Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационная культура как составляющая общей культуры личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие «информационная культура». 2. Характеристика основных компонентов информационной культуры. 3. Принципы формирования информационной культуры.
Практическое занятие № 12 Информационно-просветительская деятельность и развитие творческих способностей личности в процессе самообразования. (4 часа) Задание: Разработать программу по самообразовательной деятельности с учетом целевой аудитории, используя: А) методы и формы помощи посетителям в приобретении навыков самостоятельного получения знаний в различных областях; Б) условия для систематических самостоятельных занятий; В) развивая навыки овладения приемами работы в различных информационно-поисковых системах; Г) разнообразие форм самообразования.
Литература 1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М.: Высшая школа, 1986. 2. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М.: Мысль, 1989. 3. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. – М.: Мол.гвардия, 1989. 4. Гришина И.В., Чекин И.А. Развитие информационной культуры руководителей школ в процессе курсового обучения. – СПб, СПУПМ, 2000. 5. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М., 2002. 6. Князева М. Ключ к самосозиданию. – М.: Мол.гвардия, 1990. 7. Эмих К.Н. Познай самого себя. – Фрунзе, 1990. Тема 12. Информационно-познавательные потребности и интересы: сущность, структура, классификация. Понятие потребности. Потребность как состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым в чем-либо. Потребность как стимул деятельности по созданию и усвоению материальных и духовных ценностей. Классификация потребностей. Познавательные потребности, их характеристика. Специфика реализации потребностей в видах деятельности— материально-преобразующей, духовно-преобразующей, социально-преобразующей и самопреобразующей. Уровни познавательных потребностей— потребность в освоении (потреблении) соответствующих ценностей (потребность пассивного характера) и потребность в духовном творчестве (потребность активного характера). Формирование потребностей. Удовлетворение информационных потребностей как конечная точка "встречи вопросов и ответов" в процессе интеллектуальной деятельности личности. Интерес как специфический мотив культурной, в частности, познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн), как конкретизированная потребность. Стадии развития интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес (Г.И. Щукина). Интерес как один из решающих стимулов приобретения знаний. Социальный характер информационно-познавательных интересов в интеллектуальной (познавательной) структуре личности. Классификация информационно-познавательных интересов: по широте и многообразию; по их значению и роли; формированию умений и навыков; убеждений, мотивов деятельности; по сфере приложения; по степени удовлетворения интересов; по содержанию и направленности. Методика формирования и удовлетворения информационно-познавательных потребностей и интересов. Системный подход к изучению интересов и интересов в получении разнообразной информации. Методы изучения информационно-познавательных потребностей, их интерпретация. Особенности удовлетворения индивидуальных потребностей личности в разнообразных видах информации и получении знаний в условиях досуга. Система форм и методов удовлетворения индивидуальных потребностей: организация бюро справок, консультационных пунктов, общественных приемных и др. Их специализация для проведений консультаций и индивидуальных бесед. Справочно-библиографические службы и информационные центры. Методика формирования активных устойчивых интересов и потребностей в приобретении научных знаний для понимания закономерностей и процессов социальной жизни. Методика выявления, развития и закрепления информационно-познавательных интересов и потребностей: - 1 этап: выявление ситуативного интереса и формирование положительного отношения к полученной информации (стадия любознательности). Ведущие методы – внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия; преимущественные формы— обзоры, доклады, комментарии, вопросно-ответные формы. - 2 этап: дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к информации, её закрепление и углубление (стадия любознательности). Дифференциация интересов в определенном направлении информационно-просветительской деятельности. Преобладающие методы воздействия – убеждения, одобрения, авторитет. Метод перспективных линий. Форма проявления интереса – пресс-конференции, дискуссии, информационные конференции, форумы, конкурсно-познавательные программы. - 3 этап: закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельной творческой познавательной деятельности. Собственно познавательный интерес. Формы проявления – участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности – Советах, объединениях, ассоциациях и различных обществах. Программы изучения информационно-познавательных потребностей и интересов: их вариативность, методика разработки.
Семинар № 4 Тенденции развития познавательной активности личности средствами социально-культурной деятельности 1. Развитие представлений о познавательной активности. 2. Типы познавательной активности. 3. Развитие познавательной активности личности средствами социально-культурной деятельности: особенности, проблемы и перспективы.
Практическое занятие № 13 Методика формирования и развития информационно-познавательных Потребностей Задание: Разработать проект по изучению, формированию и развитию информационно-познавательных потребностей: 1) Сформулировать проблему (дать характеристику ситуации); 2) определить социально-демографическую группу и цель проекта; 3) разработать методы исследования (анкета, наблюдение, тестирование и др.); 4) обосновать проект (основные направления, уровни и формы деятельности).
Литература 1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.— Л.. 1989. 2. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М. – Воронеж, 2000. 3. Соколов А.В. Коммуникативные потребности. – Краснодар, 1996. 4. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. – М., 1983. 5. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. – М., 1975.
Тема 13. Методика формирования общественного мнения. Общественное мнение как состояние массового сознания. Особенности формирования общественного мнения средствами социально-культурной деятельности. Функции общественного мнения, его структура. Сферы проявления и каналы выражения общественного мнения. Процессы и этапы формирования общественного мнения. Методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, убеждение. Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения: презентации, конференции, пресс-конференции, выставки, митинги, рекламные кампании и др. Методика их подготовки и проведения. Связи с общественностью.
Практическое задание № 14 Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения Задание: 1. Выбрать одно из направлений информационно-просветительской деятельности (экологическое, нравственно-этическое, политическое и др.); 2. Подготовить и провести одну из форм информационно-просветительской деятельности, учитывая методику формирования общественного мнения. Литература 1. Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. – М.:Мысль, 1983. 2. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград, 2001. 3. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. – М., 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.01 с.) |