Источники и состав бюджетных доходов. Формы мобилизации денежных средств. Сущность и структура налоговой системы государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и состав бюджетных доходов. Формы мобилизации денежных средств. Сущность и структура налоговой системы государства.



Финансовая политика государства и её особенности на современном этапе. Содержание, значение и задачи финансовой политики, ее составные части.

Государство, в зависимости от складывающейся в стране ситуации, оказывает воздействие своей деятельностью в различные сферы экономики, осуществляя свою внутреннюю и внешнюю политику. Составной частью этой политики является финансовая политика.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Составные части финансовой политики

Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную. Налоговая политика – реализует интересы государства в аккумуляции финансовых ресурсов. Главное назначение, заключается в изъятии части чистого дохода субъектов хозяйствования на общегосударственные нужды и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет. Свое назначение выполняет в бюджетном процессе через выполнение налогами стимулирующей и фискальной функций.

Бюджетно-финансовая политика – связана с распределением фонда денежных средств государства, распределение их по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Денежно-кредитная политика. Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности предприятий в эффективном использовании заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов.

5. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами и их функции. Управ-е финансами – целенаправл. воздейств-е на процессы выработки реал-ции и совершенст-ия в вопросах финн пол-ки.Сов-ть всех организ. струк-р осущ. управ-ие финансами – это финн. аппарат. Фин рычаг – форма финн отнош- ий, кот. явл. частью финн механизма, при помощи кот осущ. финн воздействие на эконом. интересы субъекта.Звенья упр-ия финансами:1. выработка соответ. форм фин. отношений и их сивершенс-ия.2.практич. применение форм финн отнош-ий.3.проверка соблюдения,изучения действующ. форм фин. отнош-ий и подготовка предложений по их соверш-ию. Фин контроль – это одна из форм упр-ия финансами, кот. заключ-ся в проверке закон-и и эффек-ти действий, связан. с образ-ем, распред-ем и использ-ем фондов ден. ср-в.Осн. задачи финн контроля: 1.проверка выполнения финн. обяз-в перед гос-ом, местными фондами и тд. 2.проверка правильности использ-ия гос. муниципальн. предприят-иями,испол-ие ден ресурсов бюджетов им соответствующ. 3. проверка соблюдения правилсовершения финн операций, расчётов и хранения ден ср-в предприят-и, орг-ями, учреж-ями. 4.выявление внутрен. фин резервов для повыш-ия рентабел. произ-ва,роста произв. труда и эконом. эффект. использ-ия матер. и денеж. ср-в. 5.устранение и предупреждение нарушений финн дисциплин.

В РБ с-ма фин. контроля вкл. след. звенья: 1.гос контроль (осущ. органами гос власти и гос упр-ия и касается вопросов формир-ия и расход-ия бюджета, проверки финн инфо и финн дисциплины) 2.ведомствен. фин контроль(его осущ. контрольн-ревизион. упр-ия или отделы соответств. минис-в и ведомств) 3.внутрихоз. фин контроль(вкл. в себя наблюдения за ведением финн-хоз деят-сти в обеспечении сохран-и матер. активов и устранение нарушений, возлагается на админ-цию, фин службы, бухгалтерию и тд) 4.независим. контроль (осущ. аудит. орг-ями при наличии лицензии на платн. основе). 5.обществен.фин контроль(осущ профсоюз. органы и ревизион. комиссии).

3 группы органов упр-ия финансами: 1. органы общ. упр-ия финансами(эти органы утвержд. финн закон-во,осущ. контроль за его соблюдением и осущ. контроль за финн. с-мой гос-ва в целом).2.органы специал. или оператив.упр-ия(проводят в жизнь финпол-ку гос-ва, разработ. форму финн отнош-ий, изучают их действия и вносят предложения по совершен-ию). 3.органы отраслевого упр-ия финансами(их задача это план-ие финн ресурсов, распред-ие выручки по соответ. фондам, упр-ие кассовой наличности, упр-ие стр-ры капитала, ведение бух учёта и реш-ие вопросов развития предпр-ий).

