Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание добродетельного человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель нравственного воспитания. Цель нравственного воспитания — добродетель. <...> Античный мир видел высшую добродетель воли в справедливости... понимая под нею как соблюдение законов, так и равное отношение к людям в смысле воздания каждому подобающего ему. <...> На место справедливости христианство поставило любовь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. <...> Этика нового времени выставила мораль долга. <...> Итак, человек справедливый, человек любящий и человек долга — вот как представляли добродетельного человека различные эпохи. Воспитание правдивости. <...> Детская ложь крайне разнообразна. Стенли Холл различает семь видов ее: 1) псевдофобия, (с.56) или ложь, являющаяся следствием боязни лжи (казуистическое толкование слов, вставки облегчающих положение разъяснений и т.п.); 2) героическая ложь (напр[имер], самопожертвование); 3) подчинение правдивости личным симпатиям и антипатиям (правда, только для друзей); 4) эгоистическая ложь (напр[имер], из-за самосохранения); 5) фантастическая ложь и ложь-забава; 6) болезненная ложь (напр[имер], у истеричных); 7) паллиативная (паллиатив – средство, дающее временное облегчение) ложь — это ложь, которую применяет ребенок как средство оправдания тех или иных своих действий, поступков, приносящая ему определенное облегчение (напр[имер], обезвреживание лжи перед самим собой)... Из разнообразия причин детской лжи явствует, что должны быть разнообразны соответственно этому и средства борьбы с нею. Фантастическая ложь ребенка проходит с возрастом, по мере обогащения его реальными знаниями: причина ее — плохое знание действительности. Болезненная ложь исчезает в связи с общим оздоровлением личности ребенка, и помощь психиатра часто здесь является необходимой. Паллиативная ложь и псевдофобия исчезают вследствие развития нравственных представлений ребенка; от этого же уменьшается и третий вид лжи. Наконец, героическая ложь побеждается развитием сознания нравственного долга. Что же касается эгоистической лжи, то ее не бывает, когда у ребенка нет надобности самообороняться от воспитателя. <...>
Воспитание альтруизма. <...> Ребенок дошкольного возраста гораздо более способен к сочувствию, чем кажется с первого взгляда. Наиболее типичны для него следующие формы альтруизма: утешение, помощь, защита и любовь к дележу («уступание»). Однако этот альтруизм крайне неустойчив, и к нему примешивается обыкновенно много эгоистических мотивов. Так как у маленьких детей равнодушие и жестокость часто лишь следствие непонимания, то наставления ребенку в возможно наглядной форме — лучшее средство против этих недостатков. <...> Общественное воспитание Школьная дисциплина. Первое общество, в которое входит ребенок из семьи, есть школа, и школьная дисциплина есть, следовательно, первое систематическое общественное воспитание, получаемое ребенком. По словам Юркевича... дисциплина и есть та школа, которая сообщает воспитаннику способность и любовь к законности, порядку и благочинию: воспитанник вынуждается отказываться от удовольствий, переносить лишения, бороться со своими склонностями и вообще делать не то, что ему нравится и хочется, но то, что предписано и что установлено. <...> (с. 58) Обычно под школьной дисциплиной понимается следующее: 1) соблюдение установленного порядка и необходимой тишины на уроках и во время перемен; 2) соблюдение опрятности в классе и по отношению к классным принадлежностям; 3) почтительно вежливое отношение учеников к учителям (встают при входе и выходе учителя, кланяются при встрече, соответствующим тоном разговаривают с учителями и т.п.). Таким образом, ближайшая цель школьной дисциплины — подчинение учеников установленному в школе порядку и выработка в них уважения к представителям этого порядка. <...> Школьное самоуправление (Америка; Германия). Впоследнее время вопрос о школьной дисциплине подвергся коренному пересмотру благодаря влиянию идей англо-американской педагогики. Основная мысль этой педагогики выражается пословицей: If you want a gentleman, treat to boy as a gentleman (если вы хотите джентльмена, то обращайтесь с мальчиком, как с джентльменом). Школа, таким образом, старается выработать в ученике self-respect (самоуважение) и на нем базировать все поведение воспитанника. Самый лучший оплот дисциплины — public opinion (общественное мнение) класса... В какой степени американские педагоги считаются с общественным мнением класса, видно из того, что среди учеников устраиваются часто анкеты с целью выяснения мнения класса о различных воспитательных мерах, чтобы затем соответствующим образом эти меры видоизменить.
