Экономическая сущность и причины возникновения бюджетного дефицита. Управление бюджетным дефицитом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность и причины возникновения бюджетного дефицита. Управление бюджетным дефицитом.



Бюджетный дефицит- превышение гос.расходов над доходами бюдж. Фонда, т.е. Отрицательное сальдо гос.бюджета. При анализе бюдж.дефицита используются след.показатели: 1)уд. Вес бюдж.дефицита в ввп; 2)уд. Вес дефицита гос.бюджета в объем расходной части бюджета. Причины возникновения бюдж.дефицита: 1.рост гос.расходов;2.циклические спады в эк-ке; 3.ограниченность фин. Ресурсов гос-ва;4.чрезвыч. Обстоятельства(стих.бедствия, гражданские волнения);5.необходимость гос.вложений в развитие эк-ки. концепциирегулир-я бюдж. Дефицита:

Сторонники1ой концепции считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно. Сторонники 2ой концепции считают, что бюджет должен балансироваться в ходе эк.цикла.

Концепция функциональных финансов. Сторонники этой концепции считают, что целью гос.бюджетаявл. Сбалансированность эк-ки, а не бюджета. В нормальных условиях развития эк-ки допустимым является бюдж.дефицит, размер которого не превышает 3%от внп. Как правило, гос-во применяет след.меры по сокращению гос.дефицита:1)повышение эфф-ти эк-ки, что будет способствовать росту фин. Ресурсов и увелич-ю доходов бюджета; 2)проведение рыноч. Реформ разгосударствления и приватизации; 3)развитие и улучшение налогового закон-ва; 4)снижение некот. Видов расходов(воспитательных, управленч.); 5)уменьшение трансферт. Платежей и повышение их эфф-ти.

Источники финансирования бюдж.дефицита: 1. внутр. Источники: 1.1неинфляционные:- повышение налоговых ставок;- кредиты цб;- выпуск гос. Ценных бумаг на внутр.рынке;- операции с имуществом, принадлежащие гос-ву (приватизация гос.собственности);-секвестирование бюджета – пропорциональное снижение гос.расходов, которые осущ-ся ежемесячно и по всем статьям бюджета в течении фин. Года.секвестированию не подлежат защищенные статьи гос.бюджета. Они определяются высшими органами гос.власти.1.2инфляционные:- выпуск доп. Денег (доп.эмиссия денег цб)данные методыназываются монетизацией экономики. При монетизации бюдж.дефицита существенно увеличивается уровень инфляции, и в бюдж.налоговой системе возникает «эффект танзи» - сознательнаяотсрочка уплаты налогов налогоплательщиками.

2. внешние источники финансирования бюдж.дефицита: 2.1кредиты иностранных государств;2.2кредиты междунар. Орг-ции;2.3продажа гос. Ценных бумаг на внеш. Рынках.

Классификация бюджетного дифицита: 1.циклич. Бюдж.дефицита – дефицит, кот. Является результатом действия встроенных стабилизаторов эк-ки (эк. Механизмов, кот. Позволяют снизить колебание ур-ня занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям эк. Пол-ки).;2.структурный дефицит – разница между доходами и расходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.;3.операц. Бюдж.дефицит – общий дефицит бюджета за вычетом инфляции части процентных платежей по обслуживанию гос.долга;4.первичный бюдж.дефицит – разница между величиной общего дефицита и общей суммы выплат по гос.долгу.;5.квазифискальный- скрытый дефицит гос.бюджета существующий на ряду с официальным.

 

 

Понятие целевых бюджетных и внебюджетных фондов, их назначение.

Бюджетные и внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, используемых строго по целевому назначению, которые могут создаваться и расходоваться по решению президента, парламента, правительства, органов местного самоуправления. Бюджетные и внебюджетные фонды могут создаваться на республиканских и региональных уровнях. Данные фонды независимы от государственного бюджета. Их формирование и использование осуществляется в соответствии с положением о данных фондах, которые утверждаются либо советом министров, либо соответствующими советами депутатов. Целевые бюджетные фонды создаются в составе бюджетов для финансирования экономических отраслей, целевых государственных программ или мероприятий. Фонды являются источником дополнительных финансовых ресурсов государства.Бюджетные и внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы рб. Создание бюджетных и внебюджетных фондов, определение источников их формирования и порядок их использования определяется президентом рб. Средства бюджетных и внебюджетных фондов относятся к республиканской собственности. Проекты законов о бюджетах фондов выносятся на рассмотрениеправительству одновременно с законом о бюджете и в соответствии с законодательством, представляются президенту для рассмотрения и утверждения. После утверждения президентом, бюджеты фондов выносятся в палату представителей нац.собрания рб как проекты закона и принимаются палатой до принятия проекта законно о бюджете.Размеры доходов(расходов), дефициты бюджетов, фондов и источники его финансирования ежегодно определяется законодательными актами.Исполнение бюджетов фондов осуществляются через единый казначейский счет в соответствии со сметами доходов и расходов.Органы государственного казначейства осуществляют кассовое обслуживание, исполнение бюджетов фондов. Распорядители средств фондов представляют в минфин всю бухгалтерскую отчетность о движении средств.Отчеты об исполнении бюджетов фондов составляются распорядителями средств и выносятся на рассмотрение правительства одновременно с отчетом исполнения республиканского бюджета.

20. Сущность и экономическое значение государственного кре­дита. Формы государственного кредита их характерис­тика. Гос. Кредит – это система денеж. Отношений, связанная с привлечением гос-вом временно свободных денеж. Средств юр. И физ. Лиц. С помощью гос. Кредита гос-во мобилизует доп. Фин. Ресурсы для финансирования общегос. Расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования гос. Кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общ-ва с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. В период эк. Кризиса гос-ву не хватает средств и потребн-ть в гос. Кредите растет.В период эк. Подъема потребн-ть в гос. Кредите сокращается, и сужается сфера его применения.В рбпредоставление гос. Кредитовосущ-ся Правит-вом РБ по решению Президента РБ. Гос. Кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иност. Гос-вам, междунар. Орг-ям и иным нерезидентам РБ, кот.не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным гос. Кредитам.Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех эк. Отношений, кот.выражает кредит.Гос. Кредит может выступать в формах гос. Займов, кредитов Нац. Банка на покрытие дефицита и др.краткосрочных и долгосроч. Обязательств. Право привлекать заемные ср-ва у юр. И физ.лиц от лица Совета Министров принадлежит минфину РБ.Гос. Займыхар-ются тем, что временно свободные денеж. Средства, имеющиеся у населения и юр. Лиц, привлекаются для фин-ния общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других гос. Ценных бумаг.Облигация удостоверяет внесение ее владельцем денеж. Ср-в в распоряжение гос-ва и подтверждает обязательство эмитента возместить номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой процентов. Гос. Ценные бумаги — это ЦБ, выпускаемые в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом.Другой формой гос. Кредита является выдача Нац.Банком кредитов правительству РБ и местным органам власти. Источником кредитных ресурсов для этой операции служат заемные ср-ва населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в сис-месберегат. Банков. Нацбанк по установленному Верховным Советом нормативу привлекает эти ресурсы в свое. Таким образом, в отличие от гос. Займов кредит гос-ву предоставляется не за счет собственных временно свободных средств физ. И юр. Лиц, а за счет заемных средств. В практике широкое распространение как форма гос. Кредита получила форма прямого заимствования средств общегос. Ссудного фонда для покрытия дефицита бюджета. Этот метод не ликвидирует инфляционные процессы, напротив, может усиливать их.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.109.23 (0.006 с.)