В целом с-ма орг-ии упр-ия финансами вкл. в себя: 1. стратегическое или общее упр-ие (опред-ие источников и объёмов финн ресурсов, кот должны обеспечить воспроиз-во,исходя из осн. направлений развития об-ва; установление оптимальн. пропорций между фин ресурсами, аккумулиров. в руках гос-ва и ресурсами отдельн предпр-ий;выявление наиболее эффект. направ-ий, использ.фин ресурсов). 2.оперативное (непосредств) упр-ие.

В РБ стратегич. упр-ие финансами осущ след органами:1. Президент РБ(он обеспеч. согласов. функцион. и взаимодейств. органов законодат. и исполнительн. власти, определяет внутр. и внешн. пол-ку гос-ва на основе кот. строится финн. пол-ка, подписывает законы о их принятии парламентом, издаёт дериктивы и указы по вопросам формир-ия и использ-ия ресурсов).2. парламент как высший законод. орган(принимает законы, регламентир. финн отнош-ия,устанавливает налоги, сборы и пошлины).3.Советы Мин-ов РБ как высший орган исполнительной власти (осущ. упр-ие финансами через свои структур. подразделения). Операт. упр-ие финансами осущ специальн. органы на общегос. уровне, на отраслевом и уровне отдельн.предпр-ия. На общегос. – МинФин, Мин по налогам и сборам, НБ, Гос. Тамож. Комитет. На отраслевом – финн упр-ие и эконом службы различн. Мин-в и ведомств. На уровне предприятия – финн отделы, экон службы и бухгалтерии.

6. Финансовое планирование и прогнозирование, их содержание, принципы и задачи. Система финансовых планов, их роль в использовании финансовых ресурсов.

Составной частью экономического планирования и прогнозирования является финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое планирование и прогнозирование (ФПиП) - это планирование и прогнозирование позволяет обеспечивать взаимоувязку результатов, заданий и показателей в финансовой сфере, как на уровне централизованных финансов (бюджета), так и на уровне децентрализованных финансов (субъектов хозяйствования).

Финансовое прогнозирование - система научных разработок о возможных направлениях движения фин. ресурсов, их объеме в прогнозном периоде, предвидении как позитивных, так и негативных моментов финансовых рисков при формировании и использовании фин. ресурсов.Прогнозирование предшествует планированию и носит вероятностный характер, дает оценку нескольких вариантов развития. Финансовый прогноз – это научная предпосылка управления финансами. Финансовое планирование – это процесс обоснования на определенный период порядка и сроков движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Система финансовых планов, их общая характеристика.

Результатом финансового планирования являются финансовые планы, которые разрабатываются на различных уровнях управления (от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны). Особенностью планов является то, что отражаемые в них показатели даются в денежной форме и указывают на движение финансовых ресурсов в плановом периоде.В настоящее время используется бизнес-план - документ внутрифирменного планирования, излагающие все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющие способы решения финансово-хозяйственных задач.Взаимосвязанные между собой во времени и пространстве многочисленные финансовые планы составляют систему финансовых планов, которая развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями каждого этапа развития

7. Финансовый контроль как элемент финансового механизма. Содержание, значение финансового контроля, его формы и методы. Финансам присуща контрольная функция, на практике эта функция реализуется в форме фин. контроля. Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов:1) по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации фин. отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию,

2)по обеспечению формирования доходов бюджета и правильности осуществления его расходов. Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовых вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Виды и формы, объекты и субъекты ФК зависят от того, на каком уровне он осуществляется:

на макроуровне - это контроль за организацией и функционированием финансов на общегосударственном уровне. Объектом контроля выступают государственные финансы. Предмет: сводные финансовые планы, сметы, отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. Субъектами выступают законодательные органы власти и государственные органы управления. на микроуровне - контроль, который осуществляется на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия, предметом контроля – финансовые показатели деятельности предприятия. Субъектами выступают экономические службы предприятия, отдельные специалисты, привлекаются независимые аудиторские организации.

