Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помогите детям совладать с эмоциями

Поиск

Эмоции — это сильные чувства, исходящие изнутри. Они могут быть положительными или отрицательными. Положительные эмоции — любовь, радость, воодушевление, самоуважение, уве­ренность, благодарность, умиротворение и т. д. Из них составля­ется наше ощущение счастья в целом, они способствуют физичес­кому и умственному здоровью и служат важными инструментами достижения успеха. Их следует сохранять и развивать.

Отрицательные эмоции возникают из накаленных чувств, та­ких как гнев, злоба и зависть, а также тревожных чувств — боли, унижения, раздражения, отвержения, уныния, расстройства, разо­чарования, тревоги и страха. Такие негативные чувства вызывают душевные страдания различной степени тяжести, крадут радость, вредят здоровью и могут провоцировать личные неудачи. Роди­телям следует подходить к эмоциональным проблемам ребенка с мудростью. Поступая так, они облегчат его страдания и помогут расти, и в дальнейшем ребенок будет менее подвержен эмоцио­нальным волнениям.

Избегайте отрицательных эмоций

В первую очередь нужно помочь ребенку избежать склонности к отрицательным эмоциям. Для этого делайте следующее.

Восполняйте его нужды. Чтобы избежать эмоциональных переживаний, дарите ребенку любовь, нежность, заботу и предан­ность. Когда нужды будут удовлетворяться, эмоции ребенка будут более уравновешенными. Если о ребенке не заботятся, если он не уверен в себе, то он больше подвержен тревожным или враждеб­ным чувствам.

Помогите ребенку расти. Чтобы ребенок меньше поддавал­ся тревожным эмоциям, помогите ему развивать свой характер, самооценку и уверенность в себе. Это стабилизирует эмоциональ­ное состояние ребенка, и он становится менее подвержен нега­тивным чувствам.

Как справиться с отрицательными эмоциями

1. Воспринимайте его чувства адекватно.Если у ребенка все же возникают отрицательные эмоции, не впадайте в панику. Гнев, зависть, страх и другие отрицательные эмоции свойственны всем людям. Не заставляйте своего ребенка стыдиться или винить себя за свои негативные чувства. Если он сердится, не ругайте его за то, что он якобы плохой ребенок. Если он боится переходить до­рогу, не заставляйте его чувствовать, будто с ним что-то не так. Если он испытывает зависть, не осуждайте его. Осуждение только усилит его тревожные чувства.

2. Позвольте ему выражать свои эмоции. Пусть ребенок дает выход своим негативным эмоциям. Когда необходимо, призы­вайте и ободряйте его делать это. Если он не хочет, постарайтесь прогнать страхи и вселить в него уверенность, чтобы он захотел открыться. Это эффективный способ успокоить ребенка, и иногда ему требуется только это. Никогда не подавляйте расстроенные чувства ребенка: не велите ему замолчать, не грозите наказанием и не стыдите его. Если вы будете запрещать ребенку давать выход своим отрицательным эмоциям, они могут накапливаться внутри, а позднее вырваться наружу в форме физической или умственной болезни.

3. Меняйте его эмоции.Когда ребенок чем-то обеспокоен, по­старайтесь переменить его отрицательные чувства на положи­тельные. Для этого проявите понимание, сочувствие, помогите ребенку повысить самооценку и заверьте его, что все будет хо­рошо. Это чудесный метод терапии, поэтому других может и не потребоваться.

4. Решение проблем. Порой от тревожных чувств невозможно избавиться до тех пор, пока не будут решены проблемы, их вы­звавшие. Возможно, ребенку будет недостаточно простой беседы. Ему может потребоваться серьезная помощь. О том, как помочь, мы поговорим в следующей главе. А методы, которые мы рас­смотрели только что, эффективны для борьбы с перечисленными ниже эмоциями.

