Нравственно-религиозное воспитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственно-религиозное воспитание



Воспитание в ребенке деятельной любви. В основе развития дея­тельной любви к людям, так же как и в основе развития умствен­ных сил, должны лежать определенные конкретные впечатления, в данном случае конкретные впечатления любви. Поэтому атмосфе­ра семейной любви имеет здесь главное определяющее значение. «Раз в семейном кругу находится настоящая любовь и деятель­ность в духе любви, то относительно этого дома можно заранее сказать, что там ребенок почти не может не сделаться хорошим», и, наоборот, «можно почти с уверенностью сказать: где ребенок не выглядит благожелательным, сильным и деятельным, винова­то в этом то, что его любовь и его деятельность в духе любви не находили для себя в семейной жизни пищи и руководства, как бы следовало. Везде, где ребенок находит это, он становится добрым и сильным». <...> (с.14)

Предрасположение в детях к эгоизму или любви закладывается уже в самом раннем уходе за ними: «первые ростки нравственных сил младенца с самого рождения естественно оживляются и раз­виваются правильным и спокойным удовлетворением его физи­ческих потребностей». Песталоцци считает важным, чтобы обере­гали спокойное настроение ребенка своевременным, должным удовлетворением его действительных, истинных потребностей. «Недаром, — говорил Песталоцци, — самая первая и живая забо­та об этом самой природой вложена в сердце матери и выражает­ся в материнской энергии и материнской преданности». Если мать нарушает этот инстинкт природы, если часто отсутствует, остав­ляя ребенка без удовлетворения потребностей, «то, в таком слу­чае, в нем в высшей степени развивается и оживает зародыш дур­ного волненья и всех его последствий». Такое волнение, происхо­дящее от неудовлетворения истинных материальных потребностей, по Песталоцци, есть «мать эгоизма, неверия (сначала в доброту окружающих, а потом и вообще неверие) и всех последствий, по своей природе происходящих от эгоизма и неверия. Только в спо­койствии развиваются добрые свойства ребенка». Но если мешает пробуждению добрых свойств неудовлетворение естественных по­требностей и вызываемая этим досада и раздражение, то не менее вредно и противоположное пичканье ребенка материальными удо­вольствиями. «Богатая дура (какого бы ни была она сословия), — с негодованием говорит Песталоцци, — ежедневно пичкающая сво­его ребенка материальными удовольствиями, сообщает ему живот­ное неестественное стремление к наслаждениям, которые не име­ют никакого действительного основания в настоящих потребнос­тях человеческой природы... Истинная материнская забота о пер­вом чистом пробуждении человеческих чувств в ребенке, из кото­рых, говоря прямо, происходит его высшая нравственность и ре­лигиозность, ограничивает ее старание действительным удовлет­ворением его истинных потребностей. Просвещенная и мыслящая мать живет для своего ребенка в служении его любви, а не в службе его капризу и его животному возбужденному и развитому эгоизму».

Песталоццианец Фридрих Фрёбель

Фридрих Фрёбель (1782-1852) – немецкий педагог)

Инстинкт труда. Его проявление в детстве и воспитание. <...>

Раз упущенное что-либо в детстве сказывается неизбежным ущер­бом и в дальнейшей жизни. Фрёбель считает «в высшей степени важным, вечным» требованием, «чтобы появившийся на свет, зарождающийся и растущий человек рано развивался в деятельности, для внешней деятельности, для труда». (с. 15) Этого, замечает Фрёбель, требует также и сама по себе природа человека. Ребенок рано проявляет стремление к деятельности. Деятельность физичес­ких чувств и членов грудного ребенка есть первый ее зародыш, как бы почка работы; игры, постройки суть первые нежные цветы ее в детстве. Ребенок так любит сопутствовать родителям, братьям и сестрам по делам их профессий, так стремится принять участие в их домашней работе. <...> Нельзя игнорировать этих стремлений детства. Если воспитание игнорирует их, если родители отталки­вают помощь детей, вынужденная бездеятельность детства пере­ходит впоследствии уже в бездеятельность по своей воле, в добро­вольную леность. «Кому не приходилось впоследствии, — говорит Фрёбель, — слышать от родителей жалобы на воспитанных таким образом детей: когда мальчик или девочка были еще малы и еще не в силах были помогать, они целый день занимались чем-нибудь, теперь, когда у них есть и знания, и силы, теперь они не хотят ничего делать». Поэтому «ни один ребенок, а позднее ни один от­рок или юноша, — говорит Фрёбель, — какого бы сословия или положения он ни был, не должен существовать, чтобы, по мень­шей мере, хотя бы час-два не посвящать себя серьезной деятель­ности для производства определенных внешних проявлений». <...>