8. Аудиторский контроль, его содержание и организация.Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовых вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Аудиторская деятельность (АД) - независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухг. (финансовой) отчетности и др. документов суб. хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных фин. и хоз. операций законодательству РБ, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи суб. хоз., содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме РБ.

Регулирование аудиторской деятельностью в РБ принадлежит Минфин - Главное управление аудита Министерства финансов РБ, которое выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссией лицензии на занятие АД, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления АД.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчётности субъектов хозяйствования и соответствия совершённых ими фин. и хоз. операций нормативным актам.

9. Сущность страхования как финансовой категории. Классификация и виды страхования.Страхование - это система перераспределительных отношений, связанных с формированием средств страхового фонда и их использование на цели возмещения ущерба возникшего у участников страхования. Страховщик - специализированная организация, ведающая созданием и расходованием страхового фонда. Страхователь – юридические и физ. лица, которые уплачивают страх. взносы и получают страх. возмещение при наступлении страх. случая.Учитывая, что эти фонды образуются в денежной форме отношения, которые возникают между страхователем и страховщиком относятся к финансовым отношениям.

Экономическая сущность страхования состоит в обеспечении непрерывности и бесперебойности процесса производства. Цель: страховых фондов заключается в том, чтобы возместить материальный ущерб наносимый либо стихийными бедствиями либо различного вида случайностями, возникающими из рисков финансово-хозяйственной деятельности.

Существуют различные подходы к вопросу классификации страхования (выделяют 4 отрасли):1. Имущественное страхование 2. Личное страхование 3. Страхование ответственности - за ущерб нанесенный 3-м лицам.4. Страхование рисков

По форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным. Обязательное страхование осуществляется на основе законодательства. В этом случае страховая ответственность наступает автоматически с момента появления объекта страхования. Обязательное страхование не ограничивается каким-либо периодом и действует до тех пор, пока существует страхователь.

Виды обязательного страхования в РБ: обязательное страхование пассажиров, обязательное страхование военнослужащих, работников МВД, КГБ, страхование строений, принадлежащих гражданам, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательная медицинская страхование иностранных граждан и некоторые другие. Добровольное страхование осуществляется на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем.

10. Страховой рынок Республики Беларусь и его развитие. Участники страхового рынка. Страховой рынок РБ начал свое развитие с начала 90-х, в период бурного развития предпринимательской деятельности.Единственным, кому эта деят-ть явилась не в новинку, был Белгосстрах. Эта орг-ция и сейчас занимает лидирующую позицию на страх. рынке нашей страны. В наст. время на страх. рынке республики осущ-ют страх. деят-ть 24 страховые орг-ции, из кот. 4 занимаются страхованием «жизни» и 1 специализир. перестраховочная компания (БНПО). Кроме страховщиков, на страх. рынке действует 4 страх. брокера, несколько агентских компаний и большое кол-во страховых агентов – физ.лиц.

К гос. страховым орг-циям относятся: Бел. республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», Бел. гос. предп-е экспортно-импортного страхования «Белэксимгрант», Республик-ое унитарное предприятие «Бел.нац.перестраховочная организация». Создавая данные организации, гос-во в первую очередь, ориентировалось на необходимость создания действенного механизма минимизации потерь от непредвиден-ных ситуаций в эк-ке республики, усиление соц. защиты населения и гарантий защиты их имущественных интересов. Страховые орг-ции с долей собственности гос-ва не создавались с нуля. В основном, это бывшие частные компании, кот. не желали терять своих клиентов по обязат. страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и безвозмездно передали часть своих акций гос-ву. Это Закрытое акционерное страховое общество «Промтрансинвест», Закрытое акционерное страховое общество «ТАСК»,Закрытое акционерное страховое общество «Белнефтестрах», Страховое общество с ограниченной ответственностью «Белкоопстрах». В каждой из этих компаний государству принадлежит более 50 % акций. Одна из отличительных черт таких страховых компаний состоит в предоставленной им гос-вом возможности проводить обязат. виды страхования. Одна из страховых компаний в РБ это полностью иностр. страховая компания – Иностранное страховое закрытое акционерное общество «Генерали». Появление данной страховой орг-ации на рынке показывает готовность республики принимать у себя ин. инвесторов в сфере страхования.

