Основные концепции государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции государственного бюджета



В экономической теории существует несколько концепций государственного бюджета:

- концепция ежегодно сбалансированного бюджета;

- концепция бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

- концепция сбалансированности не бюджета, а экономики.

· Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, например, что в период спада в экономике, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты), хотя их снижение ведет к дальнейшему уменьшению совокупного спроса, а, следовательно, и еще более глубокому спаду. Наоборот, если в экономике бум, то есть максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличивать государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию макроэкономических процессов очевидна.

· Концепция государственного бюджета, сбалансированного
на циклической основе
заключается в том, что иметь ежегодно сбалансированный бюджет необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный
излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета в период рецессии (спада). Данная концепция также имеет существенный недостаток – дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому обеспечить сбалансированность бюджета не удается.

· Наибольшее распространение имеет концепция сбалансированности не бюджета, а экономики в целом. Она была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х годов. Согласно воззрениям Дж. Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать государственные закупки и трансферты и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации экономики. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Дж. М. Кейнса была направлена на выработку рецептов борьбы со спадом в экономике, то она основывалась на идее «дефицитного финансирования». Практическое использование кейнсианских рецептов в макроэкономическом регулировании в большинстве развитых стран в 1950-е – 1960-е гг. привело к середине 1970-х гг. к проблеме хронического дефицита государственного бюджета, и стало одной из причин усиления инфляционных процессов в мировой экономике.

Мировая экономическая практика выделяет четыре основных
способа преодоления бюджетного дефицита государства:
сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов; заимствование денег у домохозяйств, банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций.

· Сокращение бюджетных расходов является наиболее простым, но одновременно и самым болезненным для общества способом преодоления бюджетного дефицита, поскольку государство обычно финансирует те сферы жизни общества, которые никто больше финансировать не может или не хочет. Поэтому оборотной стороной этого способа преодоления бюджетного дефицита является рост социальной напряженности и потеря политической стабильности в стране.

· Изыскание источников дополнительных доходов упирается, в конечном счете, в повышение налоговой нагрузки государства на экономику и ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства. Причины этого кроются в том, что люди: во-первых, теряют интерес к труду, если слишком большая часть их заработка изымается государством в виде налогов; а во-вторых, начинают прятать свои доходы от налогообложения, вызывая быстрое развитие теневой экономики.

Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами, а доходы от них укрываются от налогообложения. Описанную зависимость иллюстрирует график (рис. 4.1), предложенный американским экономистом экономическим советником президента США Р. Рейгана Артуром Лаффером и получивший название кривая Лаффера.

Используя налоговую функцию: Т = t x Y, А. Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (Topt), при которой налоговые поступления максимальны (ТRmax.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, снизятся налоговые поступления, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y).

 

 

T, %

 

100

 

 

Topt.

 


0 TRmax TR

 

Рис. 4.1. Кривая Лаффера:

T – ставка налога; TR – налоговые поступления

 

· Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег является наиболее легким, но в тоже время и самым опасным для экономики способом «затыкания дыр» в бюджете. Причина этого состоит в том, что рынок немедленно отреагирует на появление необеспеченных товарами денег повышением цен или исчезновением товаров из легального сектора экономики (если государство попытается ограничить рост цен). Выигрыш бюджета при выборе этого способа преодоления бюджетного дефицита оказывается недолговечным. В конечном счете, дефицит бюджета не сокращается, а начинает даже возрастать, поскольку бюджетные расходы государству приходится осуществлять сегодня и по нынешним (более высоким ценам), а налоговые поступления в бюджет берутся с доходов прошлых периодов, сложившихся при старом (более низком) уровне цен.

· Заимствование денег у домохозяйств, банков, фирм, других государств и международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.) путем выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и т. д. Выбор государством этого способа преодоления бюджетного дефицита ведет к образованию и росту величины государственного долга (внутреннего и внешнего).

Наличие государственного долга приводит к «порочному кругу»: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит – долгосрочном периоде этот способ также оказывается инфляционным. Опасность государственного долга заключается в следующем:

· в связи с отвлечением средств из производственного сектора экономики на обслуживание государственного долга происходит снижение эффективности функционирования экономики;

· в экономике происходит перераспределение национального дохода от частного сектора к государственному;

· усиливается неравенство в доходах;

· рефинансирование государственного долга приводит к росту ставки процента, что вызывает в краткосрочном периоде эффект
вытеснения частных инвестиций
(поскольку вложение сбережений домохозяйств в государственные ценные бумаги оказывается выгоднее приобретения ценных бумаг частных фирм), а в долгосрочном периоде приводит к сокращению производственного потенциала страны;

· необходимость выплаты процентов по долгу приводит к повышению налогов, что подрывает экономические стимулы хозяйствования;

· в долгосрочном периоде создается угроза высокой инфляции, поскольку при использовании только метода долгового финансирования, в будущем наступает такой момент, когда дефицит государственного бюджета достигает таких размеров, что его дальнейшее финансирование долговым способом оказывается невозможным, и приходится прибегать к денежной эмиссии, причем в значительно больших размерах (так называемая «теорема Саржента-Уоллеса», названная по именам доказавших ее американских экономистов лауреата Нобелевской премии Томаса Саржента и Нейла Уоллеса);

· на будущие поколения возлагает бремя выплаты долга, что ведет к снижению уровня их благосостояния;

· выплата процентов или основной суммы долга иностранным заемщикам вызывают «утечку» определенной части ВНП за рубеж.

Таким образом, все перечисленные способы преодоления дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки, и наиболее разумным вариантом бюджетной политики будет являться их сочетание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.008 с.)