Гнев

1. Когда ребенок кричит.Необходимо давать ребенку возмож­ность прокричаться, чтобы он освободился от неприятных чувств. Однако нельзя позволять ему нарушать покой окружающих. Если ребенок кричит изо всех сил, его следует поместить в отдельную комнату. Когда дети свободно выражают свой гнев, впоследствии у них вырабатывается мягкий нрав. В своей автобиографии «Мои несколько миров» Перл С. Бак рассказывает о своем опыте обще­ния с китайскими детьми:

«Китайцы полагали, что очень важно позволять ребенку кри­чать, чтобы он с малых лет давал выход всем положительным и отрицательным эмоциям. Потому что если их сдерживать или подавлять силой или страхом, тогда гнев смешивается с кровью, отравляет сердце и непременно дает о себе знать позднее, до­ставляя неприятности во взрослой жизни. Об этом было извест­но еще тысячу лет назад, и, как ни странно, эта же философия на сегодняшний день считается самой современной в западном мире, к которому я принадлежу. Истинна она или ложна, но эти капризные дети в возрасте примерно семи-восьми лет словно превращались из гусениц в бабочек — они вели себя удивительно по-взрослому, обладали мягким характером и самодисциплиной. К этому возрасту они уже умели мыслить здраво и направлять себя на верные пути».

2. Приступы гнева. Когда у ребенка случается приступ гнева, он может визжать, кричать, драться, толкаться, кусаться, брыкать­ся, вырывать волосы и разбрасывать вещи. Самый лучший способ обуздать буйного ребенка — изолировать его в помещении, где он не сможет никому навредить и ничего сломать, и позволить ему выпустить наружу накопившийся гнев. Иногда единственное доступное для этого место — гараж. Нельзя допускать, чтобы ре­бенок кого-то бил, портил мебель или непристойно выражался. Если он будет так делать, то после того, как его гнев поутихнет, примените воспитательные меры, описанные в девятой главе.

Когда у ребенка случается приступ гнева, всегда мудро выяс­нить причину. Возможно, его спровоцировал другой ребенок или же у него проблема, которую он не может решить. Нередко вино­ваты сами родители, когда поступают с ребенком несправедливо, грубо, не выполняют своих обещаний или не уделяют ему внима­ния. Так было и в следующем случае.

У одной маленькой девочки начали случаться серьезные ис­терики. Она кидалась на пол, брыкалась и визжала, в то время как мать пыталась урезонить, успокоить и понять ее. Но маме не удавалось ничего с ней сделать. Девочка продолжала кричать и брыкаться до полного изнеможения. Почти случайно мама обна­ружила причину такого поведения. Во время очередного присту­па мама, отчаявшись, спросила: «Джули, что мне сделать, чтобы ты прекратила закатывать истерики?» Девочка перестала плакать, встала и заявила: «Брось работу!» И тогда мама впервые начала догадываться, в чем проблема. Если ваш ребенок закатывает ис­терики, то они, скорее всего, вызваны его внутренними потреб­ностями.

Закатывание истерик может быть способом обратить на себя внимание или добиться своего. В этом случае родители могут на­учить ребенка уму-разуму, изолировав его, не обращая на него внимания и не поддаваясь его капризам.

Приступы гнева могут возникать из-за собственных слабостей ребенка, например, из ревности к другому ребенку, ощущения не­полноценности, жажды мести или дурного настроения. Справить­ся с этим можно, работая над характером ребенка, помогая ему развить такие добродетели, как любовь, терпение, великодушие и кротость.

В очень редких случаях дети буйствуют по причине одержи­мости демонами или злыми духами. В библейские времена это явление было довольно распространенным. По просьбе родных Божьи служители изгоняли демонов.

3. Гнев на родителей. Несмотря на то, что ребенок никогда не должен выказывать неуважение к родителям, его необходимо на­учить допустимым формам выражения своего недовольства. При­учите его честно и откровенно выражать свои эмоции. Он может просто сказать: «Я сержусь на тебя». Возможно, он захочет осно­вательно поговорить об этом и объяснить, чем именно вызвано его негодование. Однако не требуйте от него объяснений. Может быть, он и сам не понимает, почему сердится. Самое главное — чтобы он не стеснялся выразить свои чувства, не вызывая при этом недовольства родителей.

4. Гнев на других людей. Когда ребенок сердится на своих учи­телей, друзей или знакомых, следует побудить его сначала рас­сказать о своем гневе родителям. Так он «выпустит пар», и этого может оказаться достаточно, чтобы он забыл о своей проблеме или придумал, как правильнее всего ответить своему обидчику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.007 с.)