Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российской школы государственного администрированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих, национальных и социальных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через систему административно-государственного управления, являющуюся комплексным социальным институтом. Процесс государственного администрирования фиксируется в деятельности должностных лиц и является практической реализацией целей и воли государства. Это отличает государственную службу от гражданской, которая является средством осуществления целей, интересов и прав отдельных граждан или общественных ассоциаций. Государство и общество в состоянии решить свои основные задачи лишь при условии целенаправленной высокопрофессиональной деятельности системы административно-государственного управления. Именно поэтому такое важное значение имеет развитие теории административно-государственного управления как самостоятельной научной дисциплины. На страницах учебного пособия нашли отражение основные достижения этой науки в странах Запада, имеющие во многом универсальное значение. Разве не сталкивается любое государство с необходимостью рационализации управленческого труда или внутренних структур государственных органов? Разве не возникают в любой стране конфликты между центральной и местной администрацией по поводу распределения бюджетных средств, по поводу сбора налогов? Этот список универсальных вопросов можно продолжить. Наша задача состояла в том, чтобы показать, каким образом различные школы государственного администрирования, сложившиеся на Западе, пытаются решать эти вопросы в теории и на практике. Компаративный анализ — один из важнейших методов современной науки — является необходимым средством развития научного знания в конце XX века. И один из главных выводов состоит в том, что универсальной стратегической задачей теории административно-государственного управления является поиск новых путей исследования государственного аппарата, выявление еще не использованных возможностей его развития и совершенствования, предложение более эффективных, зачастую альтернативных способов решения сложных проблем государственного управления. На наш взгляд, сегодня можно выделить два решающих фактора, которые оказывают основное влияние на динамизм государственного администрирования во всех развитых странах мира: научно-техническое развитие и политический процесс. Оба этих фактора сегодня имеют тенденцию к усилению влияния на административно-государственные институты. Если профессиональная деятельность бюрократии в начале XX века была направлена на процедурные способы деятельности, подотчетность, подконтрольность, политическую нейтральность, то в конце столетия административно-государственное управление нацелено на программные и проблемные методы с применением новейшей вычислительной техники и использованием плюралистической полосы обеспечения (парламента, партии, группы давления). Кардинально меняется также стиль административно-государственного управления. Если чиновники в начале века избегали рискованных действий, не любили инноваций, боялись допустить ошибки (поскольку они были административно наказуемы), занимались рутинной деятельностью, выдвигали на первый план безопасность, не стремились переобучаться, то в конце века стиль административно-государственного управления стал принципиально иным. Сегодня важное значение имеет постоянное применение инноваций, а значит умение пойти на риск, отношение к ошибкам с пониманием и учеба на них, концентрация внимания на новых шансах и возможностях, выдвижение на первый план необходимости достижений, стремление к постоянному повышению квалификации. Следовательно, и в науке административно-государственного управления не может быть никаких застывших схем и моделей. Феномен административно-государственной деятельности требует постоянного серьезного теоретического и практического изучения, поскольку, как и все социально-политические явления, он находится в процессе непрерывного изменения и развития. В России наука административно-государственного управления получила официальное признание совсем недавно. В период господства марксистско-ленинской идеологии государственное управление рассматривалось о точки зрения «руководящей и направляющей роли партии». Из компетенции государственных органов были исключены такие важнейшие элементы, как целеполагание, принятие решений, разработка