Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выразительность и культура речи в ораторском искусствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все истинные ораторы отличаются природным красноречием. Этим понятием определяется сущность живой, свободной, «красной», то есть красивой, речи. Но речь должна быть не только красивой, но и умной, глубокой, содержательной. Часто речь «по бумажке» и гладка, и остроумна, но это состояние отличается от истинного красноречия совершенно так же, как консервированные фрукты отличаются от свежих. Речь «без бумажки» требует от оратора безусловного авторства. Поэтому в 1724 году Петр I предписывал в особом указе: «...господам сенаторам речь держать в присутствии не по написанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем ясна была». Живая, неподготовленная устная речь доходит до слушателей лучше, чем иная старательно подготовленная, но прочитанная. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления. Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Прием инверсии -речевой оборот, который как бы. развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный. Прием апелляции к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям позволяет создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, т.к. они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более тонко подходить к изменению интонации. Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует выделить лексические приемы. Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы. Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: «Локомотив истории остановить невозможно». Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!». Аллегория иносказательно изображает что-либо. Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Применение крылатых слов, пословиц, поговорок является важной частью ораторского мастерства. Важно, чтобы они были неожиданны, но уместны. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи: Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, «проглатывания» отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания. Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей. Темп речи - число слов, произносимых в минуту, может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту. Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории. Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется: читать вслух в различном темпе фрагменты какого-либо рассказа по книге; использовать скороговорки (вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп). Важнейший показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это учение лаконично и просто сформулировать свою мысль. «Слова-паразиты» - словесный мусор, который становится мусором именно потому, что сверх всякой меры и вопреки смыслу и необходимости засоряет речь оратора. Таких слов-паразитов не много, но когда они «привязываются» к оратору, отделаться от них нелегко. Трудность заключается в том, что сам оратор не замечает своих «слов-паразитов», произнося их бессознательно. Например, слова и словосочетания: «значит», «так сказать», «конечно», «в общем», «видите ли», а также нечленораздельные «м-д-а-а», «э-э» и т.д. Этот словесный сор не замечается оратором, но он заметен для слушателей, портит речь оратора, а иногда приводит к двусмысленностям. Внешний вид оратора должен соответствовать обстановке. Жесты, мимика, поза должны выгодно дополнять речь оратора. В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению. Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер - непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора. Ораторское искусство является фактором воздействия и средством самосовершенствования личности человека, средством повышения уровня общей культуры. Благодаря развитию навыков устного общения человек приобретает множество дополнительных возможностей. Становление науки о красноречии - риторики пришлось на расцвет Древней Греции и Рима. Выдающиеся ораторы античности заложили основы успешного ведения публичного выступления. Оратор, обладающий высокой культурой речи, отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления. Вопросы для самоконтроля: 1. Основы греческой риторики. 2. Ораторы Древней Греции. 3. Ораторы Древнего Рима. Список литературы
а) основная литература (библиотека БГАУ) 1) Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Деловая риторика: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.- 488 с. 2) Колтунова, М.В. Язык и деловое общение: нормы риторики, этикет: учебное пособие / М.В. Колтунова. – М.: Экономика. 2000/-271 c. 3) Кузноцов, И.Н. Современная деловая риторика: учебное пособие / М.: Россбух, 2010. 320 c. 4) Кузнецов, И.Н. Деловое общение: учебное пособие / М.: Дашков и К, 2013/- 528 c. 5) Лосева, О.А. Культура делового общения [Электронный ресурс]: конспект лекций / О.А. Лосева.- М.: Экслибрис, 2006 (диск – СД - ком) 6) Сидоров, П.Н. Деловое общение: [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П.Н. Сидоров.- М.: Инфра, 2013.-384 c. б) дополнительная литература 1) Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина,- 2-е изд.- М.: Инфра. 2009. 295 с. 2) Поваляева, М.А. Психология и этика делового общения / М.А. Поваляева, Р-н-Д: Феникс. 2004.352 с. 3) Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. / Е.Н. Корнилова - М.: УРАО, 1998.-208 с. 4) Сопер П.Л. Основы искусства речи. / П.Л. Сопер - М.: Феникс, 2006. -448 с. 5) Стюарт К. Ораторское искусство. / К. Стюарт, М. Уилкнсон - СПб.: Эврика, 2001.
ЛЕКЦИЯ 2. Речевое общение 1. Речевое (вербальное) общение. 2. Неречевые (невербальные) средства общения.
