ТОП 10:

Воспитание культурных навыков



Сильно ошибаются те родители, которые думают, что настоя­щее культурное воспитание составляет обязанность школы и об­щества, а семья в этой области ничего сделать не может.

Приходится иногда наблюдать такие семьи, которые больше внимания уделяют питанию ребенка, его одежде, играм и в то же время уверены, что до школы ребенок должен нагуляться, на­брать сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре. На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого... большие возможно­сти, которые и обязана использовать как можно лучше.

Культурное воспитание в семье — дело очень нетрудное, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка, что воспитание культурных навыков составляет только педагогическую их обязанность. В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в теат­ре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребенка. <...> И наоборот, в той семье, в которой сами родители живут активной культурной жизнью... там культурное воспитание будет иметь место даже тог­да, когда родители как будто и не думают о нем. Отсюда, конеч­но, не нужно делать вывода, что воспитание культурных привы­чек может идти самотеком, что это — самая лучшая форма рабо­ты. (с.173) Самотек и в этом деле, как и во всяком другом, может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. <...> Культурное воспитание будет только в том случае полезно, когда оно организовано сознательно, сопро­вождается некоторым планом, правильным методом и контролем. <...> [Оно] должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хоро­шо видеть, слышать и кое-как говорить.

Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного вос­питания. <...> Для рассказывания малым детям многие сказки нуж­но, конечно, сокращать, изменять язык, доводить сказку до пол­ного понимания. Может быть, и родители знают сказки, слышан­ные ими еще в молодости. Выбор сказки имеет большое значение. Прежде всего нужно отбросить те сказки, в которых говорится о нечистой силе, о черте, о бабе-яге, о лешем, водяном, русалке. Такие сказки можно предложить детям только в старшем возрасте, когда они уже хорошо вооружены против древней темной выдумки. Это вооружение позволит им увидеть в сказке только художествен­ную выдумку, скрывающую за образами разных чудовищ вообще нечто враждебное и злое по отношению к человеку. В младшем же возрасте образы представителей нечистой силы могут быть воспри­няты ребенком как реальные образы, могут направить воображе­ние ребенка в сторону мрачной и пугающей мистики.

Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о живот­ных. <...> По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях. Много есть интересных повестей об Ива­нушке-дурачке, но из них нужно выбирать такие, где не выпячи­вается человеческая глупость, а Иванушка называется дурачком иронически. К этой серии нужно отнести прекрасную сказку Ер­шова «Конек-горбунок». <.„> Предпочитать нужно такую сказку, которая возбуждает энергию, уверенность в своих силах, оптими­стический взгляд на жизнь, надежду на победу. <...>

Очень важное значение для развития детского воображения и широких представлений о жизни имеет рассматривание иллюст­раций. Для этого не обязательно выбирать детские журналы, мож­но воспользоваться любым воспроизведением картины, или гра­вюры, или фотографии, если они по своему содержанию подхо­дят. Обычно, рассматривая такие картинки, дети много спраши­вают, интересуются подробностями, зависимостями, причинами. На эти вопросы всегда необходимо отвечать в такой форме, кото­рая доступна пониманию ребенка. <...>

В младшем возрасте можно допустить посещение детьми театра и кино только в исключительных случаях и на специальные пье­сы, для таких детей предназначенные. <...>

Значительный переломный момент в работе семьи по воспита­нию культурных навыков наступает во время обучения грамоте. Обычно этот перелом происходит... в школе. (с.174) Этот момент имеет большое значение в жизни ребенка. Ребенок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает неохотно, с трудом преодоле­вая те технические затруднения, которые ставят перед ним буква и сам процесс чтения. Не нужно насиловать детей в этой первой ра­боте по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями. Книги нужно приобретать самые доступные, напечатанные крупным шрифтом, с большим количеством иллюстраций. Если даже ребенок еще не может про­читать их, то они, во всяком случае, возбуждают у него интерес к чтению и желание преодолеть трудности грамоты.

С обучения грамоте начинается второй отдел детства — отдел, посвященный учебе и приобретению знаний. В это время школа приобретает в жизни ребенка виднейшее место, но это вовсе не значит, что родители могут забыть о своих обязанностях и поло­житься только на школу. Как раз родительская культработа и об­щий культурный тон в семье имеют громадное значение для школь­ной работы ребенка, для качества и энергии его учебы, для уста­новления правильных отношений с учителями, товарищами и всей школьной организацией. Именно в это время приобретают боль­шое значение газета, книга, театр, кино, музей, выставки и дру­гие формы культурного воспитания. <...>

Газета.<...> Семья должна выписывать одну из газет. Чтение газеты не должно происходить в отдалении от ребенка, родители не должны просматривать газету каждый сам для себя. В каждой газете найдется материал, который можно прочитать вслух и по­говорить о нем, если не специально для ребенка, то обязательно в его присутствии. Будет даже лучше, если вы по поводу прочи­танного будете говорить с таким видом, как будто не думаете спе­циально о ребенке. Он все равно будет вас слушать и тем внима­тельнее, чем безыскусственнее будете вы держаться. <...> Когда он уже и сам научился читать, газета должна приобретать все боль­шее и большее значение. <...> В старшем возрасте газета должна быть уже совершенно привычным и необходимым признаком со­ветской культурности, активного и живого, близкого и горячего интереса мальчика или девочки к жизни его Родины.