и оценка программ и планов общественного развития. Задачи государственного администрирования по существу сводились к тому, чтобы обеспечить реализацию партийных решений, принятых помимо государственных структур. Административно-государственное управление охватывало только исполнительную и распорядительную деятельность, его смысл сводился к четкой формуле «команда — исполнение». Критические замечания, альтернативные поиски и другие творческие моменты в деятельности государственной администрации не допускались. Именно поэтому в годы господства партийной номенклатуры наука административно-государственного управления была попросту не нужна. Она рассматривалась как буржуазная, заведомо ложная. Принципы и методы государственного управления в странах Запада интерпретировались преимущественно в негативно-критическом аспекте, что объяснялось общими идеологическими установками прошлых лет. По существу, достижения мировой общественной мысли в области административно-государственного управления в России до сих пор малоизвестны, поскольку работы ведущих западных ученых все еще не переведены на русский язык. Поэтому так важно сегодня исследовать и обобщить опыт развития мировой науки в области государственного администрирования. Существует международный понятийный аппарат, материалы экспертов ООН по организации административно-государственной деятельности, которыми можно и нужно воспользоваться. И одновременно предстоит большая самостоятельная работа, поскольку науку административно-государственного управления необходимо представить в национальном лексиконе» сделать понятными и доступными ее прикладные технологии. Несмотря на то что российская школа административно-государственного управления сегодня находится только в процессе своего становления, основные научные подходы к решению проблем государственного администрирования уже обозначились. Прежде всего сформировалась общая концепция государственной службы как социально ориентированного государственно-правового института. При этом подходе статус, функции государственной службы формируются исходя из их производности от интересов, целей и задач объединенного в государство сообщества людей, а не из первородности целей и функций государства. По вопросу о научных основаниях системы административно-государственного управления в нашей стране мнения ученых на сегодня разделились. Одни подчеркивают своеобразие форм российской государственности и полагают, что опыт западных стран не может служить основой для формирования национальной концепции государственной службы. Они предлагают опираться на исторический опыт России в области административно-государственного управления, использовать преимущественно национальные формы и традиции. Такая точка зрения очень привлекательна, ибо для каждого патриота прошлое его отечества всегда дорого и свято. Но у нас нарушена непрерывность национальных общественных форм, на их месте возникли и развивались другие общественные формы, и поэтому нельзя, как бы ни хотелось, взять ушедшие в историю формы административно-государственного управления и применить их сегодня. Можно и нужно использовать национальный опыт, понять его, выявить в нем самое существенное, но это совсем иное, чем прямой перенос имевшихся когда-то национальных форм и моделей. Другая точка зрения абсолютизирует значение зарубежного опыта в области административно-государственного управления. Некоторые ученые полагают, что необходимо использовать уже отработанные эффективные современные общественные формы, сложившиеся в западных странах, и перенести их в нашу жизнь. Разногласия среди этих ученых существуют лишь по поводу того, какую модель лучше использовать: американскую, немецкую, французскую и т.д. Однако, изучая западный опыт, очень легко перенять внешние формы и атрибуты государства, но очень сложно обеспечить эффективное функционирование соответствующих институтов. Поэтому России сегодня недостаточно ориентироваться на очевидные формальные свойства демократических институтов административно-государственного управления, важнее искать варианты приспособления этих институтов и их функций к нуждам российского народа. Формирующаяся российская школа административно-государственного управления должна делать акцент не на имитацию и перенос западного опыта управления, а на адаптацию к нему и самостоятельное открытие даже известных решений по организации государственного администрирования. Можно