Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление особенностей чтения устной речи и зрительных функций у детей с нарушениями
Анализируя ошибки чтения детей с дислексией мы обнаружили, что между отдельными их видами существует некоторая взаимосвязь. В чтении одних детей сочетались смешения букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам, ошибки ударения, аграмматизмы, угадывающее чтение окончаний слов. Другие дети допускали персеверации, антиципации, реверсии букв, пропуски слов и потерю строк. Приведем примеры чтения некоторых учащихся.
Примечание: для обозначения ударения и мягкости согласного звука здесь и далее используется апостроф. В чтении Оли Г. отмечены такие ошибки, как угадывающее чтение окончаний, смешение букв, обозначающих гласные звуки (и — е, у — о, я — ё, а — о), смешения букв, обозначающие согласные звуки (б — д, т — д).
В чтении Саши Я. преобладают следующие виды ошибок: антиципация, оптическая ошибка (ё — е), пропуск строки, персеверация. В чтении Юли П. наблюдались антиципации, угадывающее чтение окончаний, замена слова на основе оптического сходства, оптические ошибки (и — у). Из примеров видно, что для чтения каждого ребенка. характерно особое сочетание разных видов ошибок. У одних преобладали ошибки в окончаниях, в постановке ударения, смешение букв, обозначающих гласные и согласные звуки, аграмматизмы и нарушение норм орфоэпии при чтении. Возникновение этих ошибок традиционно связывается с устноречевыми нарушениями. У других детей имели место оптические ошибки, реверсии букв и слогов, ошибки в интонационном обозначении границ предложений, антиципации, персеверации, пропуски и повторы строк. Причиной этих ошибок с большой вероятностью может являться несформированность зрительных (глазодвигательных и гностических) функций. Необходимо отметить, что некоторые виды ошибок, имеющие полифакторную природу возникновения (замены слов на основе смыслового сходства, пропуски и добавления букв, слов), допускались всеми учащимися с одинаковой частотой. Основываясь на предположении о том, что некоторые виды ошибок чтения могут иметь сходный механизм возникновения, мы выделили две группы ошибок. Отдельно были суммированы ошибки, связанные с речевыми процессами, и отдельно ошибки, обусловленные несформированностью зрительных процессов. В первом случае суммировались смешения букв, обозначающих акустико-артикуляционно близкие согласные и гласные звуки, смешения букв, обозначающих твердые и мягкие согласные, ошибки ударения, нарушение норм орфоэпии, аграмматизмы, ошибки в прочтении окончаний. Во втором случае были суммированы замены слов на основе зрительного сходства, реверсии букв и слогов, персеверации, антиципации, оптические ошибки, ошибки интонационного обозначения границ предложения, пропуски и повторы строк, перестановки слов.
В результате для каждого ребенка были определены: § процент речевых ошибок чтения; § процент зрительных ошибок чтения. При помощи корреляционного анализа Пирсона между количеством речевых и зрительных ошибок была обнаружена отрицательная корреляция (г = -0,554; р < 0,001), что свидетельствует о том, что существуют различные типы нарушений чтения, сопровождающиеся особыми видами ошибок — речевых или зрительных. Дальнейший корреляционный анализ показал, что существует закономерная связь между уровнем сформированное™ устной речи и зрительных функций и особыми видами ошибок чтения (таблица 20). Таблица 20. Взаимосвязь показателей сформированности устной речи, зрительных функций и особых видов ошибок чтения
Данные таблицы 20 указывают на взаимосвязь между уровнем сформированности устной речи и количеством речевых ошибок чтения (г = 0,280; р = 0,036), а также между уровнем сформированности зрительных функций и количеством зрительных ошибок чтения (г = 0,272; р = 0,043). Сравнение показателей сформированности устной речи и зрительных функций с другими характеристиками чтения (скорость чтения и понимание прочитанного) выявило также наличие корреляций между: § показателем сформированности устной речи и ошибками понимания (г = 0,417, р = 0,001). Иначе говоря, для учащихся с нарушениями устной речи (высоким речевым показателем) характерны нарушения смысловой стороны чтения;
§ показателем сформированности зрительных функций и скоростью чтения (г = -0,276, р = 0,04). Наличие отрицательной корреляции указывает на то, что детям с нарушением зрительных функций (высоким зрительным показателем) свойственен низкий темп чтения. Таким образом, в результате изучения навыков чтения, устной речи и зрительных функций у учащихся начальных классов общеобразовательной школы установлена взаимосвязь между особыми типами нарушений чтения и несформированностью определенных психических функций (речевых и зрительных). Было установлено так-оке, что дислексия может возникать не только в результате речевых нарушений. Она может быть обусловлена особенностями формирования зрительных функций. Выявлено, что нарушения речевых операций, составляющих базу для овладения чтением (звукопроизноше-ние, звуковое восприятие, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматические операции и др.), сопровождаются следующими видами дислексических ошибок: смешения букв, обозначающих акустико-артикуляционно близкие согласные и гласные звуки, смешения букв, обозначающих твердые и мягкие согласные, ошибки ударения, нарушение норм орфоэпии, аграмматизмы, ошибки в прочтении окончаний. Помимо этого, нарушения устной речи затрудняют понимание прочитанного. Нарушения зрительных функций приводят к возникновению следующих ошибок чтения: замены слов на основе зрительного сходства, реверсии букв и слогов, персеверации, антиципации, оптические ошибки, ошибки интонационного обозначения границ предложения, пропуски и повторы строк, перестановки слов. Несформированность зрительных функций проявляется также в крайне замедленном темпе чтения. Изученные нами зрительные функции условно были разделены на гностические и моторные. О несформирован-ности зрительных гностических механизмов у школьников свидетельствовали нарушения зрительного узнавания, проявляющиеся в замедленном темпе воспроизведения стимулов, в сужении объема воспроизведенных стимулов, в нарушении последовательности при воспроизведении стимулов, в оптических ошибках узнавания, в вербально-перцептивных заменах названий предметных стимулов. О нарушении зрительных моторных функций учеников свидетельствовали ошибки прослеживания движущихся стимулов, проявляющиеся в невозможности опознать такой стимул, воспроизведение стимулов в реверсивном направлении, свидетельствующее о несформированности лево-правого направления зрительного внимания, низкие показатели зрительной работоспособности. На основе полученных данных среди учащихся с дислексией были выделены дети, для которых наибольшие трудности представляли именно гностические операции, дети с нарушением моторных функций зрения, а также школьники с сочетанными нарушениями и гностических и зрительных механизмов чтения. Зрительные гностические нарушения приводят к возникновению смешений оптически сходных букв. Качественный анализ этого вида ошибок показал, что среди смешений оптически сходных букв самыми распространенными оказались смешения е — ё, и — и, б — р, то есть букв, отличающихся только надстрочными или подстрочными элементами, что свидетельствует о фрагментарности зрительного восприятия учащихся с дислексией, недостаточно развитым вниманием ко всем элементам буквы. Похожий механизм, на наш взгляд, может лежать в основе замен слов по зрительному сходству. Выхватив в слове несколько букв (как правило, это бывают первые буквы слова), ребенок строит на них догадку обо всем слове. Моторный компонент зрения обеспечивает все виды движений глаз во время чтения: точные прослеживающие, антиципирующие (готовящие зону прогноза) и регрессивные (уточняющие). Нарушение движений глаз при чтении приводит к реверсиям букв и слогов, антици-пациям и персеверациям. Пропуски и повторы строк при чтении также, на наш взгляд, могут быть результатом нарушения точных прослеживающих движений глаз.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.004 с.) |