Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Коммуникации в информационном обществе.

Поиск

Понятие социальной коммуникации. Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Структура и содержание коммуникационного процесса. Функции коммуникации. Модели коммуникации.

Виды социальной коммуникации в зависимости от участников коммуникационного процесса (массовая, профессиональная, межличностная коммуникация) и используемых каналов и средств передачи сообщений (документальная, устная, электронная). Формальная и неформальная коммуникация. Информативная, аффективно-оценочная, рекреативная, убеждающая, ритуальная коммуникация.

Устная коммуникация, ее составляющие. Вербальные и невербальные средства общения.

Взаимодополнительность и взаимосвязанность различных видов социального общения как причина их параллельного существования и использования. Расширение возможностей общения людей в связи с развитием глобальных электронных сетей связи. Электронные доски объявлений, конференции, почта как новые виды общения.

Специфика коммуникационных процессов в социально-культурной сфере.

Профессиональное общение с использованием формальных и неформальных средств коммуникации. Роль общения в становлении личности, ее ценностной ориентации и объективной самооценки. Коммуникационная компетентность личности.

 

Семинар № 2

Коммуникации в современном обществе.

1. Понятие социальной коммуникации.

2. Культура и социальная коммуникация.

3. Модели коммуникации (театральная модель Н.Евреинова и П.Ершова; фольклорная модель В.Проппа; семиотическая - Ю.Лотмана; культурологическая - М.Бахтина; игровая - Й.Хейзинги и др.).

4. Характеристика коммуникационных каналов. Устная, документальная и электронная коммуникации.

 

 

Практическое занятие № 4

Специфика коммуникационных процессов в социально-культурной сфере

(4 часа)

Задание: Выбрать вид, модель коммуникации, дать ей характеристику, предложить ситуацию использования (вида, модели) в информационно-просветительской деятельности.

Задание выполняется группой. При этом, ситуация моделируется с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

 

Практическое занятие № 5

Коммуникативные барьеры

Задание: Дать характеристику коммуникативным барьерам: логическому, стилистическому, семантическому, фонетическому. Привести примеры (описать, продемонстрировать) и проанализировать их проявления в социально-культурной практике.

 

 

Литература

 

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Богомолова И.И. Массовая коммуникация и общение.— М., 1988.

3. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.— М.,1986.

4. Вацлавик П., Пивин Дж. Психология межличностных коммуникаций. – СПб, 2000.

5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

6. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР. – СПб, 1997.

7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация. – СПб, 2000.

8. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: Введение в теорию и историю. – СПб, 1999.

9. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998.

10. Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения.— М., 1993.

11. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации.— СПб, 1996.

12. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. – СПб, 1995.

13. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: Социально-психологическая концепция. – СПб, 1995.

Тема 6. Социально-психологические закономерности восприятия

Информации.

Психологические особенности восприятия информации человеком. Уровни восприятия и усвоения информации. Восприятие как первичный образ сознания человека. Комплекс психологических действий, направленных на усвоение (или отторжение) определённого вида информации, как процесс развития и отражения познавательной деятельности человека.

Восприятие в структуре познавательной деятельности человека. Избирательность, активность, непрерывность как свойства восприятия. Характеристики восприятия информации: быстрое, медленное, полное, неполное, глубокое, поверхностное, точное, ошибочное и т.д. Различие нормального, оптимального и патологического восприятия и понимания информации.

Психолого-педагогические условия восприятия и усвоения информации. Формирование психологической готовности к восприятию информации. Установка и направленность личности как факторы восприятия и усвоения информации. Возрастные особенности, интересы, профессиональная устремлённость, отношения к источнику. Компетентность, привлекательность источника информации, нравственно-психологические основы доверия к нему.

Внимание как одно из характерных условий развития восприятия и понимания усвояемой информации. Виды внимания и их значение в формировании познавательных интересов личности. Внимательность как свойство личности и одна из основных черт умственной деятельности. Воспитание внимательности, развитие памяти и мышления в процессе информационно-просветительной деятельности в сфере досуга.

Информационные процессы как неотъемлемая составляющая любой деятельности людей. Содержание информационных процессов: поиск информации; чтение или восприятие устного сообщения; усвоение нового и его использование для решения собственных задач; аналитическая переработка информации, подлежащей длительному хранению, и создание персональных поисковых систем; получение нового знания (навыков, опыта) и его отражение в опубликованных и неопубликованных документах, устных сообщениях. Особенности поиска информации при решении нестандартных задач.

Особенности восприятия устных информационных сообщений. Различие восприятия устной и письменной речи.

Зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания".

 

Практическое занятие № 6

Психолого-педагогические условия восприятия и усвоения различных видов информации

Задание: Дать характеристику видам восприятия. Используя тренинги и имитационные игры, проанализировать механизмы восприятия разных видов информации.

 

 

Практическое занятие № 7

Специфика информационных процессов в социально-культурной сфере

Задание: Разработать сценарий (любой формы: экскурсия, беседа, занятие кружка, встреча, конференция, презентация и т.д.), учитывая психолого-педагогические закономерности восприятия аудиторией различных видов информации.

Практическое занятие № 8

Стереотипы и их роль в процессе восприятия информации

Задание: Дать характеристику социальному стереотипу (мыслительному, поведенческому, эмоциональному), определить его характер (конструктивный – деструктивный). Смоделировать социально-культурную ситуацию, в которой встречается определенный стереотип и предложить программу по его закреплению или преодолению.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание.— Киев, 1988.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. с англ. – М., 1974.

5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хорстедтер Н. Мозг, разум и поведение. – М., 1988.

6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

7. Гарднер М. Есть идея. – М., 1982.

8. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

9. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб: СпбГУ, 1996.

10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М., 1988.

11. Познавательная активность в системе процессов памяти. – М.: Педегогика, 1989.

12. Познавательные процессы в деятельности. – Ярославль, 1987.

13. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/В.Д.Шадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.- М.:Просвещение. 1990.

14. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком// Вопросы психологии.- 1986. – № 4.

15. Розин В.Н. Визуальная культура и восприятие. – М.: Эдиториал, 1996.

16. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. – М., 1985.

17. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.,1987.

18. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб, 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.011 с.)