согласиться с мнением Г. Атаманчука, который подчеркивает, что нам необходим синтез из собственного национального опыта, в том числе послеоктябрьского периода, и отбора того, что можно реально использовать из мирового опыта1. Создавая научную концепцию российской государственной службы, мы должны внимательно анализировать, изучать и отбирать все самое лучшее и передовое, накопленное мировой наукой в области административно-государственного управления, но обязательно с учетом национальных традиций в этой сложной области человеческой деятельности. Важное место в поисках оптимальной научной концепции государственной службы занимает вопрос о целях и задачах этого института. Большинство экспертов в качестве приоритетной называют задачу общественно-политического и государственно-правового обеспечения реальной связи государственной службы с жизнью народа. Однако такую цель мало декларировать, гораздо важнее найти механизмы ее достижения. Опираясь на анализ опыта западных демократий, можно предложить следующую концепцию ее осуществления. Многочисленные группы и общественные организации гражданского общества могут влиять на процесс государственного управления в трех основных направлениях: осуществляя свой контроль над системой административно-государственного управления; выявляя и изучая потребности гражданского общества через сеть общественных центров по изучению социальных проблем; участвуя в публичных обсуждениях проектов реформ, в переговорах и заключении предварительных соглашений. Все это позволит обеспечить необходимый баланс общественных и индивидуальных интересов в процессе принятия государственных решений. Именно поэтому становление гражданского общества в России будет способствовать формированию подлинно демократической системы административно-государственного управления. Говоря о перспективе развития российской государственности, следует подчеркнуть, что исторические традиции России предполагают сохранение в стране федерального типа административно-государственного управления с сильными централистскими тенденциями, которые следует развивать и поддерживать. Особенностью нашего времени является своеобразная конвергенция двух систем административно-государственного управления — федеральной и унитарной. На конкретном историческом материале мы показали, что в современном обществе идет движение федеральных государств в унитарном направлении, а унитарные системы эволюционируют в федеральном направлении. Анализ современного опыта административно-государственного управления в странах Запада показывает также, что демократическое государство может эффективно функционировать лишь в том случае, если в нем однозначно разделены: сферы частного права и публичного права; сферы политики и исполнения законов; службы федеральные и региональные, а те и другие отделены от служб местного самоуправления. Нам представляется, что именно эта концепция должна быть положена в основу создания новой системы административно-государственного управления в России. Следует особо подчеркнуть, что в современной науке доминирует общий подход к системе административно-государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам. Концепция «политической бюрократии» ориентирована не на абстрактное общее благо, а на политические интересы и цели. Анализируя опыт административно-государственного управления в странах Запада, мы показали, что ни в одной из рассматриваемых нами стран (США, Германия, Франция, Великобритания) сегодня нет «нейтральной» администрации: везде ключевые посты в госаппарате занимают политические чиновники. Поэтому есть все основания говорить о политизации государственной службы. Высшие эшелоны бюрократии обладают определенной политической самостоятельностью в принятии решений. Это обусловлено высоким уровнем специализации административно-государственного управления, при котором чиновники должны действовать преимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны самые общие решения от президента или парламента. И в российской практике государственного администрирования на первое место должна выйти экспертиза и дискреционная деятельность, возможность принимать решения и самостоятельно разрабатывать государственные программы. Следовательно, частичное совпадение административных и политических функций является требованием современного государственного администрирования, а не желанием власти профессиональных государственных служащих. Поэтому