ТОП 10:

Воспитательное влияние на чувствования



Непосредственно влиять на чувствования... нельзя. Нельзя при­казать воспитаннику иметь такие или иные чувствования, чув­ствовать так, а не иначе. Но воспитатель может опосредованно влиять на чувствования воспитанника, способствуя возникнове­нию и усилению или ослаблению в нем таких или иных чувство­ваний.

Чувствования человека находятся в зависимости от его потреб­ностей и наклонностей. Регулируя, потребности воспитанника, равно как вырабатывая в нем такие или иные наклонности, вос­питатель тем самым может влиять на его чувствования. Затем чув­ствования возникают в зависимости от ощущений, представле­ний и мыслей, служащих к возбуждению их. Возбуждая в воспи­таннике такие или иные ощущения, представления и мысли, вос­питатель тем самым способствует возникновению в нем соответ­ственных чувствований. <...>

В возникновении чувствований нередко играет значительную роль пример окружающих. Воспитанник, замечая, к чему окружа­ющие относятся сочувственно, и сам начинает сочувственно от­носиться к тому же, и наоборот: видя, к чему окружающие отно­сятся с отвращением, и сам начинает относиться так же. Замечая искреннее восхищение учителя разбираемым в классе поэтичес­ким произведением, ученик мало-помалу и сам начинает восхи­щаться этим же произведением. Значит, и путем примера воспи­татель может влиять на чувствования воспитанника.

Приучение питомца к самообладанию оказывает также влия­ние на его чувствование. Приучая питомца к самообладанию и задержке воплощения непохвальных чувствований, воспитатель вместе с тем способствует подавлению этих чувствований. <...> (с.128)

Чувствования, связанныес потребностью к общественности

Человеку присуща потребность к общественности. Еще Арис­тотель заметил, что «человек — существо общественное». Как пчеле необходим улей, а муравью — муравейник, так человеку необходимо общество людей. Общество представляет для каждо­го индивидуума ту среду, в которой он может удовлетворять сво­им физическим и духовным потребностям и вместе с тем разви­вать свои физические и духовные силы. Самый язык, в котором выражается духовное богатство народа, развивается благодаря жизни людей в обществе. Нравственные понятия воспитываются в каждом индивидууме тоже благодаря жизни в обществе.

Лицо, выросшее вне общества, стояло бы по своему умствен­ному и нравственному развитию ниже дикарей. «Только в обще­нии и посредством общения с другими людьми человек стано­вится человеком». <...>

Человек рождается самым слабым, беспомощным существом. Жизнь новорожденного не могла бы поддерживаться, если бы он не имел необходимого ухода со стороны родителей и других чле­нов семьи, составляющей основную форму общежития.

В связи с потребностью к общественности в человеке возника­ют чувствования, ведущие к объединению людей. К таким чув­ствованиям, между прочим, относятся: а) чувство ласки, б) друж­бы и в) сочувствия. <...>

а)Ребенку нравится, если мать, отец или кто-нибудь другой обращается к нему с лаской, выражая ее тоном голоса, мимикой и другими движениями. На нее он отвечает улыбкой и даже тянет­ся к человеку, который ласкает его. Но если он замечает угрюмое, гневное, неприветливое выражение лица, он отворачивается и даже начинает плакать.

Чувствуя потребность в ласке, ребенок привязывается к тому, кто относится к нему с лаской и искренней любовью. Это осо­бенно часто замечается в закрытых воспитательных заведениях, где дети, лишенные ласк родителей и родных, привязываются к тому воспитателю, который сочувственно относится к ним и искренно любит их. Как бы тонко ни было выражено сочувствие воспитателя к детям, его любовь к ним, они чувствуют и ценят ее. <...>

Нужно заметить, что человеку нравится не только принимать ласки от других, но и выказывать ласку другим. Так, иногда при­ходится замечать, с какой охотой старшие братья и сестры ласка­ют своих младших братьев и сестер. <...>

б) Чувство дружбы, товарищества проявляется в детях рано, с тех пор, как они могут принимать участие в общей игре. Играть с товарищами ребенку, особенно отроку, больше нравится, чем играть одному. (с.129) Нередко между детьми или отроками устанавливается такая дружба, что они скучают друг без друга; они постоянно вместе, помогают друг другу в занятиях, разделяют свое горе и радость.

Особенно в школе легко устанавливаются дружественные от­ношения между учащимися. Причины, благоприятствующие ус­тановлению их дружбы, бывают различны: сидение на одной ска­мейке, одинаковость положения в классе, общность интересов, взаимные услуги, удовольствие от общей игры и т.п. Основная же, первичная, причина установления их дружественных отно­шений заключается в потребности к общественности.

Чувство дружбы, товарищества — хорошее чувство. Оно неред­ко удерживает питомца от эгоистических проявлений, клонящих­ся ко вреду других. Если мальчик станет обижать товарищей, по­ступать с ними несправедливо, они удалятся от него, не будут принимать его в свои игры. А это для него крайне неприятно и может удержать его от несправедливых или обидных для других действий. ...Из чувства дружбы, товарищества вытекают другие добрые проявления питомцев, напр[имер], оказание помощи, сочувствие их положению, подчинение личных прихотей общему благу и т. п. <...>

в) <...> Ребенок не безразлично относится к печали и радости других. Вот ребенок видит, что няня его плачет, опечалена чем-то, он приближается к ней, дергает ее и старается унять ее слезы; если же ему это не удается, он и сам становится печальным и даже нередко начинает плакать. Наоборот, если он видит челове­ка, который с радостной улыбкой обращается к нему, он и сам становится веселее и улыбкой же отвечает на веселое приветствие. Среди весело играющих детей каждый ребенок становится весе­лым. Среди же печальных, грустных людей и ребенок становится печальным. <.„>

Отзывчивость ребенка к положению других людей с дальней­шим возрастом и духовным развитием его принимает более со­знательный характер и служит основанием к выработке сострада­ния, милосердия, уважения личности других. <...> Обладая этими чувствованиями, человек не остается равнодушным к положению других лиц. Горе и радость их будут близки его сердцу.

Так как человек может сочувствовать или горю ближних, тяже­лому, несчастному положению их, или же их благополучию, ра­дости, то отсюда являются два вида сочувствия: сочувствие горю и сочувствие радости других. Сочувствие горю ближних, тяжело­му положению их называется состраданием. Сила сострадания бывает различна, что зависит: а) от живости представления того страдания, которое испытывает ближний...; б) от степени духов­ного развития лица. Лицо, обладающее глубоким духовным раз­витием, скорее может понять душевное состояние ближнего, чем лицо, не обладающее таким развитием; в) от близости к нам страдающего лица. (с.130) Мы с большим пониманием отнесемся к своему родственнику или близкому знакомому, чем к постороннему лицу, сильнее сочувствуем бедствию своих сограждан, чем бедствию жителей других стран; г) от отсутствия чувствований, подавляю­щих сострадание к лицу, как, напр[имер], чувства гнева, зависти и друг [их]; наконец, д) от степени развития чувства сострадания. Лицо, которое не имело случаев к проявлению сострадания или которое подавляло в себе это чувство при каждом возникновении его, будет обладать менее развитым чувством сострадания, чем лицо, которое поддерживало в себе это чувство и давало ему над­лежащий исход. <...>







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.200.93 (0.004 с.)