Информационная культура как составляющая общей культуры личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная культура как составляющая общей культуры личности



1. Понятие «информационная культура».

2. Характеристика основных компонентов информационной культуры.

3. Принципы формирования информационной культуры.

 

 

Практическое занятие № 12

Информационно-просветительская деятельность и развитие

творческих способностей личности в процессе самообразования.

(4 часа)

Задание:

Разработать программу по самообразовательной деятельности с учетом целевой аудитории, используя:

А) методы и формы помощи посетителям в приобретении навыков самостоятельного получения знаний в различных областях;

Б) условия для систематических самостоятельных занятий;

В) развивая навыки овладения приемами работы в различных информационно-поисковых системах;

Г) разнообразие форм самообразования.

 

Литература

1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М.: Высшая школа, 1986.

2. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М.: Мысль, 1989.

3. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. – М.: Мол.гвардия, 1989.

4. Гришина И.В., Чекин И.А. Развитие информационной культуры руководителей школ в процессе курсового обучения. – СПб, СПУПМ, 2000.

5. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М., 2002.

6. Князева М. Ключ к самосозиданию. – М.: Мол.гвардия, 1990.

7. Эмих К.Н. Познай самого себя. – Фрунзе, 1990.

Тема 12. Информационно-познавательные потребности и интересы: сущность, структура, классификация.

Понятие потребности. Потребность как состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым в чем-либо. Потребность как стимул деятельности по созданию и усвоению материальных и духовных ценностей. Классификация потребностей. Познавательные потребности, их характеристика. Специфика реализации потребностей в видах деятельности— материально-преобразующей, духовно-преобразующей, социально-преобразующей и самопреобразующей.

Уровни познавательных потребностей— потребность в освоении (потреблении) соответствующих ценностей (потребность пассивного характера) и потребность в духовном творчестве (потребность активного характера).

Формирование потребностей. Удовлетворение информационных потребностей как конечная точка "встречи вопросов и ответов" в процессе интеллектуальной деятельности личности.

Интерес как специфический мотив культурной, в частности, познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн), как конкретизированная потребность. Стадии развития интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес (Г.И. Щукина). Интерес как один из решающих стимулов приобретения знаний. Социальный характер информационно-познавательных интересов в интеллектуальной (познавательной) структуре личности.

Классификация информационно-познавательных интересов: по широте и многообразию; по их значению и роли; формированию умений и навыков; убеждений, мотивов деятельности; по сфере приложения; по степени удовлетворения интересов; по содержанию и направленности.

Методика формирования и удовлетворения информационно-познавательных потребностей и интересов. Системный подход к изучению интересов и интересов в получении разнообразной информации. Методы изучения информационно-познавательных потребностей, их интерпретация.

Особенности удовлетворения индивидуальных потребностей личности в разнообразных видах информации и получении знаний в условиях досуга. Система форм и методов удовлетворения индивидуальных потребностей: организация бюро справок, консультационных пунктов, общественных приемных и др. Их специализация для проведений консультаций и индивидуальных бесед. Справочно-библиографические службы и информационные центры.

Методика формирования активных устойчивых интересов и потребностей в приобретении научных знаний для понимания закономерностей и процессов социальной жизни.

Методика выявления, развития и закрепления информационно-познавательных интересов и потребностей:

- 1 этап: выявление ситуативного интереса и формирование положительного отношения к полученной информации (стадия любознательности).

Ведущие методы – внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия; преимущественные формы— обзоры, доклады, комментарии, вопросно-ответные формы.

- 2 этап: дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к информации, её закрепление и углубление (стадия любознательности).

Дифференциация интересов в определенном направлении информационно-просветительской деятельности. Преобладающие методы воздействия – убеждения, одобрения, авторитет. Метод перспективных линий. Форма проявления интереса – пресс-конференции, дискуссии, информационные конференции, форумы, конкурсно-познавательные программы.

- 3 этап: закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельной творческой познавательной деятельности. Собственно познавательный интерес. Формы проявления – участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности – Советах, объединениях, ассоциациях и различных обществах.

Программы изучения информационно-познавательных потребностей и интересов: их вариативность, методика разработки.

 

Семинар № 4

Тенденции развития познавательной активности личности средствами социально-культурной деятельности

1. Развитие представлений о познавательной активности.

2. Типы познавательной активности.

3. Развитие познавательной активности личности средствами социально-культурной деятельности: особенности, проблемы и перспективы.

 

Практическое занятие № 13

Методика формирования и развития информационно-познавательных

Потребностей

Задание: Разработать проект по изучению, формированию и развитию информационно-познавательных потребностей:

1) Сформулировать проблему (дать характеристику ситуации);

2) определить социально-демографическую группу и цель проекта;

3) разработать методы исследования (анкета, наблюдение, тестирование и др.);

4) обосновать проект (основные направления, уровни и формы деятельности).

 

Литература

1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.— Л.. 1989.

2. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М. – Воронеж, 2000.

3. Соколов А.В. Коммуникативные потребности. – Краснодар, 1996.

4. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. – М., 1983.

5. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. – М., 1975.

 

 

Тема 13. Методика формирования общественного мнения.

Общественное мнение как состояние массового сознания. Особенности формирования общественного мнения средствами социально-культурной деятельности. Функции общественного мнения, его структура. Сферы проявления и каналы выражения общественного мнения.

Процессы и этапы формирования общественного мнения. Методы формирования общественного сознания: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, убеждение.

Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения: презентации, конференции, пресс-конференции, выставки, митинги, рекламные кампании и др. Методика их подготовки и проведения. Связи с общественностью.

 

Практическое задание № 14

Основные направления и формы информационно-просветительской деятельности по формированию общественного мнения

Задание:

1. Выбрать одно из направлений информационно-просветительской деятельности (экологическое, нравственно-этическое, политическое и др.);

2. Подготовить и провести одну из форм информационно-просветительской деятельности, учитывая методику формирования общественного мнения.

Литература

1. Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. – М.:Мысль, 1983.

2. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград, 2001.

3. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. – М., 1996.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.009 с.)