представляется целесообразным введение политических должностей на высших постах в государственном аппарате России — это поможет партии (или коалиции партий), победившей на выборах, более рационально и эффективно проводить в жизнь свою политическую линию. Вместе с тем опыт функционирования институтов государственной службы в демократических странах свидетельствует о том, что политическая активность рядовых государственных служащих должна быть ограничена: в государственных органах, как правило, не образуются структуры политических партий и общественных организаций, государственные служащие защищены от попыток заставить их осуществлять какую-либо политическую деятельность в интересах отдельных партий, при исполнении служебных обязанностей они обязаны руководствоваться исключительно требованиями законов. На наш взгляд, это важное положение должно найти отражение в российском законодательстве. Интересная тенденция проявилась в последние десятилетия при формировании модели аппарата государственных служащих в развитых странах. Исторически сложилось так, что в США в госаппарате достаточно долго преобладали чиновники-специалисты, в то время как в Великобритании и Франции — администраторы широкого профиля — дженералисты. Время показало, что обе модели имеют свои сильные и слабые стороны. Несомненно, расширенное использование дженералистов упрощает задачу общей координации управления. Администраторы широкого профиля, способные трансформировать мнения экспертов в предложения и проекты, понятные политическим руководителям, оказывают большую помощь лицам, принимающим решения. Очевидно также, что узкие специалисты не способны анализировать проблемы в широком контексте общегосударственных интересов. Однако существует и другая сторона проблемы. В условиях постоянно возрастающей специализации управления, расширения и усложнения сфер государственной активности администраторы широкого профиля не справляются с возросшим объемом задач — значительная доля времени экспертов уходит на то, чтобы изложить им проблему в простой и доступной форме. Именно поэтому возникла компромиссная тенденция — создание интегральной иерархии, при которой специалисты и дженералисты работают рука об руку под единым руководством высшего чиновника. Это позволяет объединить сильные стороны двух существовавших ранее подходов, по возможности избегая их слабых сторон. Именно эту модель, на наш взгляд, следует использовать при формировании аппарата государственных служащих в России. В рамках данной концепции наиболее оптимальным для государственного служащего следует считать специальное образование, дополненное общим курсом по государственному администрированию. Весьма важным представляется вопрос о карьере чиновника на государственной службе. Здесь также прокладывают себе дорогу новаторские тенденции. Достаточно долго во многих европейских странах (Великобритания, Франция, Германия) основным элементом бюрократической карьеры была гарантия медленного, но верного продвижения по службе в зависимости от стажа или возраста. Однако в современных условиях, когда административные реформы и инновации стали обычной практикой, стаж работы уже не может служить главным критерием при назначении на более высокую должность. Гораздо важнее высокие деловые качества, личная инициатива, предприимчивость и новаторство. Именно эти критерии заложены в современной американской модели карьеры государственного служащего, которая на сегодня должна быть признана наиболее оптимальной: здесь нет автоматического продвижения вверх по служебной лестнице; основным критерием для повышения чиновника в должности является вид и качество проделанной работы. Нам представляется, что этот подход должен использоваться и в современной российской практике государственного администрирования. Во всех развитых странах мира большое значение придается также вопросу о контроле над системой госслужбы. Сегодня уже невозможно представить себе административно-государственное управление в демократическом обществе без системы парламентского контроля и административной юстиции, причем особое значение придается именно различным формам парламентского контроля. Во многих европейских странах (Великобритания, Франция, Швеция и др.) в последние десятилетия все больший авторитет завоевывает институт парламентского уполномоченного (посредника или омбудсмена), который изучает возникающие в связи с деятельностью госадминистрации