1. Речевое (вербальное) общение. Чтобы преуспеть в воздействии на людей в деловом общении, менеджеру необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. Известно могущество слова, его власть над людьми, над их судьбами и настроением. Н.С. Гумилев, русский поэт, известный изысканностью языка, писал: «Солнце останавливали словом, словом разрушали города». Словом можно убить и спасти человека. Ученые доказали, что одни сообщения оздоравливают личность, другие оказывают деструктивное воздействие на нее. Например, молитва побуждает резервные возможности человека, а проклятие, скверное слово разрушают личность. О человеке можно судить по языку, которым он выражается, т.е. по его вербальному имиджу. Общение осуществляется, прежде всего, посредством делового языка. Чем совершеннее будет овладение риторикой, искусством ораторского мастерства, тем привлекательнее будет вербальный имидж. Деловым языком называют исторически сложившуюся форму национального языка, обладающую определенным лексическим (словарным) фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитым стилем. Деловому языку присущи особые свойства: 1.- наличие определенных норм, правил употребления, ударения, произношения и т.д., соблюдение которых имеет общеобразовательный характер независимо от профессиональной и территориальной принадлежности менеджера. 2.- стремление к устойчивости, сохранению общекультурного наследия и исторических традиций. 3.- стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных средств, что позволяет достигать эффективного выражения мысли в различных вербальных ситуациях. Но в то же время в деловом общении нельзя использовать сленг и жаргонные выражения. Деловой язык соответствует норме и представляет идеальную модель вербального общения, отвечает общим его принципам. Цель вербального имиджа — поддержать единство функциональных образований, возникающих в процессе делового общения, расположить людей в свою пользу, побудить их к большей душевной щедрости. Вследствие этого такое важное значение для имиджа менеджера имеет развитие способности к красноречию, употреблению нормированной речи. Заслуживает внимания принцип целесообразности, выдвигаемый в качестве основного критерия языковой нормы вербального имиджа. Такой подход к норме представляется весьма убедительным, так как отвечает высшей цели оптимального вербального имиджа менеджера. Широкий доступ в вербальном общении многих иностранных, научных терминов свидетельствует об обогащении современного делового языка. Но любым богатством нужно пользоваться умело. Утрата чувства соразмерности, злоупотребление научной, профессиональной лексикой ведет к непониманию окружающими, проявлению дурного вкуса. Простота и скромность — вот черты истинно культурной речи, составляющей основу вербального имиджа. Важным этапом в формировании речевого имиджа, развитии ораторского искусства является соответствующий отбор того материала, который содействует восхождению личности по ступеням вербального развития. Менеджеру необходимо создавать ситуации в деловом общении, способствующие свободным высказываниям, дискуссиям, диспутам, которые обусловливают коллективное мышление, поиск истины, разрешение проблемы методом обсуждения ее разнообразных аспектов, выработку общего мнения. Немаловажное значение в речевом имидже имеет выбор модальности (т.е. отношения к тому, что говорится, а также отношения к самому говорящему, к содержанию высказывания). Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и т.д. Она выражается специальными формами наклонений, интонаций, модальными словами (например, «возможно», «необходимо», «должен»). С помощью этих слов указывается способ понимания высказываний. В деловом общении широкое распространение получила стандартная, жесткая, декларативная модальность. Следующим этапом в формировании вербального имиджа можно назвать стремление избегать в речи тавтологических сочетаний, например, таких: «моя автобиография», «апрель месяц», «мемориальный памятник», «мемориал памяти», «сегодняшний день», «первый пионер», «смелый риск», «броский эффект», «маршрут движения» и т.д. В этих сочетаниях определение и зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном слове. Только недосмотром можно объяснить появление в печати таких, например, тавтологических сочетаний: «главная суть», «преднамеренная провокация», «сильнейшие асы» и т.п. Незаурядные, мудрые, духовно богатые личности владеют волшебной властью речевого общения. Их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса проникают в души людей, управляют эмоциями, возбуждают добрые чувства. Сила их речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Оратором можно и не быть, но менеджер обязательно должен иметь привлекательный вербальный имидж в деловом общении. Важно постоянно следить, чтобы разговор с собеседником был содержательным. Вместе с тем не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого, говорили в древности, напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном. Любое проявление деловой активности связано с речью. Умение выражать свои мысли и идеи является столь же необходимым, как и способность их