 

11. Социальное страхование и обеспечение, их роль и место в финансовой системе государства. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь по своему содержанию состоит из двух основных форм: государственного социального страхования и государственного социального обеспечения.Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан, оказавшихся в трудном положении. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания. Пенсионное обеспечение. В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. В соответствии с действующим ныне Законом РБ «О государственных пенсиях» в стране выплачиваются пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные.Размеры пенсии корректируются с учетом изменений максимальной и минимальной пенсии, при этом минимальный размер устанавливается в сумме, не меньшей минимального размера оплаты труда.

12. Сущность бюджета и его роль в условиях рынка. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государством) экономической, социальной, управления, оборонной).При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности.Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихозяйственных и региональных пропорций. Бюджет можно рассматривать с 3-х позиций:как экономическая категория,как финансовый план страны.как централизованный фонд денежных средств страны.Организация и принципы построения системы бюджетов, взаимоотношения между видами бюджетов, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства. В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, административно-территориального деления, уровня развития экономики и др. специфических черт.В унитарных государствах имеются 2 уровня бюджетов: государственный и местные; в федеративных – 3.Центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система. Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность бюджетов, отдельных административных образований каждого государства.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии: составление проекта бюджета,рассмотрение и утверждение проекта,исполнение бюджета,составление отчета об исполнении бюджета.

13. Бюджетная система и бюджетное устройство в Республике Беларусь. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государством) экономической, социальной, управления, оборонной).При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности.Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихозяйственных и региональных пропорций. Бюджет можно рассматривать с 3-х позиций:как экономическая категория,как финансовый план страны.как централизованный фонд денежных средств страны.Организация и принципы построения системы бюджетов, взаимоотношения между видами бюджетов, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства. В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, административно-территориального деления, уровня развития экономики и др. специфических черт.В унитарных государствах имеются 2 уровня бюджетов: государственный и местные; в федеративных – 3.Центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система. Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность бюджетов, отдельных административных образований каждого государства. Бюджетный процесс охватывает 4 стадии: составление проекта бюджета,рассмотрение и утверждение проекта,исполнение бюджета,составление отчета об исполнении бюджета.