жалобы, передаваемые ему из парламента. Наличие такой посреднической инстанции призвано смягчать отношения между законодательной и исполнительной властью. Представляется возможным создание подобного института и в нашей стране, где сегодня особенно необходимо сгладить противоречия между различными ветвями государственной власти. В заключение следует сказать, что несмотря на успехи в развитии теории административно-государственного управления, сделанные за столетие политологии в разных странах мира, остается еще немало открытых научных проблем. К ним прежде всего относятся вопросы об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в государственном управлении, о рациональной иерархии отношений в системе государственной администрации, об эффективных методах борьбы с бюрократизацией государственной машины и многое другое. Однако самой главной научной проблемой является вопрос об адаптации мирового опыта, накопленного теорией административно-государственного управления, к национальным условиям развивающихся государств. Для России этот вопрос особенно актуален, поскольку и общая теория управления, и теория административно-государственного управления делают в нашей стране лишь свои первые шаги. В связи с этим представляет интерес анализ факторов, названных экспертами ООН в качестве тормоза на пути развития теории административно-государственного управления в 80 —90-е годы. К сожалению, все эти факторы характерны и для России: 1) административно-государственные учреждения занимаются в основном профессиональной подготовкой, а не научными исследованиями; 2) научные исследования оторваны от задач, стоящих перед правительством, и от текущих проблем управления; 3) практический процесс принятия решений оторван от научного анализа; 4) профессиональные государственные служащие мало интересуются современными научными исследованиями и часто занимают отрицательную позицию по отношению к внедрению научных методов административно-государственного управления; 5) в некоторых странах наблюдается увлечение секретностью и ограничение свободного предоставления информации для проведения исследований; 6) научные исследования часто не приспособлены к местным условиям2. Исходя из этого следует подчеркнуть, что сегодня необходимо в первую очередь использовать местные исследовательские и аналитические возможности по развитию теории административно-государственного управления. С этой целью можно использовать статистические управления различных уровней, НИИ, которые будут заниматься экономическим, социальным и демографическим анализом, влияющим на развитие административно-государственного управления. Университеты, академии и другие учреждения, специализирующиеся на изучении общественных проблем, должны участвовать в таком анализе в большей степени, чем сейчас. Для того чтобы ускорить развитие российской научной школы административно-государственного управления представляется возможным сблизить науку публичного администрирования и науку управления предприятиями. Некоторые западные ученые полагают, что в будущем эти две отрасли могут слиться в одну науку. Для России это сегодня особенно важно подчеркнуть, поскольку в теории управлении предприятиями имеются более солидные разработки отечественных ученых, которые можно и должно использовать в государственном администрировании. При подготовке студентов в высших учебных заведениях курсы административной организации, управления персоналом, бюджетной техники, человеческих отношений, теории организации можно читать одновременно как для тех, кто готовит себя для государственной службы, так и для тех, кто пополнит собой сферу бизнеса. И поскольку преподавание такого рода дисциплин будет иметь столь широкую аудиторию, должно появиться большое число преподавателей, учебных пособий, монографий, диссертационных исследований. Напомним, что именно так поступили в 30 —50-е годы американцы и добились блестящих успехов: американская школа административно-государственного управления сразу заняла лидирующее место в мировой науке. Представляется возможным сделать акцент на практической значимости исследований административно-государственного управления, финансировать только те научные программы, которые ставят своей целью выработку практических рекомендаций, предлагают обоснованные проекты реформ. Такой утилитарный аспект исследований административно-государственного управления позволит найти для проведения многочисленных научных исследований и анкетирований как государственные, так и частные источники финансирования, что в условиях сложной экономической обстановки в нашей стране особенно важно.
