ТОП 10:

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ



1 Ельницкий К. В. Воспитание и обучение в семье и школе // Педагогика — 2-е изд. - СПб., 1914. - С. 3-14, 96-211. (с. 123-135)

 

Индивидуальность детей

Наблюдения показывают, что одни и те же факторы воспита­ния не на всех людей производят одинаковое действие и результа­ты влияния их не всегда одинаковы. Нередко лица, воспитываю­щиеся под влиянием одинаковых факторов, обладают неодинако­вым характером и неодинаковыми душевными качествами и на­клонностями. Так случается,что братья, воспитывающиеся при одинаковых условиях домашней и школьной жизни, отличаются один от другого и по характеру, и по душевным качествам, и по наклонностям. Из детей, воспитывающихся в приютах и других закрытых воспитательных заведениях, под одинаковым режимом, выходят далеко не одинаковые личности.

Значит, кроме факторов воспитателя, на образование лично­сти имеет влияние еще другой элемент, именно — прирожден­ные индивидуальные особенности питомца. Хотя все люди по своей духовной природе, в общем, похожи друг на друга, но при этом сходстве каждый индивидуум представляет и отличительные осо­бенности в своем душевном строе. <...>

Индивидуальные различия лиц связаны с различием их пола, возраста, национальности, телосложения, душевных сил, темпе­рамента и т.п.

Между лицами различного пола замечается некоторое разли­чие в душевном их строе. Такое различие можно уже заметить, наблюдая за играми мальчиков и девочек. (с.123) Девочки проявляют од­ного рода наклонности, а мальчики —- другого. Главную окраску душевной жизни мальчиков составляет преобладание умственной деятельности и воли, у девочек же — преобладание чувства. Де­вочки, при одинаковых условиях, проявляют в большей мере ре­лигиозное чувство, чем мальчики. Ухаживая за своими младшими братьями и сестрами или больными, девочки проявляют больше нежности и ласки, чем мальчики. Женщина нередко непосред­ственным чувством угадывает те истины, до которых мужчина доходит путем умозаключений и логических построений. Девочки физически и духовно развиваются быстрее, чем мальчики (12-лет­няя, напр[имер], девочка по общему духовному развитию равня­ется 14-летнему мальчику); но зато развитие первых останавлива­ется раньше, чем вторых. Мальчики, особенно в отроческом воз­расте, проявляя шаловливость, самовольство, причиняют воспи­тывающим больше затруднения, чем девочки, которые сравни­тельно скромнее.

Возраст оказывает тоже влияние на индивидуальные особен­ности лица. В юноше иногда проявляются такие душевные каче­ства, которые не замечались в отроческом или детском возрасте. Точно так же отрок нередко представляет такие особенности в своем поведении, которые не замечались в детстве. Каждому воз­расту присущи известные потребности и известные проявления душевной жизни. Неосновательно было бы потребовать от дитяти или отрока того, что свойственно юноше или возмужалому чело­веку, и наоборот.

Индивидуальные особенности питомцев бывают связаны так­же с национальностью их. Известно, что каждый народ имеет свои национальные особенности. Особенности эти слагаются под влия­нием природы, климата и исторических и бытовых условий жиз­ни. В силу наследственности национальные особенности переда­ются от родителей к детям, и таким образом получаются индиви­дуальные черты детей, связанные с национальностью их. <...>

Индивидуальные особенности детей связаны бывают также и с различием их физической организации. Не все дети обладают оди­наковою физической организацией: одни из них слабы, а другие крепки, одни здоровы, другие болезненны; у одних энергично совершается процесс пищеварения, дыхания и кровообращения, у других вяло. По взаимодействию физических и душевных сил, такое или иное физическое состояние ребенка отражается на его душевных проявлениях. Слабый ребенок проявляет себя иначе, чем крепкий, и больной — иначе, чем здоровый.

