Сущность нравственного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность нравственного воспитания



Нравственность ребенка. <...> Нравственное воспитание даже несравненно чаще ставилось и ставится в качестве главной задачи воспитателя, нежели воспитание сильного характера.

Но приступающий к нравственному воспитанию воспитатель должен, прежде всего, знать, если можно так выразиться, есте­ственную нравственность ребенка. <...> Обыкновенно принято считать ребенка невинным, свободным от грехов существом, ноцелый ряд новых писателей восстают против такого взгляда. Так, например, Гавелокк Эллис («The Criminal») считает, что ребенок ближе, чем взрослый, стоит к животному, дикарю и преступнику. По его мнению, преступник в очень многом напоминает ребенка (импульсивность, легкий характер, беззаботность и т.п.), и суще­ствует целый ряд форм преступности, присущей исключительно детям. Так, например, часто у детей в возрасте 5—11 лет проявля­ется специфическое «моральное безумие» (moral insanity), харак­теризуемое эксцентричностью, нелюбовью к семейным привыч­кам и неспособностью к образованию, ложью, хитростью, жес­токостью, цинизмом и дурными половыми привычками. Все эти черты в более слабой степени присущи почти всем детям.

Однако даже исследователи детских недостатков неизменно характеризуют ребенка, как «существо, обладающее способностью к развитию, благоприятному для целей воспитания характера». Такая характеристика развития ребенка подтверждается исследо­ванием его идеалов. Так, например, Мейман произвел опрос де­тей от 6 до 14 лет. <...> Из опроса выяснился определенный ход развития идеалов у ребенка: дети младшего возраста предпочита­ют лицо из их семьи и из круга своих знакомых, выше всего ценят материальные блага, людей любят, главным образом, за их эмо­циональные (ласковый, веселый) свойства; старшие же дети предпочитают исторических личностей, начинают ценить высшие достоинства и моральные блага, больше разбираются в нравствен­ной оценке. Итак, нормально развивающийся ребенок есть суще­ство, нравственно прогрессирующее. Отметим только, что ряд исследователей переходный возраст (13—15 лет) считают самым опасным: «животность и чувственность начинают сильно сказы­ваться, а рассудок еще недостаточно развит, чтобы успешно про­тиводействовать натиску инстинктов» (Марро).

Наказания и надзор как средства воспитания. Обычная борьба че­ловеческого общества с преступлением — борьба при помощи нака­заний. Эти наказания сперва рассматривались как отмщение пре­ступнику (теория возмездия), наконец — как средство перевоспитания его (теория исправления). (с.56) При этом наиболее популярные из наказаний — тюремное заключение, телесное наказание и лишение прав и преимуществ. Кроме того, в качестве предупредительной меры практикуется надзор над преступником. <...>

Воспитатель также наказывает ребенка, чтобы ребенок попла­тился за свой проступок, чтобы он боялся повторить его, чтобы он исправился. Наказания, применяемые в воспитании, анало­гичны обычным наказаниям преступника: розги и плети, карцер, лишение пищи, прогулки, отпуска, удовольствия и т.п.

Учение о наказаниях встречает сейчас много возражений и в уголовном праве. Тем более возражений встречают наказания в педагогике. Вот наиболее популярные из возражений: 1) ребе­нок — не преступник и, как существо само по себе от природы способное к нравственному прогрессу, требует иных воспита­тельных мер; 2) наказание вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; 3) оно делает ребенка забитым; 4) оно апеллирует лишь к страху, а не к моральному сознанию; 5) оно как бы освобождает ребенка от угрызения совести и раскаяния, так как де наказание искупило грех; 6) ребенок привыкает к нему и начинает даже бравировать им; 7) оно унижает человеческую личность и создает морального циника; 8) оно (побои, лишение еды, прогулок и т.п.) не гигиенично; 9) оно развращает воспи­тателя как человека (расправа раздраженного взрослого со сла­бым ребенком); 10) воспитатель, увлекаясь быстрым эффектом наказания, забывает про другие воспитательные меры. Однако, несмотря на эти возражения, наказания широко практикуются и сейчас... особенно в младшем возрасте. Главный аргумент тот, что «для маленького ребенка розга — самая конкретная форма внушительного поучения относительно того, что можно делать и чего нельзя» (Паульсен). <...>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.004 с.)