а также в связи с бурным процессом всесторонней информатизации человеческой среды обитания, широким внедрением электронно-компьютерных технологий во все сферы деятельности человека. Проблемы типа “интернет и библиография”, “мультимедийная технология”, “гипертекст”, “автоматизация (компьютеризация) библиографического поиска”, “документографические ИПС”, “электронный каталог” и т.п. быстро завладели умами молодых (и не только молодых) представителей информационной вообще и библиотечно-библиографической науки и практики, в частности, таких как Р.С. Гиляревский, А.И. Каптерев, И.С. Пилко, В.К. Степанов, Я.Л. Шрайберг, Ю.А. Шрейдер, Е.Д. Жабко, О.В. Шлыкова и многих других, и исторически быстро и вполне заслуженно заняли ведущее положение в методико-технологическом разделе общего библиографоведения, как в его учебных, так и научных ипостасях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.97.37 (0.011 с.) |