ТОП 10:

Сведений об авторе не найдено



ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В СЕМЬЕ

1 Корсаков Е. К. Обучение родному языку в семье // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - СПб., 1902. Вып. XLVIH — XLIX, - С. 3- 17.

 

Родной язык ребенка развивается с того самого времени, как он научается говорить, и число слов его обогащается с каждым новым днем, — когда он узнает названия разных окружающих его предметов. Песенки и сказки, которым он научается от матери и няни, приобщают его к языку народному, а маленькие стихотво­рения вводят его в знакомство с раннего возраста с языком лите­ратурным.

Таким образом, перед ребенком, с помощью языка его окру­жающих, мало-помалу открывается область представлений и по­нятий, в которых вращается как материальная, так и духовная жизнь его народа. Владеть языком — значит уметь свободно выра­жать словом свою внутреннюю жизнь во всем разнообразии ее проявлений. <...>

В наших русских интеллигентных семьях начальное обучение родному языку большею частью ведется дома, под руководством матери, отца или учительницы. (с.141) Лучше всего вести начальное обу­чение в семье самой матери. Если у нее меньше опытности в пре­подавании, чем у школьной учительницы, зато кто больше мате­ри способен вложить в дело любви, внимания, наблюдательности и знания индивидуальных свойств ребенка, его слабостей и до­стоинств. <...>

Домашними занятиями, особенно начальными, надо дорожить как залогом более правильного индивидуального развития ребен­ка. Сохранение и правильное развитие хороших индивидуальных свойств ребенка — одна из серьезных и важных задач воспитания; исполнение этой задачи более достижимо, если начальное обуче­ние ребенка ведется дома в сообществе одного, много двух това­рищей. Класс и целая школа есть уже начало более широкой об­щественной жизни. <...> В школе контингент учеников разнооб­разный по индивидуальным свойствам, способностям, подготов­ке и умственному развитию. Здесь рамки определяются общим пла­ном программы, независимо от индивидуальности детей, здесь трудно считаться с особенностями каждого ученика. Учитель при­норавливается лишь к среднему умственному уровню данного воз­раста. <...>

Дома другое дело. Мать, отец или учительница имеют полную возможность следить неуклонно за степенью напряжения мысли ребенка, степенью понимания и усвоения им предмета; имеют полную возможность выяснять предмет ребенку, путем непос­редственной беседы с ним, сообразуясь с индивидуальными его особенностями, степенью понимания и развития. То, что целым классом может быть усвоено, скажем в течение получаса, то при начальных домашних занятиях с одним-двумя детьми может быть преподано минут в 15 не более. Это сохраняет время, кото­рое ребенок может употребить на игры, физические упражнения и др[угие] занятия на свободе, столь необходимые в детской жизни. <...> Учебные занятия представляют собою лишь один из факто­ров развития ребенка: природа, жизнь в семье, со всем разнооб­разием интересов дружной, нормальной культурной семьи и во­обще все окружающее дают ребенку большую пищу для наблю­дения и общего умственного развития; надо оставить ему время для того, чтобы он мог, мало-помалу, всматриваться в жизнь природы и в жизнь людей и привыкать понимать и изучать то и другое. <...>

Умственное напряжение ученика при домашних занятиях го­раздо сильнее, чем при занятиях классных, и потому домашние уроки должны быть значительно короче классных, особенно если ребенок занимается один. Это последнее однако нежелательно. Самое лучшее, если занимаются двое или трое вместе, для начала лучше не больше троих. Уроки идут живее и интереснее с товари­щами. (с.142)

Спешить идти вперед, пользуясь тем, что при домашних заня­тиях ребенок усваивает материал быстро, отнюдь не следует. В боль­шом количестве усвоенный материал, не повторенный и не уп­роченный, усваивается поверхностно, не надолго и лишь на­прасно поведет к излишнему вредному напряжению и утомле­нию ребенка.

Раз положенное дурно основание будет шатко поддерживать все на нем укрепляющееся. На эту прочность основ и должно быть обращено главное внимание в домашних занятиях. Не следует пе­реходить ни к чему новому прежде, чем в памяти и в сознании ребенка не запечатлелось прочно прежнее. На прочно положен­ном основании строится все дальнейшее посредством постепен­ных и несложных прибавок. <„.>

Задача матери или учительницы... поставить дело обучения родному языку так, чтобы поддержать в ребенке... любовь к книге и к знанию, чтобы на этой почве, путем разумных систематичес­ких занятий, развились впоследствии истинная любознательность и серьезная любовь к занятиям.

