Предмет и сущность теории общественного выбора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и сущность теории общественного выбора.



Общественный выбор предполагает процедуру нерыночного принятия решений через систему политических институтов. Он представляет собой коллективную выработку решений относительно общественных благ и перераспределения. В отличие от индивидуального выбора потребления частных благ, когда решения принимаются индивидуально, возможно несовпадение предпочтений, наборы благ не похожи друг на друга; коллективный выбор осуществляется в отношении общественных благ, при этом формируется один и тот же набор благ для всех индивидов, что требует согласование индивидуальных предпочтений.

Теория общественного выбора в качестве самостоятельного направления экономической теории сформировалась в конце 1960-х гг. Ее основателем считается американский экономист Джеймс Бьюкенен.

Предмет теории общественного выбора составляет исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории ведется поиск принципов экономического регулирования, которые учитывали бы политические и социальные черты современного общества. В центре рассмотрения теории общественного выбора находятся вопросы государственных финансов, процесса политического голосования, деятельности правительства и др.

Основнойпредпосылкой теории общественного выбора является предположение о том, что принцип рационального поведения потребителя, действующий в рыночной экономике, применим и при исследовании политических процессов. Человек, занявший государственную должность, не обязательно руководствуется исключительно соображениями общественного благополучия и проводит в жизнь решения, отражающие мнение всего населения. Если рядовой потребитель заинтересован в максимизации полезности, бизнесмен – в максимизации прибыли, то представитель государственной власти также стремится к максимизации собственной частной выгоды. А в условиях демократического государства эта выгода для политика состоит в желании быть переизбранным на государственную должность, получить как можно больше голосов избирателей. Граждане, которые в демократическом обществе выступают в роли избирателей, взаимодействуют с профессиональными политиками, задача которых – формулировать варианты развития общества, представлять их на суд избирателей и обеспечивать реализацию одобренных вариантов. Таким образом, публичного политика можно рассматривать как предпринимателя в том отношении, что он на свой страх и риск предлагает потребителям некие экономические блага, подвержен конкуренции и находит одобрение в голосах избирателей. Таким образом, особенность подхода теории общественного выбора заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни и бизнесе, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от экономических голосующими своих затрат и выгод в связи с его реализацией.

Рассмотрим пример принятия обществом решения о производстве товара коллективного пользования или общественного блага – например дорожных знаков в городе X.

 

Таблица 3.1

Количество знаков Общая выгода общества Предельная выгода общества Индивидуальная предельная выгода по группам:
А (70%) В (20%) С (10%)
           
           
           
           
      17,5   2,5

 

Предположим, что существуют три равные группы населения: A, B, C, из которых лица, входящие в группу А, получают от данного мероприятия наибольшую индивидуальную предельную выгоду, так как они чаще других пользуются автомобилем, за ними следуют представители группы В и, наконец, наименьшую предельную выгоду получают лица из группы С, которые вообще не имеют личных автомобилей и участвуют в уличном движении лишь как пешеходы (см. табл. 5.3). Предельные издержки установки каждого дополнительного дорожного знака составляют 50 единиц.

 

P

 

 

100

Предельные издержки

50

 

0 Q

1 2 3 4

 

Рис. 3.2. Оптимальное количество дорожных знаков

 

Оптимальным количеством дорожных знаков для общества являются четыре (рис. 3.2). Но за какое количество знаков проголосуют жители? С учетом соотношения выгод и затрат здесь возможны три случая.

I. Если затраты распределяются в той же пропорции, что и выгоды, то, голосование приведет к идеальному результату. Все группы населения (избиратели) проголосуют за установку четырех дорожных знаков, поскольку в таком случае их предельные выгоды будут равны предельным затратам.

Но такой идеальной ситуации, скорей всего не будет. Поэтому возможны два вида отклонений.

II. Если затраты распределяются поровну между группами (каждая группа платит по 16,6 ед.), а выгоды – в заданной пропорции, то есть неравномерно. Такие затраты превышают предельную выгоду группы С даже при установлении второго знака (16,6 > 15), но результаты голосования будут на стороне большинства А + В. Точно также пройдет и предложение об установке третьего знака. Но четвертый знак уже установлен не будет, поскольку для группы В предельные затраты перекроят предельную выгоду (16,6 > 10) и в совокупности с группой С обе эти группы проголосуют «против». Таким образом, при равномерном распределении затрат и неравномерном распределении выгод на общественные блага будет тратиться меньше средств, чем необходимо для общества.

III. Если затраты распределяются неравномерно (например, группа А несет 90% затрат или 45 единиц, а группы В и С – по 5% или по 2,5 единицы), а выгоды равномерно. В этом случае группа А будет против установления уже третьего знака, так как предельная выгода этой группы (100 / 3 = 33,3) окажется меньше предельных затрат (45), но группы В и С проголосуют «за». Пройдет решение и о четырех и даже о пяти знаках, так как предельная выгода В и С (25 / 3 = 8,3) будет больше их предельных затрат (по 2,5 ед.). Таким образом, в случае неравномерных затрат и равномерной выгоды будет тратиться больше средств, чем это оптимально необходимо.

Приведенный пример позволяет сделать следующий вывод: в общественной жизни люди ведут себя, исходя исключительно из своих частных интересов, что, в конечном счете, не всегда приводит к результату, отвечающему интересам общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.007 с.)