иметь. Впечатление, которое производит человек, зависит главным образом от его умения говорить. Доходчивая, убедительная, проникновенная и яркая речь – один из компонентов успеха личности. Искусство свободного разговора – прежде всего результат большого и кропотливого труда, а также хорошего знания закономерностей живой речи. Познакомимся с наиболее существенными особенностями языка и стиля устного общения и основами языковой культуры. Речевой аппарат человека состоит из четырех важнейших частей: органов дыхания, гортани с голосовыми связками, резонаторных полостей и органов артикуляции. Звучащая речь возникает в результате одновременной работы всех этих органов. Ими же обеспечиваются та или иная сила звука, тембр голоса, ритм и темп речи, все разнообразие интонаций. Правильное дыхание – основа красивого звучного голоса. Вдох во время речи должен быть коротким и энергичным. Начинать речь рекомендуется после вдоха и начальной фазы выдоха, выдыхать воздух до конца не следует. Голос – важнейший элемент речи. Каждый голос характеризуется определенным диапазоном, то есть свойственной ему совокупности музыкальных тонов, громкостью, благозвучностью (отсутствием в нем звуковых помех). Кроме голоса речь также определяется дикцией, интонацией, темпом и ритмом. Под дикцией понимают отчетливое произношение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Ясная дикция избавляет слушателя от необходимого напряжения, позволяет сосредоточиться на содержании речи. Темп следует подбирать с таким расчетом, чтобы восприятие информации партнером не отставало от сообщения. Ритм речи заключается в чередовании отрезков речи, а также в чередовании звучащей речи и пауз. Используются паузы грамматические (средство грамматического упорядочивания текста), логические (членение потока слов в смысловые куски), физиологические (необходимость вдыхать воздух) и психологические (эмоциональная интерпретация текста). Интонация превращает цепочку слов в предложение, вычленяет высказывание на осмысленные куски, передает эмоции говорящего. Под культурой речи в деловом общении понимается такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на партнеров в конкретной обстановке в соответствии с поставленной задачей. Речь должна обладать следующими качествами: правильностью, богатством языка, краткостью, ясностью и точностью, уместностью, эмоциональностью. Правильность речи определяется ее соответствием общепринятым языковым нормам в грамматике, словоупотреблении и произношении. Отметим наиболее типичные ошибки: в области грамматики: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе существительное с количественным значением («большинство голосовало» – не голосовали); сочетания с числительными (трое ребят, но три девочки); словосочетания при предлогах (Благодаря ему - не благодаря его, исходить из этой проблемы, а не исходить от этой проблемы, свойственно им, а не свойственно для них); В области словоупотребления: смешение паронимов - слов, схожих по звучанию, но имеющих разное значение (всем нам надо учиться хозяйничать, надо «учиться хозяйствовать»); неправильное использование одного из синонимов – слов, близких по значению (Объем работы значительно возрос – надо увеличился); использование слова в несвойственном ему значении («это был очень опытный, доскональный инженер» – «доскональный», т.е. «тщательный» с названием лиц не сочетается); тавтология, т.е. ненужное повторение сказанного («Рабочие вновь возобновили работу»); «раздвоение» глаголов («производить торговлю» – надо «торговать»); смешение двух оборотов речи, близких по смыслу («противники разрядки нагнетают международное положение – сравните «нагнетать напряженность», «ухудшать международное положение»); искажение устойчивых оборотов – фразеологизмов («Он выполняет роль» – надо «Он играет роль»); В области произношения: неправильное произношение звуков и их сочетаний («сессия», а не «сэссия», «рейс», а не «рэйс»); неправильное ударение (гражданство, а не гражданство, намерение, а не намерение, эксперт, а не эксперт). Важно не затвердить то или иное правило, а быть внимательным к своей и чужой речи, анализировать ошибки, знать в каком словаре или учебники можно навести справку. Одним из самых ярких показателей речевой культуры человека является богатство его лексикона – словарный и фразеологический запас. Одно из положительных качеств речи – ее краткость, то есть умение освободить речь от всего лишнего. Ясность – это доступность сказанного для слушателя, точность – соответствие речи замыслу говорящего. Эмоциональность – оптимальное соотношение логико-аналитических и эмоционально-эстетических средств во время устной речи. Экспрессивность речи достигается с помощью фигур – приемов стилистического синтаксиса: повтора (повторение слова или словосочетания с целью привлечения внимания слушателей), градации (расположение слов в порядке возрастания их смысловой значимости), инверсии (намеренного нарушения обычного порядка слов в предложении), антитезы (соединение противоположных понятий), риторического вопроса (утверждение или отрицание, обличенное в форму вопроса).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.013 с.) |