14. Бюджетный процесс, его организация и инструментарий.Бюджетный процесс - регламентированная законодательными нормами деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению бюджета. Организация бюджетного процесса начинается с определения круга его участников. Участники бюджетного процесса - органы, обладающие бюджетными полномочиями: 1)президент рб; 2)органы законодательной и исполнит.власти; 3)гос.муниципальные финансовые органы и органы финанс.контроля; 4)органы денежно-кредитного регулирования; 5)гос.внебюджетные фонды; 6)другие органы, на которые возложены налоговые и бюджетные полномочия. Стадии бюдж.процесса: 1.составление проекта бюджета; 2.рассмотрение и утверждение проекта бюджета; 3.исполнение бюджета; 4.составление отчета об исполнении бюджета. Стадии бюдж.процесса в рб: 1.составление проекта бюджета. 1ый этап бюдж.процесса определяет политич. И эк.направления развития государства на предстоящий период. Проект бюджета составляется на основе прогноза соц.-эк.развития республики, а также на основных направлениях бюджетно-финансовой политики. В рб составление проекта бюджета осуществляется минфин и местными финанс.органами-исполнительными и распорядительными. 2. проекты бюджета рассматриваются и одобряются правительством, после чего отдаются на рассмотрение президенту рб. Он, в свою очередь, до 1го октября предшествующего года вносит в парламент республики проекта закона о бюджете на очередной финансовый год. После этого он рассматривается парламентом, утверждается, становится законом и принимается к исполнению. Местные бюджеты утверждаются после соответствующих вышестоящих бюджетов. Утверждается местными советами депутатов до 1го января очередного финансового года. На стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета появляется понятие инициативы, которое определяет, кому принадлежит право вносить изменения в проект бюджета. 3.исполнить бюджет по доходам значит получить все предусмотренные законодательством ресурсы, налоги, сборы и неналог.платежи и распределить их по уровням бюджетной системы. Исполнить бюджет по расходам значит осуществить финансирование всех учреждений и мероприятий, предусмотренных законом о бюджете. Исполнение бюджета обеспечивает правительство, а также местные, распорядит-ые, исполнительные органы власти.В мировой практике существует 3 системы кассового исполнения доходов и расходов бюджета: 1)банковская система. При ней исполнение бюджета возложено на банковскую систему во главе с цб. 2)казначейская. В этом случае исполнение бюджета возложено на спец.орган, целью которого является управление бюджетными ресурсами. Казначейство принимает доходы и выделяет бюджетные средства. 3)смешанная. Именно она осущ. В рб. При ней орг-ция бюджета по доходам возложена на банк.Систему государства, а по расходам – на казначейство.В рб казначейство выполняет след. Задачи: 1)исполнение бюджета по расходам; 2)регулирование отношений между бюджетами различ.уровней и внебюджетными фондами; 3)управление и обслуживание гос. Долгом; 4)контроль исполнения бюджетных обязательств; 5)краткосрочное прогнозирование объема гос.ресурсов и оперативное управление ими. 4ая стадия бюджетного процесса осуществляется минфин.

 

Фондовая биржа как основное звено рынка ценных бумаг, её признаки, цели, функции и органы управления. Содержание брокерской и дилерской деятельности.

Фондовая биржа – это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг для взаимных оптовых операций.Это централизованный рынок с фиксированным местом торговли, процедурой допуска на него участников и ценных бумаг, наличием регламента и специальных технологий торговли, установлением биржевых котировок, индексации состояния рынка ценных бумаг, инвестиционной активности и экономики в целом. Фондовая биржа является посреднической организацией.Чаще всего биржи создаются в форме акционерных обществ и являются некоммерческими организациями. Требования к членам биржи устанавливаются как законодательством, так и самими биржами. Фондовым биржам присущи следующие функции: -ценообразуюшая. -страховая. -стабилизирующая. -информационная. -регулирующая.Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли - продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.Брокерской деятельностью признается профессиональная деятельность, осуществляемая за счет и по поручению определенного лица (клиента).Дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли - продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии иных существенных условий дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиенту. В том случае, если дилер уклоняется от заключения договора, ему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора или о возмещении причиненных клиенту убытков.Тех, кто занимается дилерской деятельностью на рынке, часто называют спекулянтами или маркет - мэйкерами (те, что формируют рынок).

37. Понятие, участники и функции кредитного рынка. Перспективы развития кредитного рынка в Республике Беларусь.Кредитный рынок — наиболее крупный сегмент финансового рынка в современных рыночных экономиках, так как именно кредитные отношения — основной механизм, движущий и ускоряющий рыночную экономику в целом.

