Философия как основа педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как основа педагогики



Педагогика и этика (Барт). <...> По мнению современного гербартианца Барта («Элементы воспитания и обучения»), ошибоч­но думать, что воспитание должно рабски следовать за развитием общества: воспитание обусловлено, прежде всего, соответствую­щими нравственными идеалами или нормами. (с.36) В этом отношении педагогика определяется нормативной философской наукой эти­кой. Кроме этики, правда, существуют еще две основные норма­тивные науки: логика и эстетика; однако последняя относится к педагогике иначе, нежели этика. В самом деле, этика определяет конечную цель жизни, подчиняющую себе все остальные цели, в том числе и жажду познания, и пыл эстетического наслажде­ния или творчества. Таким образом, область деятельности логи­ки и эстетики определяется педагогикой по принятым ею эти­ческим целям. Так, например, педагогике только для того при­ходится обращаться к логике, чтобы научить воспитанника пользоваться правилами логики для приобретения знаний. Итак, лишь одна этика из нормативных наук является основной нау­кой для педагогики.

Педагогика и философия (Наторп). Взгляд гербартианцев на значение этики для педагогики оспаривает Наторп («Философия как основа педагогики»). По мнению Наторпа, этика устанавли­вает законы только для человеческой воли, стремящейся к нрав­ственности; прочим же основным формам душевной жизни, на­пример познанию, должны соответствовать иные, параллельные этике, философские нормативные науки. Так, логика устанавли­вает нормы или законы для деятельности мышления или позна­ния, а эстетика — для свободного творчества воображения. Разве эти параллельные этике науки, логика и эстетика, не должны принимать участия в определении цели и задач воспитания? Ведь задача воспитания — развивать всего человека, и в этом отноше­нии развитие мышления или эстетического творчества не менее важно, чем развитие нравственной воли. Итак, не только этика, но также логика и эстетика должны участвовать в качестве норма­тивных законоустанавливающих наук в деле обоснования педаго­гики. И поскольку между мерами истины, добра и красоты может быть установлено единство, постольку может быть установлено оно и между соответствующими нормативными науками: фило­софия, как целое, является основой педагогики.

Нормативные науки устанавливают духовно ценное содержа­ние человеческого духа. Отсюда ясно, что они же должны созда­вать и научный фундамент для определения содержания челове­ческого образования в его различных областях. Поэтому, продол­жает Наторп, определение цели воспитания должно зависеть ис­ключительно от логики, этики и эстетики. Но также и естествен­ная нормальная последовательность хода воспитания определяет­ся структурой содержания образования, напр[имер], строением курса данной науки и т.п.: ни в какой психологии здесь нет на­добности. Поскольку путь образования один и тот же для всех, он определяется чисто объективными нормами, содержанием образования, а не психологией. (с.37) На практике невозможно резко разде­лять общее определение задачи воспитания и специальное опре­деление того, что должно быть сделано в данном частном случае; даже в таком, казалось бы, психологическом вопросе, как вопрос о таланте ребенка, судьей является специалист в данной области духовного содержания человеческой культуры (музыкант, мате­матик и т.д.), а не психолог. Итак, теоретическое обоснование педагогики есть дело философии: последней принадлежит выс­шее руководство делом воспитания, и педагогика есть не что иное, как прикладная философия.

Педагогика как самостоятельная наука. Однако рассуждение Наторпа вряд ли может быть принято. Дело в том, что, хотя вни­мание и философии, и педагогики направлено на одно и то же, именно на содержание идеального мира, точки зрения этих наук различны. Философия устанавливает это содержание в его связно­сти, единстве и закономерности, независимо от данной в опыте действительности; педагогика же спрашивает о том, как вопло­тить это содержание мира идеального в том, кто живет в мире эмпирическом. Вопрос философии — вопрос о том, что такое идеальное; вопрос педагогики — как идеальное можно сделать эмпирическим. Философия от эмпирического идет к идеальному и ищет общеобязательные нормы, чуждые субъективности; педа­гогика от идеального идет к эмпирическому и воплощает обще­обязательные нормы именно в данном субъекте. Педагогика, по своим заданиям, наука гораздо более сложная, нежели филосо­фия: основная проблема педагогики — как установленные фило­софом нормы идеального мира, посредством соответствующего преобразования их, воплотить, при условиях данной обществен­ной среды, описываемой социологом, в воспитываемом субъек­те, картину душевного мира которого дает психолог. Итак, педа­гогика по отношению к философии, как и по отношению к пси­хологии и социологии, вполне самостоятельная наука со своими собственными проблемами и со своей собственной особой точкой зрения на познаваемые факты.