Сноски и примечания К главе 1 1 Аристотель. Политика //Соч. Т. 4. С.321. 2 Somit A., Tanenhaus J. The Development of American Political Science. N.Y., 1982. P. 21. 3 В англо-американской литературе широко употребляются термины «гражданская служба» («civil service»), «общественная служба» («public service»), «правительственная служба» («government service»). Часто эти понятия используются как синонимы, но иногда в специальной литературе по теории политики и административно-государственного управления проводится разграничение. На гражданской (общественной) службе заняты постоянные профессиональные служащие, которые не могут быть смещены с должности. На правительственной службе заняты высшие государственные чиновники, которые сменяются на основе «системы добычи» (т.е. чиновники назначаются на государственные должности за политические заслуги, и срок их службы зависит от времени нахождения в Белом доме лидера партии, сторонниками которой они являются). 4 Wilson W. The Study of Administration //Political Science Quarterly 2. 1887, June. P. 197. 5 Goodnew Frank J. Politics and Administration. N.Y.: Macmillan, 1900. P. 7—11. 6 Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М, 1905. С. 508. 7 Wilson W. Op. cit. P.197—200. 8 American Public Administration: Past, Present, Future/Ed, by F.C. Mosher. The Univ. of Alabama Press, 1975. P. 12. 9 Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1946. P. 333—334. 10 Вебер М. Политика как призвание и профессия //Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. С.665. 11 Там же. С. 666. 12 Там же. С. 666—667. 13 Зверев А.Ф. Теория бюрократии от М. Вебера к Л. фон Мизесу //Советское государство и право. 1992. № 1. С. 90—91. 14 American Public Administration: Past, Present, Future/Ed, by F.C. Mosher. The Univ. of Alabama Press, 1975. P. 15. 15 Гурней Б. Введение в науку управления. М.: Прогресс, 1969. С. 26. 16 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. С. 66—67. 17 Хилль В. Базисные концепции исследований в менеджменте //Проблемы теории и практики управления. 1992. № 6. С. 33—34. 18 Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Brothers, 1954. 19 Diesel P.M., Runyan W.M. Human Behaviour in the Organization. N.Y., 1971. 20 Ibid. 21 Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. С. 21. 22 Мескон М.Х., Альберт X., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. С. 81. 23 Первоочередные задачи в области государственно-административной деятельности и финансирования в 80-е годы (Департамент по экономическим и социальным проблемам ООН). Нью-Йорк, 1982. 24 Государственно-административная деятельность во втором десятилетии развития ООН. Нью-Йорк, 1971. С. 43. 25 Marshall Dimock Philisophy of Administration. N.Y., 1978. P. 21. 26 American Public Administration: Past, Present, Future/Ed, by F.C. Mosher. The Univ. of Alabama Press, 1975. P. 27. 27 Высший административный персонал на пути к общеевропейскому дому: стратегия, организация, методы обучения и развития. 12-й международный конгресс. М, 1993. 28 Иванов Ю.И. Проблемы подготовки управленческих кадров для высших органов государственного управления //Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 1993. С. 41—42. 29 Кунц Г., О'Доннел С. Указ. соч. 30 Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990; Керимов Д.М. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Наука, 1986; Казаневская В.В. Философско-методологические основания системного подхода. Томск, 1987. 31 Трапезников В. А. Управление и научно-технический прогресс. М.: Мысль, 1987. 32 Lee S. М., Luthans F., Olson D. A Management Science Approach to Contingency Models // Management Journal. 1982. Vol. 25. № 3. P. 553—566. 33 Drucher P. Managing in Turbulent Times. N.Y.: Harper and Row, 1980. 34 Казанцев Н. Социальное государство: власть и управление // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 5. С. 84. 35 Public Administration //Encyclopedia Americana № 22. P. 744. 36 Gregoire R. The French Civil Service. Brussels, 1974. P. 15—22. 37 Greenwood J., Wilson D. Public Administration of Britain. Winchester, 1984.P. 1. 38 Greenwood J., Wilson D. Op.cit.; Gregoire R. Op.cit., Roskin M., Cord R., Johns J. Introducing Political Science. N.Y., 1982. 