Кредитные отношения — это отношения между кредитором и заемщиком по поводу предоставления, использования и погашения ссуды. Объектом кредитных отношений служат ценности, предоставляемые в кредит. Субъектами кредитных отношений становятся кредитор и заемщик. Кредитор, предоставляющий ссуду, должен иметь для этого определенные средства: собственные накопления (ресурсы); привлеченные средства (например, в банках); мобилизованные ресурсы, полученные от мобилизации ценных бумаг на фондовом рынке. Заемщик — любое лицо, получающее во временное пользование ссуду на условиях возврата и платы в виде процента. Кредитный рынок — это форма взаимоотношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. Отличительной чертой кредитного рынка является то, что товаров на нем выступают деньги. Кредитный рынок базируется на определении рынка ссудных капиталов. Ссудный капитал - это денежные средства, переданные на условиях возвратности, кредит рассматривается как форма увеличения существующего капитала.

Структура кредитного рынка:рынок денег (рынок краткосрочных ссудных капиталов):

рынок капиталов (среднесрочных ссудных капиталов, долгосрочных ссудных капиталов).

Участники кредитного рынкаПервичные инвесторы — владельцы свободных финансовых ресурсов (домохозяйства и фирмы). Временно свободные средства фирм складываются из временно свободных оборотных средств, амортизации, устойчивых пассивов, прибыли, предназначенной для накопления.

Специализированные посредники — кредитно-финансовые организации, которые аккумулируют временно свободные средства и предоставляют их во временное пользование на возмездной основе.

Заемщики, юридические и физические лица, государство.

Функции:

• обслуживание товарного обращения через кредит;

• аккумуляция денежных средств предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов;

• трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;

• обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов; ускорение концентрации и централизации капитала, содействие образованию крупных объединений в сфере производства и обращения.

 

 

Финансовая политика государства и её особенности на современном этапе. Содержание, значение и задачи финансовой политики, ее составные части.

Государство, в зависимости от складывающейся в стране ситуации, оказывает воздействие своей деятельностью в различные сферы экономики, осуществляя свою внутреннюю и внешнюю политику. Составной частью этой политики является финансовая политика.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Составные части финансовой политики

Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную. Налоговая политика – реализует интересы государства в аккумуляции финансовых ресурсов. Главное назначение, заключается в изъятии части чистого дохода субъектов хозяйствования на общегосударственные нужды и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет. Свое назначение выполняет в бюджетном процессе через выполнение налогами стимулирующей и фискальной функций.

Бюджетно-финансовая политика – связана с распределением фонда денежных средств государства, распределение их по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Денежно-кредитная политика. Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности предприятий в эффективном использовании заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов.

5. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами и их функции. Управ-е финансами – целенаправл. воздейств-е на процессы выработки реал-ции и совершенст-ия в вопросах финн пол-ки.Сов-ть всех организ. струк-р осущ. управ-ие финансами – это финн. аппарат. Фин рычаг – форма финн отнош- ий, кот. явл. частью финн механизма, при помощи кот осущ. финн воздействие на эконом. интересы субъекта.Звенья упр-ия финансами:1. выработка соответ. форм фин. отношений и их сивершенс-ия.2.практич. применение форм финн отнош-ий.3.проверка соблюдения,изучения действующ. форм фин. отнош-ий и подготовка предложений по их соверш-ию. Фин контроль – это одна из форм упр-ия финансами, кот. заключ-ся в проверке закон-и и эффек-ти действий, связан. с образ-ем, распред-ем и использ-ем фондов ден. ср-в.Осн. задачи финн контроля: 1.проверка выполнения финн. обяз-в перед гос-ом, местными фондами и тд. 2.проверка правильности использ-ия гос. муниципальн. предприят-иями,испол-ие ден ресурсов бюджетов им соответствующ. 3. проверка соблюдения правилсовершения финн операций, расчётов и хранения ден ср-в предприят-и, орг-ями, учреж-ями. 4.выявление внутрен. фин резервов для повыш-ия рентабел. произ-ва,роста произв. труда и эконом. эффект. использ-ия матер. и денеж. ср-в. 5.устранение и предупреждение нарушений финн дисциплин.