«Детские сады» Фрёбеля, их занятия и игры. <...> На самой ранней стадии должен образовываться весь человек, со всеми его зачаточными расположениями. И эта стадия не должна предостав­ляться случаю, случайному развитию: и здесь необходима плано­мерная деятельность, которая подготовляла бы ребенка к следу­ющей (школьной) стадии и ко всей жизни. Отсюда и вышла идея «детских садов» как воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, как бы учреждений для детей дошкольного возраста, как бы учреждений средних и посред­ствующих между семьей и школой. Образовательные занятия здесь наполовину игры, наполовину действительно занятия, хотя соб­ственно для детского возраста нет разницы между тем и другим: игра для ребенка то же, что серьезное занятие для взрослого, и занятие, отвечающее склонности, природному стремлению ре­бенка, занимает его, как игра. Поэтому образовательным пред­метом в детских садах служат игры-занятия. Но они должны отве­чать всем тем задачам воспитания и образования, которые имеет в виду и вообще целостное воспитание, развивающее в человеке всесторонне божественную сущность. <...> Они должны разви­вать деятельные силы ребенка, художественные стремления, стремления к познанию (природы, математики и языка), в то же время способствуя физическому развитию и укреплению. <...>

Благодаря целесообразным играм и занятиям, где сам ребенок действует, сам наблюдает, сам творит, сам говорит, детские сады должны в высшей степени способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей, развитию привычки в них к за­нятости, к работе, наблюдательности и других свойств, ценных для жизни. <…> (с.16)

Шесть даров Фрёбеля. В качестве специально приспособленно­го материала для образовательно- воспитательных занятий детского возраста известны шесть даров Фрёбеля. Первый дар состоит из ше­сти цветных мячиков, обмотанных шерстью. Их можно вешать над постелью самого маленького (2 — 3 месяцев) ребенка в известном порядке, сначала мячики главных цветов: синего, красного, жел­того, а потом второстепенных или смешанных: фиолетового, оран­жевого и зеленого. На них ребенок учится различать цвета, а тол­кая их ручками или ножками, воспринимает различные направ­ления движений, расстояния и т.д. Второй дар (для 3 —4-летних детей) состоит из деревянных шара, цилиндра и куба, представ­ляющих основные формы вещей. Играя ими, ребенок усваивает главные формы тел, а также знакомится с весом, твердостью, звуками твердых тел и пр. Если ему впоследствии придется чер­тить (конструировать) круги, границы, углы, это не составит ему труда, потому что он освоится с основными для них формами на втором даре. Третий дар (после 4 лет) состоит из куба, разделен­ного на 8 кубиков. Здесь выступает уже элемент числа: ребенок знакомится с понятиями целого и частей, со счетом, с главными действиями счета и пр. На 8 маленьких кубиках ребенок упражняет свои творческие силы, учится овладевать материалом, строит раз­нообразные предметы и пр. Четвертый дар состоит из 8 кирпичи­ков или плиток. Строя из них разные предметы, ребенок знакомит­ся с правилами равновесия, основаниями устойчивости и тяжес­ти, словом, с основными понятиями строительного искусства. Пятый дар —...как бы продолжение третьего, состоит из 27 куби­ков, из них 21 целый, три разделены по диагонали на 6 призм и три — каждый на 4 маленькие призмы, всего 39 тел. И наконец, шестой дар состоит из 27 кирпичиков (удлиненной формы, наподо­бие настоящих кирпичей), из них 21 — целый, 3 разделены надвое вдоль (т. е. на 6 брусков), а всего 33 тела. Пользуясь пятым и шестым «даром», ребенок может познакомиться с самыми разнообразными фигурами, построениями, числами и развить при складывании и постройках сообразительность и ловкость. <...>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.005 с.)