Тема 14. Тенденции развития и социально-культурное программирование информационно-просветительской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Тенденции развития и социально-культурное программирование информационно-просветительской деятельности.



Методика создания целостной картины развития сферы досуга в условиях информационного общества и информационно-просветительской деятельности. Проблемы прогнозирования. Противоречия и сложности выявления тенденций развития сферы досуга, совершенствования содержания и методики информационно-просветительской деятельности, построение моделей возможных ситуаций. Возможные модели информационно-просветительской деятельности.

Целевые социально-педагогические программы информационно-просветительской деятельности. Методики их разработки. Содержание, этапы, формирование банка данных целевых программ.

Расширение набора услуг в области информационно-просветительской деятельности. Просветительские программы ЮНЕСКО и других международных организаций. Государственные программы просветительской направленности. Роль социально-культурных институтов в их осуществлении.

Обобщение и распространение инновационных информационных технологий в социально-культурной сфере. Современные проблемы, противоречия и пути их решения.

Семинар № 5

Учебная деловая игра «Мозговой штурм – основа принятия решения»

Задание: В ходе проведения учебной деловой игры разработать «Модель информационно-просветительской деятельности».

 

Практическое занятие № 15

Итоговая конференция

(6 часов)

Задание: Представление творческих проектов по направлениям информационно-просветительской деятельности и защита проведенных на практике программ.

 

Литература

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб, 2002.

2. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования.- СПб:СПбГУП, 1998.

4. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. – М., 1986.

5. Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. – М., 1982.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Написание реферата по одному из направлений информационно-просветительской деятельности (политическое, экологическое, эстетическое, историческое, нравственно-этическое и др.).

2. Анализ практики по выбранному направлению:

· выявление учреждений, организаций, объединений, занимающихся изучаемым направлением (учреждения образования, культурно-досуговые учреждения, учреждения туризма, общественные организации и др.);

· определение их ведущих функций, форм и методов работы;

· выделение основной социально-демографической группы, чьи интересы и потребности реализуются в данных учреждениях;

· выявление структуры информационных связей.

3. Изучение организации, содержания и характера деятельности различных творческих групп и объединений информационно-просветительской направленности.

4. Анализ и характеристика информационно-познавательной направленности тематических программ, реализуемых в данном учреждении, организации.

5. Составление классификации и определение тенденций развития форм информационно-просветительской деятельности (не менее трех форм).

6. Разработка программы по избранному направлению.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Концепция культуры и цивилизации в учениях выдающихся мыслителей.

1. Противоречия культуры и цивилизации (Ж.Руссо, А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский, Н.Бердяев).

2. Критика массовой культуры и европейской цивилизации (К.Леонтьев, Н.Страхов).

3. Информационное общество–проблемы и перспективы.

4. Человек и машина. Технократия общества как источник дегуманизации общества (теоретики Римского клуба).

5. Культура–просвещение–образование–тенденции развития.

6. Роль гуманитарной культуры и просвещения в духовном развитии личности.

7. Гуманизм как идеология у Н.Бердяева, В.Одоевского, К.Леонтьева, В.Соловьёва, Ф.Достоевского, Л.Толстого, Н.Карамзина, В.Жуковского, Н.Станкевича).

8. Культура и информация как факторы современных процессов.

9. Роль и значение социальных институтов в отборе, хранении и распространении информации в обществе.

10.Массовая коммуникация как процесс распространения информации в обществе.

 

П. Механизмы протекания информационных процессов.

Знак и десигнат.

1. Культура как информационный текст (М.Бахтин, В.Библер, Ю.Лотман и др.).

2. Роль символов как организующих ценностей культуры (Ю.Лотман, О.Шпенглер).

3. Развитие средств и форм коммуникаций в истории общества (язык, письменность, книгопечатание, технические средства передачи и размножения информации, электронная коммуникация).

4. Особенности и структура художественной информации. Символизация в искусстве. Язык искусства.

5. Культурное наследие, традиции как способ передачи социальной информации.

6. Реклама как социальный институт.

7. Своеобразие традиционной культуры как информационной системы. Средства кодирования и передачи информации в народной культуре.

8. Семантика садово-паркового искусства.

 

Ш. Уровни и формы познания действительности.

1. Жизнь, разум, культура как планетарные и космические явления. Космология у Г.Сковороды, кн.С. и Е.Трубецких, П.Чаадаева, П.Флоренского, С.Франка, В.Соловьёва, В.Розанова.

2. Идеи В.Вернадского о формировании ноосферы в процессе "космизации культуры".

3. Соотношение понятий "вера"–"интуиция"–"знание" у кн. С.Трубецкого, С.Булгакова, И.Ильина, Л.Карсавина, Л.Шестова, П.Флоренского, Б.Вышеславцева, В.Соловьёва, С.Франка.

4. "Мировой разум" и познание мира у Н.Грота, Н.Пирогова, П.Чаадаева, Л.Толстого, В.Соловьёва, кн. Е. и С.Трубецких.