39 Nigro F., Nigro L. Modern Public Administration. N.Y., 1970. P. 25. 40 Манохин В.М. Государственная служба. М.: Юридическая литература, 1986. С. 21—23. 41 Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. № 3. С. 15. 42 Administration as service. The public as client. Organisation for economic cooperation and development. Paris, 1987. P. 19—20. 43 Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. 1989. № 4. С. 55. 44 Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. 1990. № 1. С. 23—30. 45 Administration as service. Op.cit. Р. 15—16. 46 Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.: Наука, 1983. С. 134. 47 Подготовка кадров для государственной службы России // Вестник государственной службы. Август 1992. С. 46. 48 Остерло М. Влияние новой информационной технологии на управленческий процесс // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 6. С. 48—49. 49 Шаклеина Т.А. О защите граждан, критикующих госучреждения (Американский опыт) // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 1. С. 92—93. 50 Государственно-административная деятельность во втором десятилетии развития ООН. Нью-Йорк, 1971. С. 6. 51 Сулемов В А. Политические партии и государственная служба // Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 1993. С. 120. 52 Schmid G., Treiber H. Burokratie und Politik: Zur Struktur und Funktion der Ministerialburokratie in der Bunderpepublik Deutschland. Munchen: Fink, 1975. P. 223. 53 Headey В. The civil service as an Elite in Britain and Germany//Rev. intern, des sciences administrative. Brussels, 1972. Vol. 38. № 1. P. 41. 54 An Outline of American Government/Ed, by N. Glick. USIA. 1990. P. 59 —61. К главе 2 1 Dreyzek J. The Progress of Political Science // Journal of Politics. 1986. Vol. 48. № 2. P. 301. 2 Gunnell J. Philosophy and Political Theory. N.Y., 1987. P. 208—215. 3 Meehan E. The Theory and Method of Political Analysis. N.Y., 1981. P. 178. 4 Lane R. The Doctrine of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society//American Sociological Review. 1986. Vol. 31. № 5. P. 661. 5 Metcalf H.C., Urwick L., eds. Dynamic Administration. N.Y.: Harper and Row, 1941. 6 Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М., 1993. С. 27—29. 7 Easton D. Behaviouralism // Contemporary Political Analysis. N.Y.; L., 1967. P. 12. 8 Ibid. P.24—25. 9 Truman D. The Governmental Progress. Poltitcal Interests and Public Opinion. N.Y.: Knopf, 1974. P. 24. 10 Easton D. Op.cit. P. 26 —27. 11 McGregor D. From Human Side of Enterprise. McGraw-Hill Book Company, 1960. P. 33—34. 12 Ibid. P.35. 13 Цит. по: Киллен К. Вопросы управления. М.: Экономика, 1981.С.93. 14 Там же. С. 94. 15 Falco M. Truth and Meaning in Political Science // An Introduction to Political Inquiry. Columbus (Ohio), 1973. P. 97. 16 Easton D. The Political System: an Inquiry into the State of Political Science. N.Y.: Knopf, 1974. P. 325—327. 17 Singer D., Knorr H., Rosenau J. (eds.). Contending Approaches to International Science. Princeton, 1969. P. 64—65. 18 Parsons T. Essays in Sociological Theory. N.Y.; L., 1965. P.11—32. 19 Ibid. 20 Тарасова Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Полис. 1993. № 2. С. 183—184. 21 Исаенко А.Н. Концепция и практика организационного развития. М.:Наука, 1986. С. 96.; Diesel P., Runyan W. Human Behaviour in the Organization. Harvard Univ. Press, 1993. 22 Barry B. Power: an Economic Analysis // Power and Political Theory. Some European Perspectives/Ed.by B.Barry. L., 1976. P. 6—7. 23 Wallas G. Human Nature in Politics. L.: Constable, 1948. P. 154—159. 24 Bertin J. Four Essays an Liberty. L.: Oxford Univ. Press, 1989. P. 119. 25 Rose R. Governing Without Consensus. In Irish Perspective. L: Faber, 1971. P. 28—29. 26 Rees W. The Theory of sovereignty Restated // Philosophy, Politics and Society. L.: Oxford Univ. Press, 1986. P. 61—62. 27 Birch A. Representative and Responsible Government. An Essay on the British Constitution. L.: Unwin, 1984. P. 20. 28 Ibid. P. 151—152. 29 Ibid. P. 165. 30 Budge J. Agreement and the Stability of Democracy. Chicago, 1970. P. 175—176. 31 Political Satisfication and Democracy /J. Budge, J. Brand, M. Margolis, A. Smith. L.: Basingstoke Macmillan, 1972. P. 247. 32 Kavanagh D. Crisis, Charisma and British Political Leadership: Winston Churchill as the Outside. L.: Beverly Hills, 1974. P. 26—29. 33 Ibid. P. 10. 