Все это ведет к признанию принципа самодисциплины и самоконтроля. Наиболее полное осуществление этот принцип находит в т[ак] наз[ываемом] школьном самоуправлении, родиной которого является Америка. Классической формой школьного самоуправления является «school —city —system» (система школы общины). Эта система состоит в том, что школа превращается как бы в маленькую демократическую общину, которая на общих собраниях устанавливает свою конституцию и избирает представителей, проводящих под общим надзором и руководством учителей эту конституцию в жизнь. Главным представителем этой системы является Вильсон Л. Гилл... который уже в 1897 г. начал вводить в официальную народную школу систему самоуправления. Как организуется школа-община? Прежде всего, Гилл обращается к собранным ученикам с речью, которая является пропагандой идей американской демократии. Эта речь заканчивается предложением подписать петицию к администрации школы о введении самоуправления. Затем идут «законы школьной республики» и общая «порука». Наконец, производятся выборы властей (губернатор, секретарь, казначей и члены правления), причем каждый месяц проводятся новые выборы. Если школа большая, то из классов, организованных как самоуправляющиеся общины, (с.59) слагается school-state (школа-государство), и каждый класс посылает своих представителей в школьный парламент, в котором участвуют и учителя, причем директор имеет право абсолютного veto. Если кто из учеников нарушает законы школы, относящиеся, правда, скорее к внешнему порядку, то ученическая полиция привлекает его к школьному суду, состоящему из учеников и учителей, причем высшей мерой наказания является исключение из гражданской общины (с осужденным не разговаривают и не играют). Горячим пропагандистом школьного самоуправления в Европе является Фёрстер. По его мнению, нет лучшего средства воспитать юношество, посредством упражнения в правильном управлении своими делами, для общественной жизни и для гражданской ответственности в современном государстве. <…> Кроме того, только собственная практика в разнообразных случаях установления порядка пробуждает у юношества необходимый интерес к дальнейшему государственно -гражданскому обучению. Наконец, школьное самоуправление побуждает ученика к размышлению над социально-этическими принципиальными вопросами и развивает в нем искусство правильного отправления власти. В общем же система самоуправления создает действительный и воспитывающий характер порядок вместо кажущегося порядка в обычной школе. <...> Гражданское воспитание (германские педагоги; Кондорсе). Фёрстер справедливо указывает, что школьное самоуправление... прекрасно служит для социального воспитания, но является еще вопросом, приведет ли это социальное воспитание также к действительному воспитанию. <...> В то время как социальное воспитание может выработать и корпоративный эгоизм, существенным признаком государственно-гражданского воспитания является выработка справедливости. С этой точки зрения государственно-гражданское воспитание есть воспитание справедливости. <...>
На практике следует различать два типа гражданского воспитания: цель первого — воспитание члена справедливого государства, цель второго — воспитание члена наличного государства. Религиозное воспитание Конфессиональное догматическое воспитание (Гегель). Вопрос о религиозном воспитании... является одним из самых спорных вопросов в педагогике. <...> Конфессионально-догматическое воспитание... главной своей целью ставит обучение ребенка догматам данного вероисповедания. Эта форма религиозного воспитания особенно ярко выступает в лютеранстве, обычное убеждение которого то, что воспитанник, усвоивший катехизис Лютера, становится действительно религиозным человеком. (с.60) Горячим поборником такого воспитания в XIX в. был Гегель. Он требует раннего и притом догматического обучения. <...> С точки зрения Гегеля, и во всем дальнейшем ходе религиозного воспитания обучение догматам должно преобладать, так как оно служит интересам развития философского умозрения. Взгляды Гегеля отразились в «Регулятивах» Штиля, которые почти 20 лет (1854— 1872) регулировали программу немецкой народной школы. <...> Конфессионально-догматическое воспитание сводилось к зазубриванию огромной массы учебного материала. Конфессионально-обрядовое воспитание (Победоносцев). <...> В России противником сведения религиозного воспитания к религиозному обучению был Победоносцев (1827—1907). По его мнению («Ученье и учитель»)... школа должна быть не местом учения, но местом воспитания, именно религиозного церковного воспитания, сущность которого Победоносцев видит в участии в церковном богослужении. Настаивая на этом, Победоносцев как бы воскрешает против лютеранского интеллектуализма средневековую религиозную педагогику, которая также в культе, вере и религиозных упражнениях видела основу религиозного воспитания. <...> Православно-христианское воспитание (отцы церкви; Хомяков; Ушинский; Юркевич). <...> Каковы основные идеи ранней христианской педагогики? Основная мысль ее — вера, действующая любовью... С одной стороны, ребенку внушается вера в воплотившегося из любви к человечеству и претерпевшего крестные муки Сына Божия, и таинство веры, крещение, приобщает ребенка к благодати Божией; с другой стороны, ребенку внушается самоотверженная любовь к Господу Богу и ближнему своему. Такова самая ранняя идея христианской педагогики.
К этой идее присоединяется другая — создание из ребенка достойного члена Церкви. <...> Средством для такого создания из ребенка члена Церкви служит прежде всего участие в Богослужении: «Кто не ходит в общее собрание, тот уже осудил себя в гордости; вводите с собой в такое собрание и детей ваших» (Игнатий Антиохийский). <...> Церковь должна быть прообразом для семьи — домашней Церкви: «Нам нужно иметь такое же согласие дома с домовладыкою отцом, в Церкви — с епископом, как струны в цитре» (Игнатий). <...> Первоначальное религиозное воспитание сводится к внушению непосредственной веры и любви. Вера, Надежда и Любовь — кардинальные христианские добродетели. Апофеоз веры и любви с педагогической точки зрения мы находим у Хомякова (1804— 1860). По его мнению, вера представляет высшую точку всех помыслов человека, тайное условие его желаний и действий, в ней его будущность, личная и общественная; вера проникает все существо человека и все отношения его к ближнему. <...> (с.61)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.113 (0.012 с.) |