ТОП 10:

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТЕЙ



Люблинская А.А. Семейные отношения и их влияние на детей. — М., 1940. — С. 3-10, 31-47, 50-69. (с.145-155)

Предисловие

Семья воспитывает нового человека совместно со школой и всей широкой общественностью. В этом громадная ответственная и почетная задача семьи. <...>

Имеются еще семьи, в которых болезненная, уродливая обста­новка тяжело отражается на детях. Мы имеем в виду прежде всего ненормальные отношения, существующие в некоторых семьях между членами одной семьи, в частности между супругами. Эти отношения нередко приводят к разводам, а вместе с тем — к разладу в семье. Если же в такой семье мужу и жене и удается сохранить видимость семейных отношений, то их внутренняя от­чужденность, неприязнь друг к другу, постоянные ссоры и упре­ки делают жизнь детей в этой недружной, напряженной обста­новке чрезвычайно тяжелой и обычно коверкают нормальное раз­витие ребенка.

Отношения между мужчиной и женщиной, будучи совершен­но свободными и добровольными, складываются различно. Мы не собираемся агитировать против разводов вообще. Но мы хотим заставить родителей задуматься над тем, как болезненно отража­ются на детях неполадки в семье, как страдают дети, лишенные домашнего уюта, домашней теплоты. И наоборот, мы хотим по­казать, что правильное воспитание ребенок может получить толь­ко в хорошей, дружной семье. <...>

Воспитательное значение семьи

Отношение к труду

<...> Наблюдая жизнь семьи, ребенок сталкивается с тем, что по утрам все старшие уходят на работу. ...Он видит, как все торо­пятся попасть на работу вовремя, какими иногда усталыми, но в то же время довольными собираются вечером дома. Постепенно ребенок начинает понимать, что все взрослые делают где-то «там», за дверями своей квартиры, какое-то очень важное дело, что ког­да он, малыш, подрастет, он обязательно тоже будет работать. (с.145)

Родители должны всячески поощрять в детях стремление к тру­ду, внушая им при этом особое уважение к учебе, которая долж­на предшествовать самостоятельной работе. Неправильно связы­вать у ребенка представления о труде только с необходимостью заработка, с деньгами. Необходимость труда должна быть показа­на ребенку прежде всего как почетная общественная обязанность каждого человека. <...>

Не следует, однако, скрывать от школьников экономическую сторону жизни семьи: отец, мать, старшие, работая, получают за свой труд деньги, то есть средства к существованию.

Ребенок старшего дошкольного, а тем более школьного воз­раста, должен знать, что всякая вещь, которая приобретается в семье: новый шкаф, радиоприемник, ботинки, велосипед или что-либо другое, так же как и развлечения, поездки за город, органи­зация праздника, елки — все это стоит денег, добываемых напря­женным трудом взрослых.

Ребенок должен хорошо знать и то, что в семье есть какая-то ограниченная сумма этих средств и что если сейчас, например, купили старшему брату велосипед, значит, с радиоприемником приходится подождать. Это приучает детей ценить вещи, которые они получают, приучает ограничивать свои желания, подчиняя их общим интересам и потребностям семьи. <...>

Сознание необходимости вносить свой посильный труд в жизнь семьи должно быть воспитано с самого раннего детства, чтобы в школьном возрасте у подростка даже не возникали вопросы о своих трудовых обязанностях в семье. Если порученная работа выполне­на ребенком не блестяще, но он действительно приложил к ней все свое старание, мать или отец незаметно докончат уборку сто­ла или починку табуретки. Важно, чтобы дети стремились взять на себя часть домашнего труда.

Конечно, родители не должны обременять ребенка непосиль­ными работами. Не следует также отрывать ребенка от чтения, игры, занятий для выполнения несрочных поручений. Детям не­обходимо знать свои трудовые обязанности в семье, но выполне­ние их не должно идти в ущерб ни здоровью, ни занятиям, ни отдыху. <...>







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.005 с.)