34 Barry B. Power: an Economic analysis // Powerand Political Theory. Some European perspectives. L., 1976. P. 96. 35 Ibid. P. 72. 36 Ibid. P. 88. 37 Ibid. P. 88—100. 38 Oakshott M. An Misunderstanding Human Contract // Political Theory. L., 1976. Vol. 4. № 3. P. 366—367. 39 Oakshott M. Rationalism in Politics and other Essays. L., 1962. P. 184. 40 Checkland P. From Optimising to Learning: a Development of Systems. Thinking for 1980V/J. Opt. Res. Soc. 1985. № 36. P. 757—760. 41 Beer S. Diagnosting the System for Organizations. Chichester, 1985. P. 21—25. 42 Hauriou M. La Theorie institution et la formation essai de vitalisme sociale // Cah. Nouv. J. 1925. № 4. P. 10. 43 Управление — это наука и искусство /А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. С. 12. 44 Там же. С. 20— 41. 45 Prelot M. La science politique. Paris, 1961.P.80. 46 Duverger M. Institutions politique et droit constitutionnel. Paris, 1970. P. 7. 47 Prelot M. Op.cit. P. 40. 48 Ibid. P.41. 49 Ibid. P. 32—85. 50 Duverger M. Sociologie politique. Paris, 1970. P. 103. 51 Ibid. P. 103—104. 52 Ibid. P. 103—104. 53 Ibid. P. 104. 54 Administration as service. The public as client. Organisation for economic cooperation and development. Paris, 1987. 55 Avril P. Le gouvernement de la France. Paris: Ed.Univ., 1969. P. 203. 56 Ibid. P.129—130. 57 Goguel F., Grosses A. La politique en France. Paris: Colin, 1970. P. 25. 58 Ibid. P. 37. 59 Faure E. L'ame du Combat Pour un novueau central social. Paris: Fayard. 1970. P. 55. 60 Poniatowsky M. Les choix de 1'Espoir. Paris: Grasset, 1974. P. 29. 61 Ibid. P. 132—133. 62 Ibid. P.215—217. 63 Гурней Б. Введение в науку управления: Пер. с франц. М., 1969. С. 309— 312. 64 Там же. С. 236. 65 Giscard 1'Estaing V. Democratic francaise. Paris: Fayard, 1976. P. 83—84. 66 Ibid. P. 113. 67 Франция. Государственная служба на пороге XX века: новые перспективы // 12-й Международный конгресс. М., 1993. С. 6—7. 68 Lenk V. Politische Wissenschaft. Ein Grundriss. Stuttgart, 1975. S. 17. 69 Kuhn X. Der Staat. Eine pholosophische Darstellung. Munchen: Kosel, 1967. S. 16. 70 Gehlen A. Moral und Hypermoral. Frankfurta.M.; Bonn, 1979. S. 95. 71 Jones F. Geschichte der Soziologie. Reinbeckbei Hamburg, 1978. S. 155. 72 Gehlen A. Die Seel un technischen Zeitalter. Sozialpsychologische Probleme in der industriellen Gesellschaft. Hamburg, 1987. S. 73—74. 73 Ibid. S. 23. 74 Weber W. Spanmmgen und Krafte im Westdeutschen Verfassungssystem. Humbolt, 1970. S. 44. 75 Ibid. S. 52. 76 Варламов К.И. К вопросу о государстве как социальном институте // Государственная служба Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 1993. С. 117—118. 77 Dahrendorf R. Konflikt und Freihait auf dem Wege zur Dienst-Klassengesellschaft. Munchen, 1972. S. 209. К главе З 1 An Outline of American Government/Ed.by N.Glick. USIA. 1990. P. 11. 2 Ibid. P. 38. 3 Матиас Ш. Система территориального управления Франции после принятия Законов о децентрализации//Вестник государственной службы. 1993. № 5. С.48. 4 Государственно-административная деятельность во втором десятилетии развития ООН. Нью-Йорк, 1971. 5 Walker D.B. The Changing Dynamics of Federal Aid to Cities. Wash., 1981. P. 9—11. 6 Carter St., Frost M. Environmental Management and Local Government. Wash., 1984. P. 6. 7 Тойбнер В. Административная структура Германии // Вестник государственной службы. 1993. №7. С. 53. 8 Сорман. Две истории // Ваш выбор. Ноябрь 1992. С. 18. 9 An Outline of American Government/Ed.by N.Glick. USIA. 1990. P. 46—47. 10 Тойбнер В. Указ. соч. С. 54. 11 Матиас Ш. Указ. соч. С. 57. 12 An Outline of American Government /Ed.by N.Glick. USIA. 1990. P. 61—67. 13 Sharkansky I. Public Administration: Agencies, Policies and Politics. N.Y.; San Francisco, 1982. P. 211. 14 Roskin M., Cord R., Johns I. Introducing Political Science. N.Y., 1982. P. 201—202. 15 Wool P. American Bureaucracy. N.Y., 1977. P. 12. 16 Walker D.B. Op. cit. P. 10-11. 17 Справочная информация о министерствах, комитетах, ведомствах Российской Федерации // Вестник государственной службы. Август 1992. С. 74. 18 An Outline of American Government. Op. cit. P. 67. 19 Ibid. P. 61. 20 Справочная информация о министерствах, комитетах, ведомствах Российской Федерации // Вестник государственной службы. Август. 1992. С.78. 21 Sharkansky I. Op. cit. P. 211. 22 An Outline of American Government. Op. cit. P. 64. 23 Справочная информация о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.016 с.) |