Сначала разберитесь с эмоциями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сначала разберитесь с эмоциями



Как было отмечено выше в этой главе, когда у ребенка пробле­ма, она почти всегда сопровождается эмоциональным упадком.

Пытаясь помочь ребенку, разберитесь сначала с его эмоциональ­ным состоянием. Для этого последуйте советам, предложенным в предыдущей главе: определите, какие эмоции он испытывает, примите их спокойно, попросите ребенка выразить свои чув­ства и постарайтесь переменить его отрицательные эмоции на положительные. Предпринимать эти шаги нужно с пониманием и сочувствием, стараясь поднять самооценку ребенка и заверяя его, что все будет хорошо. Такое сопереживание и позитивный настрой — неотъемлемые, жизненно важные качества хороше­го психолога. Не торопитесь — уделите этому столько времени, сколько потребуется.

Может быть, это все, что ему нужно, — излить вам свои тревож­ные чувства. Как решить свои проблемы, он, возможно, знает и сам. Если после того, как его эмоции поутихнут, ему понадобится ваша дальнейшая помощь, он будет более сдержан, чтобы продол­жить обсуждение проблемы.

Выявите истинную проблему

Это порой нелегко. Ребенок может и сам не знать, какова реаль­ная проблема. Или же из страха он может пытаться избегать ее. Если он отождествляет возникшую неприятную ситуацию с ка­ким-то человеком или людьми, то, скорее всего, упускает из вида истинную проблему. Истинная проблема необязательно лежит на поверхности. Допустим, ваш ребенок говорит, что другие дети его не любят, в действительности же он может быть попросту слишком застенчив, чтобы с ними подружиться. Ребенок может сказать, будто учительница к нему придирается, тогда как проб­лема в том, что он не соблюдает правила поведения на уроке. Ребенок может сказать: «Терпеть не могу уроки музыки», хотя все дело в том, что учитель задает ему слишком трудные для его уров­ня произведения.

Представьте себя на его месте

Постарайтесь взглянуть на проблему с позиции ребенка. Попро­буйте увидеть происходящее его глазами, с его детской точки зрения. Взрослым это сделать трудно. С позиции взрослого че­ловека проблема может казаться нам пустячной, а ее решение — очевидным. Ребенку же проблема может видеться гигантской и не имеющей решений. Вы можете не соглашаться с видением своего ребенка, но очень важно хотя бы просто представить себя на его месте, чтобы помочь в разрешении проблем.

Проявите сочувствие и понимание

Когда у ребенка проблема, самая важная терапия — сочувствен­ное понимание. Это подразумевает не просто сопереживание его беспокойным эмоциям, как мы уже объясняли ранее, но сопере­живание самой проблеме. Чтобы выразить сочувствие, погово­рите с ребенком о его проблеме. Пусть он знает, что вы понима­ете его ситуацию и сопереживаете тому, что с ним происходит. Скажите это такими словами и с такой интонацией, чтобы он поверил.

Зачастую ребенку ничего другого и не нужно, кроме того, что­бы родители отнеслись с пониманием — как к его чувствам, так и к его проблеме. Иногда ребенок ясно дает понять, что он не желает больше никакой помощи или советов. Возможно, ему ка­жется, что это было бы вторжением на его частную территорию. Например, если ребенок жалуется родителям, что одноклассник насмехался над ним или что учитель унизил его при всем клас­се, он хочет, чтобы родители поняли его унижение и сказали ему несколько слов утешения, чтобы придать ему уверенности в себе. Тем не менее ребенку может не понравиться, если родители с утра первым делом заявятся в школу и станут требовать спра­ведливости.

Восстановите самоуважение

В большинстве случаев дети страдают от комплекса неполноцен­ности, унижения или потери самоуважения. В какой-то момент в беседе родители должны уделить время, чтобы вернуть ребенку чувство собственного достоинства, повысить его уверенность в себе. Помогите ему увидеть свои положительные качества и отно­ситься терпимо к своим минусам.

Помогите ему найти решения

Вместо того чтобы предлагать готовые решения проблем, помо­гите ребенку найти их самостоятельно. Вот эффективный метод:

1. Спросите его, как он хочет, чтобы все обернулось.

2. Спросите его, что он предпринял бы, чтобы достичь этого.

На такой метод он откликнется скорее, чем на совет. Кроме того, он поможет ему развить навыки решения проблем, а это, в свою очередь, повысит его самостоятельность и независимость.

Если он теряется в догадках, дайте ему небольшие подсказки и подумайте вместе, как решить проблему. Научите его брать на себя ответственность за свои решения, а не полагаться на других. Только тогда он сможет держать свои проблемы под контролем.

Советы

Когда ребенок не может сам придумать решение проблемы, тогда можно что-нибудь посоветовать. Возможно, ребенок даже с ра­достью примет ваш совет. Он должен быть тщательно продуман и основан на мудрости. Если вы и сами не уверены, что посове­товать, скажите ребенку, что подумаете над этим и поговорите с ним позднее.

Активная помощь

Временами решение проблем ребенка требует активной помощи со стороны родителей. Например, в случае если школьный учи­тель унижает его или относится к нему предвзято. С такой проб­лемой ребенок — особенно маленький — не сможет справиться сам. Возможно, родителям придется сходить в школу и перевести ребенка в другой класс. Родители должны вмешиваться только с согласия ребенка. Если он нуждается и желает вашей помощи, будьте готовы оказать ее. Никогда не оставляйте своего ребенка одного в критической ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.019 с.)