Не менее того, индивидуальные особенности детей обусловли­ваются различием их душевных сил и неодинаковым отношением этих сил между собою. Один ребенок более восприимчив к зритель­ным восприятиям, чем к слуховым, (с.124) а другой же, наоборот, — более восприимчив к слуховым восприятиям, чем к зрительным, — и они отличаются друг от друга по индивидуальным особеннос­тям. У одного питомца энергичнее действует память или вообра­жение, чем у другого, и они тоже отличаются друг от друга по своим душевным качествам. У одного питомца преобладает дея­тельность памяти над деятельностью рассудка, у другого же, на­оборот, рассудочная деятельность преобладает над деятельностью памяти, и они тоже представляют отличие по своим душевным качествам. Или еще: один ребенок более склонен к проявлению одного рода чувствований, другой же — другого, или у одного чувствования более глубоки, чем у другого, и они тоже отличают­ся по своим душевным проявлениям.

Наконец, индивидуальные особенности детей связаны также и с различием их темпераментов. <...>

Язык детей и развитие его

Слово «язык» имеет обширный и тесный смысл. Под языком в обширном смысле разумеются все те средства, которыми человек выражает свои мысли и вообще душевные явления. В этом смысле под понятие «язык» подойдут не только слова, но также и мими­ка, и жесты, и нечленораздельные звуки как выразители мыслей и чувств человека. Мимика, жесты и нечленораздельные звуки являются невольным, естественным выражением тех душевных явлений, которые происходят в человеке. <..,> Разговаривая о чем-нибудь, люди обыкновенно сопровождают свою речь мимикой, известными движениями, интонацией. Без них речь говорящего была бы безжизненной, вялой.

Само собой разумеется, что чем беднее речь человека, тем в большей мере ему приходится прибегать к мимике и жестам для выражения своих душевных проявлений. Точно так же, чем силь­нейшим чувством проникнут говорящий, тем речь его, естествен­но, в большей мере сопровождается мимикой, жестами и измене­нием голоса, отчего и становится более выразительной. <...> У од­них лиц речь сопровождается в большей мере мимикой и жеста­ми, чем у других. В этом отношении отличаются между собою даже и целые народности. В тесном смысле под словом «язык» разумеет­ся лишь членораздельная речь. <...>

И животные, и птицы могут произносить звуки, однако они не в состоянии образовать языка. Для образования его необходи­мы еще особые психические условия, присущие человеку. Такими условиями служат:

во-первых, потребность выражать вовне возникающие в душе представления и понятия. В силу этой потребности дети охотно рисуют знакомые им предметы: дом, лошадь, дерево и т.п. <...> (с.125)

Охотно рассказывают всякому, кто охотно их слушает, свои впе­чатления, вынесенные из прогулки или детского вечера. Нако­нец, в играх детей мы замечаем не что иное, как воспроизведение вовне тех представлений и понятий, которые образовались в их душе;

во-вторых, потребность в сношениях с другими людьми. <...> Живя в среде себе подобных, каждый человек в сношениях с ними выражает словами свои мысли и свои желания, и другие лица понимают его, подобно тому, как он понимает их;

в-третьих, способность образовывать понятия, которые обо­значаются словами. Образовавшееся из массы однородных пред­ставлений понятие, будучи закреплено словом, дает человеку воз­можность сразу мыслить о целой массе однородных представле­ний, обобщенных в понятии;

в-четвертых, сильная восприимчивость чувства слуха, дающая возможность воспринимать и запоминать слышимые звуки и спо­собность воспроизводить эти звуки посредством голосового органа. Это дает ребенку возможность, с одной стороны, воспринимать речь окружающих, а с другой — сознательно воспроизводить ее.

Таким образом, ребенок имеет в своей физической и духовной природе условия к развитию языка. <...> Развитие языка в ребенке есть естественное явление. Ребенок мало-помалу приучается гово­рить, подобно тому, как он приучается мыслить, ходить, пользо­ваться своими руками и т.п. <...>







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.004 с.)