●●●

Начало обучения — дело важное; от него зависит очень мно­гое в будущем.

Если дело начато с любовью, разумением и вовремя, если на первых же порах дитя не встретило больших трудностей, на­против, все идет легко, свободно усваивается учащимся — это является залогом, что и к дальнейшему, более сложному и труд­ному, ребенок отнесется с любовью, интересом и живою лю­бознательностью. Пользоваться детскою любознательностью в деле обучения грамоте и слишком рано обучать не следует; не следует, при малейшем желании ребенка учиться читать, по­ощрять это стремление, особенно если ребенок обнаруживает слишком раннее умственное развитие; лучше постараться неза­метно отклонить его от преждевременного засаживания за книж­ку. Пусть побольше бегает, свободно развивается и тратит свои силы на игры и забавы, в которых дети умеют быть столь изоб­ретательными и интересными и которые так необходимы для их правильного как физического, так и умственного разви­тия.

Дети, которые проявляют в раннем возрасте большое умствен­ное развитие и выдающиеся способности, удивляя взрослых оби­лием знаний, нередко вступают в жизнь с самыми посредствен­ными умственными способностями, притом со слабым неокреп­шим организмом и расстроенной нервной системой. Поэтому го­раздо правильнее, при выдающемся развитии ребенка, не только не способствовать такому развитию, но по возможности задержи­вать его. (с.143)

Иногда дети, не проявившие в раннем детстве хороших спо­собностей, впоследствии оказывают хорошие успехи. Не следует только спешить с заключением о малых способностях ребенка. Если ребенок здоров... то некоторая запоздалость в умственном развитии не должна пугать родителей. <...> Пройдет некоторое время — год или полгода, а иногда месяц — другой — и вы вдруг замечаете, что то же самое занятие стало ребенку гораздо легче, доступнее, усваивается им без особых усилий. Если обучение начато преждевременно и трудно дается ребенку, то лучше на время его приостановить; но к этому надо прибегать лишь в край­нем случае и соблюдать при этом большую осторожность.

Лучше, если можно, не прерывать совсем, а лишь придер­жать, не идти вперед.

Не надо забывать психической жизни ребенка, особенно если он мало энергичен, скорее пассивен. Полный перерыв может подорвать веру в самого себя и вызвать упадок духа. Бесспорно, лучше начинать позже, время от времени испытывая почву, чем начав, приостанавливать.

Невозможно точно указать возраст, который можно было бы признать за нормальный для начала систематического обучения. Многое зависит от физического и умственного развития ребен­ка, состояния его здоровья, обстановки, окружающих условий и т.п. <...>

Средним возрастом для начала правильного обучения можно признать приблизительно 7 лет. <...> С 5 —6 лет примерно, в виде подготовки к систематическим занятиям, можно присаживать ребенка минут на 10—15 в день за черчение прямых линий, ри­сование различных фигур, четырехугольников, треугольников и разных фигурных звезд, с раскрашиванием их. Такие упражне­ния приучают ребенка к вниманию, развивают наблюдательность и руку и являются подготовительными для упражнений в письме.

В то же время можно предоставить ребенку рассматривать книж­ки с картинками, внизу под которыми подписаны слова или целые выражения. Дети очень любят такие книжки и, большею частью, рассматривая картинки, громко называют все предметы, на них изображенные. Встречая незнакомый предмет, ребенок, естественно, спросит — что это такое, расспросит разные под­робности о нем. Этим способом дитя знакомится с новыми пред­метами, их признаками и, таким образом, приобретает запас но­вых слов и понятий. <...>

Прежде чем приступить к систематическому обучению род­ному языку, мать, отец или воспитательница должны конечно ознакомиться с методикой преподавания предмета и составить себе определенный план занятий, применительно к индивиду­альным особенностям ребенка. (с.144)

Люблинская Анна Александровна (1903—1983),

педагог, психолог, док­тор педагогических наук.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.005 с.)