Понятие, свойства и классификация общественных благ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, свойства и классификация общественных благ



Общественное благо – это благо, использование или потребление которого приносит выгоду в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно. Общественное благо потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

Общественное благо характеризуется двумя свойствами:

· неконкурентоспособностью (или неизбирательностью), означающей, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других;

· неисключаемости, когда ни один человек не может быть исключен из потребления блага, даже если он и отказывается за него платить, то есть общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает потреблять оно становится доступным для всех.

 

а) Частное благо б) Общественное благо

       
   


P P

Dx Dy Dz 30

Dсов = Σqi Dсов = ΣMB

       
 
   
 


15

10

5

 

0 Q 0 Q

 

Рис. 5.1. Определение совокупного спроса

на частное (а) и общественное (б) благо

 

Указанные особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ (в последнем случае принимают во внимание также такое их свойство, как несоперничество). В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям. Оно потребляется коллективно. Невозможность определения цены на отдельные единицы общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на общественное благо (рис. 5.1). Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: x, y, z) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители. Таким образом, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.

Отмеченная особенность общественных благ порождает так называемую проблему безбилетника или «зайца», заключающуюся в невозможности производителя общественного блага (положительной экстерналии) получить плату за него с тех, кто извлекает выгоду от использования указанного блага в силу того, что принцип исключения в данном случае оказывается неприменим. Потребители получают выгоду от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. В результате существования проблемы безбилетника производство общественных благ оказывается ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой и терпит фиаско.

Исправить «провалы» рынка помогает государство, которое осуществляет антимонопольную политику, проводит социальное страхование трудящихся, ограничивает производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулирует производство благ с положительными внешними эффектами. Все эти государственные меры составляют как бы нижнюю границу государственного вмешательства в экономику. Однако в современном мире экономические функции государства оказываются значительно шире. Государство развивает инфраструктуру, платит пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и т. д. При этом лишь часть этих государственных услуг обладает свойствами чистых общественных благ. Большинство же их них потребляются не коллективно, а индивидуально. В этом случае говорят о смешанных общественных благах.

Классификация общественных и социально значимых благ:

1. Чистое общественное благо;

2. Смешанные общественные блага:

а) блага совместного потребления;

б) клубные блага;

в) социально-значимое благо;

г) перегружаемое благо;

д) коллективные блага.

Рассмотрим более подробно такую разновидность общественных благ как клубные блага, которые, в первую очередь, характеризуются возможностью исключить посторонних из их потребления, неся при этом разумные траты, и они часто являются конкурентными в том смысле, что начиная с некоторой пороговой численности их качество снижается, хотя и не до нуля, как в случае частного блага.

Специфика клубного блага заключается в проблеме переполняемости, когда при достаточно большом количестве пользователей клубного блага, они начинают мешать друг другу, и каждый дополнительный пользователь снижает полезность клубного блага. Поэтому можно говорить об ограниченной неконкурентности и ограниченной неисключаемости клубного блага.

Теория клубов ставит своей целью поиск ответа на вопрос, при каких параметрах производство клубного блага является оптимальным. Параметрами оптимизации выступают количество общественного блага и численность членов клуба. При определении оптимума необходимо сравнить выгоды и издержки, которые получает пользователь клубного блага при заданном количестве или зафиксированном количестве пользователей.

При формировании спроса на частные блага цена информирует о вкусах и предпочтениях потребителей, при этом спрос определяет количество блага, которое потребители готовы приобрести при одной и той же цене. В случае с общественным благом количество благо задано и потребители определяют готовность платить за его производство и использование. Предельная готовность платить позволяет определить индивидуальные предпочтения потребителей. При этом индивидуальные предельные готовности платить могут быть разные, главное, что индивидуальные платежи в сумме компенсировали издержки на производство общественного блага.

Выявить индивидуальные предпочтения потребителей и их готовность платить за общественное благо — сложно, поэтому спрос на общественное благо выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора, общественных опросов, а также метода аналогии с рыночными ценами.

Равновесие достигается при уравновешивании кривых спроса и предложения на общественное благо.

В модели Линдаля предполагается, что потребителей общественного блага не скрывают друг от друга индивидуальные предпочтения и функции готовности платить. Тогда равновесие будет достигнуто на основе их единодушного решения.

Модель Кларка-Гроувса предлагает процедуру выявления индивидуальных предпочтений потребителей в больших группах. Процедура строится таким образом, что участникам становится не выгодно скрывать свои предпочтения. Выявление предпочтений основывается на обособлении решении каждого индивида и его предпочтения соотносятся с размером специального налога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.007 с.)