В РБ с-ма фин. контроля вкл. след. звенья: 1.гос контроль (осущ. органами гос власти и гос упр-ия и касается вопросов формир-ия и расход-ия бюджета, проверки финн инфо и финн дисциплины) 2.ведомствен. фин контроль(его осущ. контрольн-ревизион. упр-ия или отделы соответств. минис-в и ведомств) 3.внутрихоз. фин контроль(вкл. в себя наблюдения за ведением финн-хоз деят-сти в обеспечении сохран-и матер. активов и устранение нарушений, возлагается на админ-цию, фин службы, бухгалтерию и тд) 4.независим. контроль (осущ. аудит. орг-ями при наличии лицензии на платн. основе). 5.обществен.фин контроль(осущ профсоюз. органы и ревизион. комиссии).

3 группы органов упр-ия финансами: 1. органы общ. упр-ия финансами(эти органы утвержд. финн закон-во,осущ. контроль за его соблюдением и осущ. контроль за финн. с-мой гос-ва в целом).2.органы специал. или оператив.упр-ия(проводят в жизнь финпол-ку гос-ва, разработ. форму финн отнош-ий, изучают их действия и вносят предложения по совершен-ию). 3.органы отраслевого упр-ия финансами(их задача это план-ие финн ресурсов, распред-ие выручки по соответ. фондам, упр-ие кассовой наличности, упр-ие стр-ры капитала, ведение бух учёта и реш-ие вопросов развития предпр-ий).

В целом с-ма орг-ии упр-ия финансами вкл. в себя: 1. стратегическое или общее упр-ие (опред-ие источников и объёмов финн ресурсов, кот должны обеспечить воспроиз-во,исходя из осн. направлений развития об-ва; установление оптимальн. пропорций между фин ресурсами, аккумулиров. в руках гос-ва и ресурсами отдельн предпр-ий;выявление наиболее эффект. направ-ий, использ.фин ресурсов). 2.оперативное (непосредств) упр-ие.

В РБ стратегич. упр-ие финансами осущ след органами:1. Президент РБ(он обеспеч. согласов. функцион. и взаимодейств. органов законодат. и исполнительн. власти, определяет внутр. и внешн. пол-ку гос-ва на основе кот. строится финн. пол-ка, подписывает законы о их принятии парламентом, издаёт дериктивы и указы по вопросам формир-ия и использ-ия ресурсов).2. парламент как высший законод. орган(принимает законы, регламентир. финн отнош-ия,устанавливает налоги, сборы и пошлины).3.Советы Мин-ов РБ как высший орган исполнительной власти (осущ. упр-ие финансами через свои структур. подразделения). Операт. упр-ие финансами осущ специальн. органы на общегос. уровне, на отраслевом и уровне отдельн.предпр-ия. На общегос. – МинФин, Мин по налогам и сборам, НБ, Гос. Тамож. Комитет. На отраслевом – финн упр-ие и эконом службы различн. Мин-в и ведомств. На уровне предприятия – финн отделы, экон службы и бухгалтерии.

6. Финансовое планирование и прогнозирование, их содержание, принципы и задачи. Система финансовых планов, их роль в использовании финансовых ресурсов.

Составной частью экономического планирования и прогнозирования является финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое планирование и прогнозирование (ФПиП) - это планирование и прогнозирование позволяет обеспечивать взаимоувязку результатов, заданий и показателей в финансовой сфере, как на уровне централизованных финансов (бюджета), так и на уровне децентрализованных финансов (субъектов хозяйствования).

Финансовое прогнозирование - система научных разработок о возможных направлениях движения фин. ресурсов, их объеме в прогнозном периоде, предвидении как позитивных, так и негативных моментов финансовых рисков при формировании и использовании фин. ресурсов.Прогнозирование предшествует планированию и носит вероятностный характер, дает оценку нескольких вариантов развития. Финансовый прогноз – это научная предпосылка управления финансами. Финансовое планирование – это процесс обоснования на определенный период порядка и сроков движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Система финансовых планов, их общая характеристика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.044 с.)