5. Разум и рассудок в познании мира у Н.Бердяева, Н.Дебольского, Н.Киреевского, С.Франка, П.Флоренского.

 

У. Эволюция идей, взглядов в русской общественной мысли. Основные типы мировоззрений.

1. Язычество древних славян.

2. Христианство и его значение для древнерусской духовности (М.Грек, С.Радонежский, А.Мень).

3. Мировоззренческие ориентации славянских мыслителей-книжников ХУ1-ХУ11 веков.

4. Распад традиционного мировоззрения в ХУ111 веке:

а) Взгляды деятелей “ученой дружины” на образование и просвещение в России (Ф.Прокопович, Г.Бужинский, А.Кантемир, В.Татищев).

б) Социальные идеи в проектах петровских реформ (западники: Ф.Салтыков, К.Зотов; московские прогрессисты: И.Посошков, И.Филиппов, А.Курбатов).

в) Оппозиция идеям “просвещенного абсолютизма” (воззрения С.Яворского, Ф.Лататинского).

5. “Философия человека” А.Радищева.

6. Наука и религия в миросозерцании М.Ломоносова.

7. Философско-этические идеи масонства.

8. Возврат к церковному мировоззрению в начале Х1Х века. Идея православной культуры у Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Н.Киреевского, В.Одоевского и А.Хомякова.

9. Материалистические воззрения на природу и общество в Х1Х века. Радикальная форма русского просветительства (Н.Добролюбов, Н.Чернышевский, Д.Писарев).

10. Преодоление секулярной (религиозной) установки в восприятии окружающего мира (Н.Пирогов. Л.Толстой).

11. “Почвенничество” как умственное течение в конце Х1Х века (А.Григорьев, Н.Страхов, Ф.Достоевский).

12. Учение об идеях В.Соловьва.

13. Религиозно-философское возрождение в ХХ веке в России (Д.Мережковский, Н.Бердяев, Л.Шестов).

14. Общечеловечность, планетарность, гуманизм как черты мышления современного человека (М.Мамардашвили, А.Сахаров и др.).

У. Познание, ценности и ценностные ориентации личности.

 

1. Ценность личности и личностное отношение к ценностям в ХУ11-ХУ111 вв. (Аввакум, С.Полоцкий, Ф.Прокопович, А.Кантемир, М.Ломоносов, А.Радищев, М.Муравьёв, Н.Карамзин).

2. Ценностно-оценочное отношение к действительности художественных мыслителей Х1Х в. (А.Галич, А.Пушкин, Н.Надеждин).

3. Красота в отношении к добру и злу сер. и к. Х1Х в. (В.Белинский, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, Ап.Григорьев, Ф.Достоевский, К.Леонтьев, Л.Толстой, Н. Фёдоров, В.Соловьёв).

4. Истинные и мнимые ценности в ХХ в. (С.Франк, А.Введенский, А.Белый, Н.Бердяев, П.Флоренский, Н.Лосский, Э.Радлов, Г.Шпет, А.Луначарский, М.Бахтин, А.Лосев, и др.)

5. Ценности, индивидуальная мотивация и культура (Н.Хвостова).

6. Роль русской классической литературы в формировании культурного идеала и человеческих ценностей.

7. Социальный идеал как совершенный характер человека. Модель культурного человека (Э.Савицкая, Л.Петражицкий и др.).

 

У1. Основные направления информационно-просветительской деятельности.

Политическое просвещение.

1. Идеологии и их роль в культуре. Эволюция идей в истории общества.

2. Мировоззрение как основа политической культуры.

3. Об идеальной устройстве общества, о законах и справедливости (Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Н.Макиавелли).

4. Взаимосвязь идеологии, культуры и политики (П.Лавров, Н.Михайловский, Б.Плеханов, Л.Троцкий, Н.Бухарин).

5. Дезинформация–идеология. “Идеологический тип интеллегента” (А.Зиновьев).

6. Борьба идеологических течений (народничество, Географизм, неокантианство, неопозитивизм, теософияи антропософия и др.).

 

Историческое просвещение.

 

1. Чаадаев о “внеисторичности” России.

2. “Русская идея” у А.Хомякова, Н.Киреевского, В.Белинского, Ф.Тютчева, Н.Гоголя, К.Аксакова, А.Герцена, К.Леонтьева, В.Соловьёва, В.Иванова, Е.Трубецкого, В.Розанова, Н.Бердяева, Л.Карсавина, С.Франка, С.Булгакова, Б.Зайцева, Г.Федотова, А.Лосева, И.Ильина.

3. История как процесс освобождения от невежества и суеверий и как продолжение биологической эволюции (А.Герцен).

4. Роль географических факторов и характере народа в истории обществ (С.Соловьёв, В.Ключевский, Л.Гумилёв и др.).

5. Уникальность устройства и исторического опыта России (И.Ильин).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.022 с.)