Воспитание добродетельного человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание добродетельного человека



Цель нравственного воспитания. Цель нравственного воспи­тания — добродетель. <...> Античный мир видел высшую добро­детель воли в справедливости... понимая под нею как соблюдение законов, так и равное отношение к людям в смысле воздания каждому подобающего ему. <...>

На место справедливости христианство поставило любовь: Воз­люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. <...>

Этика нового времени выставила мораль долга. <...> Итак, че­ловек справедливый, человек любящий и человек долга — вот как представляли добродетельного человека различные эпохи.

Воспитание правдивости. <...> Детская ложь крайне разнообраз­на. Стенли Холл различает семь видов ее: 1) псевдофобия, (с.56) или ложь, являющаяся следствием боязни лжи (казуистическое толко­вание слов, вставки облегчающих положение разъяснений и т.п.); 2) героическая ложь (напр[имер], самопожертвование); 3) под­чинение правдивости личным симпатиям и антипатиям (правда, только для друзей); 4) эгоистическая ложь (напр[имер], из-за самосохранения); 5) фантастическая ложь и ложь-забава; 6) бо­лезненная ложь (напр[имер], у истеричных); 7) паллиативная (паллиатив – средство, дающее временное облегчение) ложь — это ложь, которую применяет ребенок как средство оправдания тех или иных своих действий, поступков, приносящая ему определенное облегчение (напр[имер], обезвреживание лжи перед самим собой)... Из разнообразия причин детской лжи явствует, что должны быть раз­нообразны соответственно этому и средства борьбы с нею. Фантастическая ложь ребенка проходит с возрастом, по мере обо­гащения его реальными знаниями: причина ее — плохое знание действительности. Болезненная ложь исчезает в связи с общим оздоровлением личности ребенка, и помощь психиатра часто здесь является необходимой. Паллиативная ложь и псевдофобия исчеза­ют вследствие развития нравственных представлений ребенка; от этого же уменьшается и третий вид лжи. Наконец, героическая ложь побеждается развитием сознания нравственного долга. Что же касается эгоистической лжи, то ее не бывает, когда у ребенка нет надобности самообороняться от воспитателя. <...>

Воспитание альтруизма. <...> Ребенок дошкольного возраста гораздо более способен к сочувствию, чем кажется с первого взгля­да. Наиболее типичны для него следующие формы альтруизма: утешение, помощь, защита и любовь к дележу («уступание»). Од­нако этот альтруизм крайне неустойчив, и к нему примешивается обыкновенно много эгоистических мотивов.

Так как у маленьких детей равнодушие и жестокость часто лишь следствие непонимания, то наставления ребенку в возможно на­глядной форме — лучшее средство против этих недостатков. <...>

Общественное воспитание

Школьная дисциплина. Первое общество, в которое входит ре­бенок из семьи, есть школа, и школьная дисциплина есть, следо­вательно, первое систематическое общественное воспитание, по­лучаемое ребенком. По словам Юркевича... дисциплина и есть та школа, которая сообщает воспитаннику способность и любовь к законности, порядку и благочинию: воспитанник вынуждается от­казываться от удовольствий, переносить лишения, бороться со сво­ими склонностями и вообще делать не то, что ему нравится и хо­чется, но то, что предписано и что установлено. <...> (с. 58)

Обычно под школьной дисциплиной понимается следующее: 1) соблюдение установленного порядка и необходимой тишины на уроках и во время перемен; 2) соблюдение опрятности в клас­се и по отношению к классным принадлежностям; 3) почтитель­но вежливое отношение учеников к учителям (встают при входе и выходе учителя, кланяются при встрече, соответствующим тоном разговаривают с учителями и т.п.). Таким образом, ближайшая цель школьной дисциплины — подчинение учеников установлен­ному в школе порядку и выработка в них уважения к представите­лям этого порядка. <...>

Школьное самоуправление (Америка; Германия). Впоследнее время вопрос о школьной дисциплине подвергся коренному пе­ресмотру благодаря влиянию идей англо-американской педагоги­ки. Основная мысль этой педагогики выражается пословицей: If you want a gentleman, treat to boy as a gentleman (если вы хотите джентльмена, то обращайтесь с мальчиком, как с джентльменом). Школа, таким образом, старается выработать в ученике self-respect (самоуважение) и на нем базировать все поведение воспитанника. Самый лучший оплот дисциплины — public opinion (обществен­ное мнение) класса... В какой степени американские педагоги считаются с общественным мнением класса, видно из того, что среди учеников устраиваются часто анкеты с целью выяснения мнения класса о различных воспитательных мерах, чтобы затем соответствующим образом эти меры видоизменить.

Все это ведет к признанию принципа самодисциплины и са­моконтроля. Наиболее полное осуществление этот принцип на­ходит в т[ак] наз[ываемом] школьном самоуправлении, роди­ной которого является Америка. Классической формой школь­ного самоуправления является «school —city —system» (система школы общины). Эта система состоит в том, что школа превра­щается как бы в маленькую демократическую общину, которая на общих собраниях устанавливает свою конституцию и изби­рает представителей, проводящих под общим надзором и руко­водством учителей эту конституцию в жизнь. Главным предста­вителем этой системы является Вильсон Л. Гилл... который уже в 1897 г. начал вводить в официальную народную школу систему самоуправления.

