Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Коммуникации в информационном обществе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие социальной коммуникации. Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Структура и содержание коммуникационного процесса. Функции коммуникации. Модели коммуникации. Виды социальной коммуникации в зависимости от участников коммуникационного процесса (массовая, профессиональная, межличностная коммуникация) и используемых каналов и средств передачи сообщений (документальная, устная, электронная). Формальная и неформальная коммуникация. Информативная, аффективно-оценочная, рекреативная, убеждающая, ритуальная коммуникация. Устная коммуникация, ее составляющие. Вербальные и невербальные средства общения. Взаимодополнительность и взаимосвязанность различных видов социального общения как причина их параллельного существования и использования. Расширение возможностей общения людей в связи с развитием глобальных электронных сетей связи. Электронные доски объявлений, конференции, почта как новые виды общения. Специфика коммуникационных процессов в социально-культурной сфере. Профессиональное общение с использованием формальных и неформальных средств коммуникации. Роль общения в становлении личности, ее ценностной ориентации и объективной самооценки. Коммуникационная компетентность личности.
Семинар № 2 Коммуникации в современном обществе. 1. Понятие социальной коммуникации. 2. Культура и социальная коммуникация. 3. Модели коммуникации (театральная модель Н.Евреинова и П.Ершова; фольклорная модель В.Проппа; семиотическая - Ю.Лотмана; культурологическая - М.Бахтина; игровая - Й.Хейзинги и др.). 4. Характеристика коммуникационных каналов. Устная, документальная и электронная коммуникации.
Практическое занятие № 4 Специфика коммуникационных процессов в социально-культурной сфере (4 часа) Задание: Выбрать вид, модель коммуникации, дать ей характеристику, предложить ситуацию использования (вида, модели) в информационно-просветительской деятельности. Задание выполняется группой. При этом, ситуация моделируется с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Практическое занятие № 5 Коммуникативные барьеры Задание: Дать характеристику коммуникативным барьерам: логическому, стилистическому, семантическому, фонетическому. Привести примеры (описать, продемонстрировать) и проанализировать их проявления в социально-культурной практике.
Литература
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990. 2. Богомолова И.И. Массовая коммуникация и общение.— М., 1988. 3. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.— М.,1986. 4. Вацлавик П., Пивин Дж. Психология межличностных коммуникаций. – СПб, 2000. 5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002. 6. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР. – СПб, 1997. 7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация. – СПб, 2000. 8. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: Введение в теорию и историю. – СПб, 1999. 9. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998. 10. Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения.— М., 1993. 11. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации.— СПб, 1996. 12. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. – СПб, 1995. 13. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: Социально-психологическая концепция. – СПб, 1995. Тема 6. Социально-психологические закономерности восприятия Информации. Психологические особенности восприятия информации человеком. Уровни восприятия и усвоения информации. Восприятие как первичный образ сознания человека. Комплекс психологических действий, направленных на усвоение (или отторжение) определённого вида информации, как процесс развития и отражения познавательной деятельности человека. Восприятие в структуре познавательной деятельности человека. Избирательность, активность, непрерывность как свойства восприятия. Характеристики восприятия информации: быстрое, медленное, полное, неполное, глубокое, поверхностное, точное, ошибочное и т.д. Различие нормального, оптимального и патологического восприятия и понимания информации. Психолого-педагогические условия восприятия и усвоения информации. Формирование психологической готовности к восприятию информации. Установка и направленность личности как факторы восприятия и усвоения информации. Возрастные особенности, интересы, профессиональная устремлённость, отношения к источнику. Компетентность, привлекательность источника информации, нравственно-психологические основы доверия к нему. Внимание как одно из характерных условий развития восприятия и понимания усвояемой информации. Виды внимания и их значение в формировании познавательных интересов личности. Внимательность как свойство личности и одна из основных черт умственной деятельности. Воспитание внимательности, развитие памяти и мышления в процессе информационно-просветительной деятельности в сфере досуга. Информационные процессы как неотъемлемая составляющая любой деятельности людей. Содержание информационных процессов: поиск информации; чтение или восприятие устного сообщения; усвоение нового и его использование для решения собственных задач; аналитическая переработка информации, подлежащей длительному хранению, и создание персональных поисковых систем; получение нового знания (навыков, опыта) и его отражение в опубликованных и неопубликованных документах, устных сообщениях. Особенности поиска информации при решении нестандартных задач. Особенности восприятия устных информационных сообщений. Различие восприятия устной и письменной речи. Зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания".
Практическое занятие № 6 Психолого-педагогические условия восприятия и усвоения различных видов информации Задание: Дать характеристику видам восприятия. Используя тренинги и имитационные игры, проанализировать механизмы восприятия разных видов информации.
Практическое занятие № 7 Специфика информационных процессов в социально-культурной сфере Задание: Разработать сценарий (любой формы: экскурсия, беседа, занятие кружка, встреча, конференция, презентация и т.д.), учитывая психолого-педагогические закономерности восприятия аудиторией различных видов информации. Практическое занятие № 8 Стереотипы и их роль в процессе восприятия информации Задание: Дать характеристику социальному стереотипу (мыслительному, поведенческому, эмоциональному), определить его характер (конструктивный – деструктивный). Смоделировать социально-культурную ситуацию, в которой встречается определенный стереотип и предложить программу по его закреплению или преодолению. Литература 1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960. 2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 3. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание.— Киев, 1988. 4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. с англ. – М., 1974. 5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хорстедтер Н. Мозг, разум и поведение. – М., 1988. 6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. 7. Гарднер М. Есть идея. – М., 1982. 8. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994. 9. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб: СпбГУ, 1996. 10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М., 1988. 11. Познавательная активность в системе процессов памяти. – М.: Педегогика, 1989. 12. Познавательные процессы в деятельности. – Ярославль, 1987. 13. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/В.Д.Шадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.- М.:Просвещение. 1990. 14. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком// Вопросы психологии.- 1986. – № 4. 15. Розин В.Н. Визуальная культура и восприятие. – М.: Эдиториал, 1996. 16. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. – М., 1985. 17. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.,1987. 18. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб, 2000.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.011 с.) |