Задачи и методы педагогики

Предмет педагогики. Итак, педагогика — вполне самостоя­тельная наука, имеющая свой собственный предмет исследова­ния. Этот предмет — процесс воспитания. Поскольку воспитание направлено на человека, постольку педагогика считается с антро­пологией, педологией и психологией; поскольку исходит из иде­альных норм, постольку педагогика общается с философией, ло­гикой, этикой и эстетикой; поскольку воспитание организуется в человеческом обществе, постольку педагогика соприкасается с со­циологией и политикой. (с. 38) Тем не менее, педагогика не исчерпывается ни какой-либо из этих наук в отдельности, ни всеми ими в их общей совокупности: педагога интересует не человек как тако­вой, но способность человека преобразоваться в идеального; не идеал сам по себе, но претворение этого идеала в мире эмпири­ческом; не общество, но отношение этого общества к воплоще­нию идеала в подрастающем поколении.

Педагогика не прикладная и не нормативная наука. Итак, педа­гогика есть наука о педагогическом процессе. Она — не приклад­ная наука, ибо приложение теоретических знаний к действи­тельности есть не наука, а искусство, приобретаемое лишь по­средством личного опыта благодаря практике и развивающемуся в практике таланту. Но она и не нормативная наука, так как ее интересуют не отвлеченные нормы сами по себе, но описание претворения этих норм в эмпирическом человеке и, следова­тельно, генезис идеального человека. Знание норм, конечно, ею предполагается, но ее дело — не логическая система их, а гене­зис их в эмпирическом человеке. Итак, педагогика — чисто тео­ретическая описательная наука: прилагает знания мастер или художник, оценивает мыслитель-философ, а педагог-теоретик лишь описывает процесс преобразования данного человека в идеально ценного, т.е. описывает формы педагогического про­цесса.

Содержание педагогики. Итак, педагогика есть теоретическая наука... изучающая педагогический процесс. <...> Содержание педагогики распадается на три части: первая, общая часть, вы­ясняет общую сущность педагогического процесса: что такое воспитание? что такое воспитатель? что такое воспитанник? Вто­рая часть, которую мы назовем специальной, изучает отдель­ные, частные виды воспитания, напр[имер], воспитание физи­ческое, моторное, нравственное, религиозное, умственное и т.д. Наконец, третья часть описывает внешние формы, в которых протекает процесс воспитания в наше время (детский сад, шко­ла и т.п.). <...>

Сущность воспитания

Определение воспитания

Определение воспитания. <...> На развитие человека влияет, конечно, целый ряд людей, встречаемых им на его жизненном пути. Но эти влияния часто бывают стихийными, бессозна­тельными, в то время как у воспитателя в его действиях по отно­шению к воспитаннику всегда есть сознательное стремление к определенной цели, преднамеренность. Правда, не только воздей­ствие воспитателя является преднамеренным: очень часто и иные люди влияют вполне преднамеренно, с определенной целью.(с.39) Сле­довательно, нужна еще одна поправка: именно, существенней­шим признаком воздействия воспитателя является устойчивость этого воздействия, организация его и вытекающая отсюда его длительность. Поэтому наше окончательное определение воспи­тания будет следующим: воспитание есть преднамеренно организо­ванное длительное воздействие на развитие человека со стороны окружающих его людей, <...>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.007 с.)