Как организуется школа-община? Прежде всего, Гилл обра­щается к собранным ученикам с речью, которая является пропа­гандой идей американской демократии. Эта речь заканчивается предложением подписать петицию к администрации школы о вве­дении самоуправления. Затем идут «законы школьной республи­ки» и общая «порука». Наконец, производятся выборы властей (губернатор, секретарь, казначей и члены правления), причем каждый месяц проводятся новые выборы. Если школа большая, то из классов, организованных как самоуправляющиеся общины, (с.59) слагается school-state (школа-государство), и каждый класс посы­лает своих представителей в школьный парламент, в котором уча­ствуют и учителя, причем директор имеет право абсолютного veto. Если кто из учеников нарушает законы школы, относящиеся, правда, скорее к внешнему порядку, то ученическая полиция привлекает его к школьному суду, состоящему из учеников и учи­телей, причем высшей мерой наказания является исключение из гражданской общины (с осужденным не разговаривают и не иг­рают).

Горячим пропагандистом школьного самоуправления в Евро­пе является Фёрстер. По его мнению, нет лучшего средства вос­питать юношество, посредством упражнения в правильном уп­равлении своими делами, для общественной жизни и для граж­данской ответственности в современном государстве. <…> Кроме того, только собственная практика в разнообразных случаях ус­тановления порядка пробуждает у юношества необходимый ин­терес к дальнейшему государственно -гражданскому обучению. На­конец, школьное самоуправление побуждает ученика к размыш­лению над социально-этическими принципиальными вопроса­ми и развивает в нем искусство правильного отправления власти. В общем же система самоуправления создает действительный и воспитывающий характер порядок вместо кажущегося порядка в обычной школе. <...>

Гражданское воспитание (германские педагоги; Кондорсе). Фёр­стер справедливо указывает, что школьное самоуправление... пре­красно служит для социального воспитания, но является еще вопросом, приведет ли это социальное воспитание также к дей­ствительному воспитанию. <...> В то время как социальное вос­питание может выработать и корпоративный эгоизм, сущест­венным признаком государственно-гражданского воспитания является выработка справедливости. С этой точки зрения госу­дарственно-гражданское воспитание есть воспитание справед­ливости. <...>

На практике следует различать два типа гражданского воспи­тания: цель первого — воспитание члена справедливого госу­дарства, цель второго — воспитание члена наличного государства.

Религиозное воспитание

Конфессиональное догматическое воспитание (Гегель). Вопрос о религиозном воспитании... является одним из самых спорных вопросов в педагогике. <...> Конфессионально-догматическое вос­питание... главной своей целью ставит обучение ребенка догма­там данного вероисповедания. Эта форма религиозного воспита­ния особенно ярко выступает в лютеранстве, обычное убеждение которого то, что воспитанник, усвоивший катехизис Лютера, ста­новится действительно религиозным человеком. (с.60)

Горячим поборником такого воспитания в XIX в. был Гегель. Он требует раннего и притом догматического обучения. <...> С точки зрения Гегеля, и во всем дальнейшем ходе религиозного воспита­ния обучение догматам должно преобладать, так как оно служит интересам развития философского умозрения.

Взгляды Гегеля отразились в «Регулятивах» Штиля, которые почти 20 лет (1854— 1872) регулировали программу немецкой на­родной школы. <...> Конфессионально-догматическое воспитание сводилось к зазубриванию огромной массы учебного материала.

Конфессионально-обрядовое воспитание (Победоносцев). <...> В России противником сведения религиозного воспитания к ре­лигиозному обучению был Победоносцев (1827—1907). По его мне­нию («Ученье и учитель»)... школа должна быть не местом уче­ния, но местом воспитания, именно религиозного церковного воспитания, сущность которого Победоносцев видит в участии в церковном богослужении. Настаивая на этом, Победоносцев как бы воскрешает против лютеранского интеллектуализма средневе­ковую религиозную педагогику, которая также в культе, вере и религиозных упражнениях видела основу религиозного воспита­ния. <...>

Православно-христианское воспитание (отцы церкви; Хомяков; Ушинский; Юркевич). <...> Каковы основные идеи ранней хрис­тианской педагогики? Основная мысль ее — вера, действующая любовью... С одной стороны, ребенку внушается вера в вопло­тившегося из любви к человечеству и претерпевшего крестные муки Сына Божия, и таинство веры, крещение, приобщает ре­бенка к благодати Божией; с другой стороны, ребенку внушается самоотверженная любовь к Господу Богу и ближнему своему. Та­кова самая ранняя идея христианской педагогики.

К этой идее присоединяется другая — создание из ребенка до­стойного члена Церкви. <...> Средством для такого создания из ребенка члена Церкви служит прежде всего участие в Богослужении: «Кто не ходит в общее собрание, тот уже осудил себя в гордости; вводите с собой в такое собрание и детей ваших» (Игнатий Антиохийский). <...> Церковь должна быть прообразом для семьи — домашней Церкви: «Нам нужно иметь такое же согласие дома с домовладыкою отцом, в Церкви — с епископом, как струны в цитре» (Игнатий). <...>

Первоначальное религиозное воспитание сводится к внушению непосредственной веры и любви. Вера, Надежда и Любовь — кар­динальные христианские добродетели. Апофеоз веры и любви с педагогической точки зрения мы находим у Хомякова (1804— 1860). По его мнению, вера представляет высшую точку всех помыслов человека, тайное условие его желаний и действий, в ней его будущность, личная и общественная; вера проникает все существо человека и все отношения его к ближнему. <...> (с.61)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.008 с.)