Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация с помощью вознаграждения

Поиск

На втором месте в списке факторов, побуждающих ребенка к хо­рошему поведению, стоят различные вознаграждения. Мы пере­числим их в порядке приоритета:

1. Внутреннее чувство. Для человека самая великолепная на­града за хорошее поведение или за хорошее выполнение какого- то дела — внутреннее чувство гордости и радости. Чтобы способ­ствовать этому, с ранних лет воодушевляйте ребенка стремиться к идеалу в своем поведении, работе и вообще во всем, что бы он ни Делал. Когда он снова и снова будет поступать правильно, каждый раз испытывая ощущение радости, он начнет сознательно пред­почитать хорошее поведение плохому. Если ребенку с малых лет позволяют плохо себя вести или выполнять работу спустя рука­ва, его лишают тех переживаний, по которым он мог бы судить о том, что хорошо в жизни, а что плохо.

Когда для ребенка стимулом служит внутреннее чувство гор­дости или радости, то его можно обучить послушанию лишь при помощи Шага 1, то есть просто объяснив, что от него ожида­ют. Ему не требуется масса славословий, и уж тем более, если вы предложите ему осязаемую награду, он может расценить это как сомнение в его высоких мотивах.

2. Похвала. Это следующий по важности фактор мотивации. Стоит ребенку получить в качестве вознаграждения похвалу, и в дальнейшем это станет побуждать его к хорошему поведению и будет для него драгоценнее, чем материальное поощрение для большинства детей. Малыш будет стараться, не жалея сил, ради того, чтобы ему сказали пару ласковых слов или погладили по головке. Ребенок постарше будет работать с великим усердием, лишь бы услышать одобрение родителей. Когда детей мотивирует похвала, к наказанию прибегать не приходится. Только похвалой можно воспитать в них нужные качества.

Гораздо эффективнее хвалить ребенка за конкретные правиль­ные поступки, нежели за хорошее поведение вообще. К примеру, лучше похвалить ребенка: «Джонни, ты так аккуратно сложил дро­ва», чем спустя некоторое время сказать: «Джонни, ты такой хоро­ший мальчик». В первом случае искренность похвалы вне всяких сомнений, поскольку ребенок заслужил ее своим поступком. Кро­ме того, он впредь будет знать, к какому поведению стремиться, в надежде получить дополнительное вознаграждение.

Однако если ребенок поступает хорошо во многом, то время от времени полезно говорить ему: «Ты такой хороший мальчик/ девочка» или «Я так доволен тобой и твоим поведением». Так ре­бенок сможет понять отношение родителей к себе и продолжать идти в заданном направлении.

3. Зримые и осязаемые награды. Маленьким детишкам очень нравится, когда в специальной таблице им ставят звездочки или галочки за хорошие поступки. Этот метод эффективнее, если им пользоваться в течение ограниченных периодов времени — ска­жем, месяц или два — нежели постоянно. Воспитанию некото­рых детей хорошо помогает система фишек, о которой мы рас­скажем далее в этой главе. Фишки лучше всего использовать для конкретных случаев и в течение ограниченного периода време­ни. Когда перед вами стоят сложные или требующие длительного времени воспитательные задачи, попробуйте метод Договоров, описанный далее. Денежное вознаграждение очень удобно и эф­фективно для детей всех возрастов. За особые старания ребенка можно поощрять такими вещами, как одежда, игрушки, косме­тика или парфюмерия, ювелирные украшения, любимые блюда на ужин или другие конкретные вещи, о которых он давно меч­тал. Приберегите их для особенных случаев. Если они становятся обыденностью, они теряют свою ценность и ложатся бременем на плечи родителей.

4. Особые привилегии. В качестве особых привилегий можно сходить куда-нибудь с ребенком, позволить ему переночевать у родственников, свозить его в парк аттракционов или в горы, уст­роить ему особенное развлечение, позволить ему посмотреть лю­бимую телепрограмму или посидеть в «кресле почета», о котором мы говорили во второй главе.

5. Больше свободы. Одной из лучших наград для детей постар­ше может служить большая свобода действий. Когда ребенок докажет свое ответственное отношение, вы можете снять с него многие запреты и правила, расширить границы дозволенного и позволить ему отвечать за собственные поступки. Непременно объясните ребенку, что он заслужил свободу своим ответствен­ным поведением и что вы верите, что он воспользуется этой сво­бодой мудро. Вот замечательный тому пример.

Одну шестнадцатилетнюю девушку парень пригласил пой­ти на выпускной бал вместе с еще двумя парами. Отец велел ей возвратиться домой как обычно, не позднее полуночи. Молодые люди сначала вшестером отправились в ресторан. Ужин занял значительную часть вечера, поэтому на бал они приехали только в 23.30. Узнав, что он продлится до раннего утра, девушка пыта­лась дозвониться до родителей и попросить разрешения остаться подольше, но родители уже спали и не слышали звонка. Ее дом был слишком далеко, чтобы ехать туда, а потом возвращаться на­зад на выпускной. Она сказала друзьям, что ей придется немед­ленно вернуться домой. Те пытались убедить ее, что, учитывая обстоятельства, родители все поймут и не будут сердиться, если она не выполнит обещанного. Но девочка была решительно на­строена сдержать слово, поэтому настояла, чтобы ее отвезли до­мой. Друзья были в ярости, потому что им было слишком далеко потом возвращаться на танцы. Когда родители девочки узнали, что произошло, они были ею очень горды и решили, что она за­служила поощрение. Раз уж она доказала свое послушание и от­ветственность, они позволили ей впредь возвращаться домой в любое время, которое она сочтет разумным. Они надеялись, что она проявит рассудительность и не посмеет злоупотреблять пре­доставленной ей свободой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.006 с.)