Книга.Знакомство с книгой также должно начинаться с чте­ния вслух. И в дальнейшем, как бы хорошо ни был грамотен ребе­нок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких ме­роприятий семьи. Чрезвычайно желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней. При этом если сначала чтецами выступают родители, то в дальнейшем эта работа должна быть передана ребятам. <...> Очень полезно, если такое чтение происходит не специально для слуша­теля-ребенка, а в кругу семьи, с расчетом на то, что оно вызовет и коллективный отзыв, и обмен мнениями. (с.175) Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусыребенка и выработать в нем привычку критически относиться к прочитанному. <...>

Необходимо постепенно прививать ребенку и охоту самому посидеть с книжкой. Самостоятельное чтение ребенка направля­ется преимущественно школой, особенно в старшем возрасте, но родители могут принести много пользы, если не оставят это чте­ние без своего внимания. Это внимание должно выражаться в сле­дующем:

а) должен контролироваться самый подбор литературы, так как еще и теперь приходится наблюдать, как наши дети держат в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;

б) родители должны знать, как ребенок читает книгу; в осо­бенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страни­цы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги, за тем, что называется фабулой;

в) наконец, необходимо приучать ребенка к бережливому от­ношению к книге. <...>

Кино.Кино является самым могучим воспитательным факто­ром по отношению не только к детям, но и к взрослым. Каждый кинофильм создается исключительно в государственных киносту­диях и даже в случае самой большой художественной неудачи не может принести большого вреда для слушателя-ребенка. В подав­ляющем числе наши кинофильмы являются прекрасным и высо­кохудожественным воспитательным средством. Тем не менее это вовсе не значит, что кино можно предложить детям в неограни­ченном количестве и без контроля.

Театр.Все, что относится к кино, может быть отнесено и к театру. Но театр гораздо чаще предлагает темы, непосильные и для интеллекта, и для чувства ребенка. <...> Вопросы выбора теат­ральной пьесы не представляют труда, так как у нас во многих городах есть специальные театры для детей и специальный репер­туар. Посещение этих театров представляет собой весьма жела­тельное явление. Пьеса в театре требует от ребенка более серьез­ного и длительного напряжения внимания, в этом отношении театр гораздо сложнее кино. Уже то, что он подает пьесу с пере­рывами (антрактами), вызывает и более внимательное отношение зрителя к частностям темы, поддерживает в нем более активный анализ. Еще больше, чем кинофильм, театральная пьеса должна сопровождаться обсуждением и обменом мнений в семье.

Музеи и выставки.<...> Музей, выставка, галерея представ­ляют собой очень важное воспитательное средство. Они требуют от ребенка серьезного внимания, развлекательный момент в них очень незначителен, они организуют работу детского интеллек­та и вызывают большие и глубокие чувства. Нужно только ста­раться, чтобы осмотр музея не превратился в такое же «глазенье». <...> (с.176) Поэтому никогда не нужно большие музеи осматривать за один раз. Третьяковской галерее нужно обязательно по­святить несколько дней. <...>

Другие формы культурного воспитания.<...> Прогулка за го­род, знакомство с природой, с городом, с селом, с людьми, с такими великолепными темами, как реконструкция городов, как жилстроительство, как проведение дорог, как строительство за­водов, — все это замечательные темы для наполнения ими дня отдыха. <...> Но во время таких прогулок внимание ребенка оста­навливается невольно на том, что он видит, и несколько ваших слов, подкрепляющих его впечатления, даже шутливых, какой-нибудь рассказ, представляющий параллель с прошлым, даже рас­сказ смешной, сделают незаметно свое большое дело. Семья должна поощрять интерес к спорту. Нужно, однако, следить за тем, что­бы интерес не сделался интересом наблюдателя-болельщика. Польза от такого интереса к спорту очень невелика и часто равня­ется вреду. <...> Каждая семья должна стремиться к тому, чтобы ее дети были спортсменами не только по интересу, но и в соб­ственном опыте. Конечно, в этом случае всего лучше, если и сами родители принимают участие в спорте. <...>

Необходимо воспитывать умение не только смотреть и слушать, но и желать, хотеть, добиваться, стремиться к победе, преодолевать препятствия, втягивать товарищей и младших детей. В то же время такой активный метод должен отличаться вниманием к товарищам, отсутствием какого бы то ни было чванства, хвастовства. <..,>

Родители должны следить внимательно за тем, чтобы в прак­тике культурного воспитания не начинали преобладать только интересы развлечения, убивания времени. Конечно, каждое куль­турное начинание должно доставлять и радость. Умение соединить эту радость с большой воспитательной пользой и должно соста­вить главное умение родителей.

 

Новиков Николай Иванович (1744— 1818) ,

просветитель, писатель, кни­гоиздатель.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.006 с.)