Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартизированная оценка навыка чтения: норма и нарушение
Данные о состоянии технической и смысловойторон чтения у младших школьников легли в основу процедуры стандартизированной оценки навыка чтения, необходимой для определения критериев диагностики дислексии. Для решения этой задачи была проведена процедура стандартизации каждого полученного в исследовании параметра, которая предполагает перевод абсолютного значения в относительное, стандартизированное и заключается в проведении ряда последовательных вычислений. Для каждого обследованного ребенка были получены индивидуальные значения, отражающие его среднюю скорость чтения, среднее количество ошибок, допущенных им при чтении 100 слов, и процент неверных ответов на вопросы по содержанию всех прочитанных текстов. Затем были найдены средние значения (т) аналогичных показателей и их стандартные отклонения (0) в каждой возрастной группе обследованных детей, то есть выявлена средняя скорость чтения всех текстов, среднее количество ошибок чтения и понимания отдельно для первоклассников, отдельно для второклассников, третьеклассников и четвероклассников. На следующем этапе от индивидуального значения скорости, правильности чтения и понимания каждого ребенка вычиталось значение среднего по возрастной группе т и разность делилась на стандартное отклонение этого параметра по группе ст: Полученные значения, выраженные теперь уже в стандартных отклонениях, отражали степень отклонения индивидуальных значений ребенка от средних значений в популяции ровесников (т). О нарушении параметра свидетельствовало значение, выраженное в стандартных отклонениях, превышающее среднее по группе ровесников значение на 1,3а и более [44, 161]. Сравнение индивидуального значения каждого ребенка по всем анализируемым параметрам со средним значением этого параметра в популяции ровесников позволило выделить детей с нарушением скорости, правильности и понимания прочитанного. Если полученное стандартизированное значение скорости чтения было больше -1,3о (минус 1,3 сигмы), то чтение ребенка по данному показателю соответствовало норме. Соответственно, нарушенным этот показатель считался при индивидуальном значении скорости чтения меньше -1,3с. Поскольку другие показатели чтения (правильность и понимание) имели обратную направленность (большее значение показателя свидетельствовало о худшей сформированности этих параметров чтения), то на их нарушение указывали индивидуальные значения больше 1,3о. Нормативные данные скорости, правильности чтения и понимания прочитанного, характерные для обследованных учащихся, а также данные, свидетельствующие о нарушении этих параметров и являющиеся диагностическими критериями дислексии, приведены в таблице 6.
Таблица 6. Критерии сформированности параметров навыка чтения у учащихся первых — четвертых классов общеобразовательной школы
Для того чтобы определить уровень сформированное™ технической или смысловой стороны чтения ребенка, необходимо сопоставить его индивидуальные значения скорости, правильности и понимания, полученные в ходе обследования, с соответствующими его возрасту (классу) данными, приведенными в таблице. О нарушении будет свидетельствовать значение, попавшее в диапазон от 1,3а и более. Причем, если значение находится в диапазоне от 20 и более, то это является показателем грубого нарушения параметра. На основании представленных выше критериев из всей популяции обследованных школьников были выделены учащиеся, значения скорости, правильности чтения и понимания прочитанного которых не соответствовали нормативным значениям, то есть свидетельствовали о нарушении данного параметра чтения. В таблице 7 приведены данные о количестве школьников каждой возрастной группы, у которых выявлены нарушения скорости, правильности чтения и понимания прочитанного. Здесь же содержатся данные о выраженности этого нарушения (приводится количество детей, показатели которых отличались от среднепопуляционных значений в худшую сторону на 1,3 и на 2 стандартных отклонения).
Таблица 7. Количество учащихся начальных классов, имевших нарушения скорости, правильности чтения и понимания прочитанного различной степени выраженности
Нарушения скорости чтения были присущи 16% детей, правильности — 17,5%; 17% учащихся начальной школы имели нарушение смысловой стороны чтения. Сформированность навыка чтения у большинства этих учеников была хуже, чем в среднем по популяции ровесников на 1,30. Отклонения значений от средних на 2а по показателю сформированности правильности чтения выявлено у 4,5% учеников начальной школы, по сформированности смысловой стороны — у 5% школьников. Далее было проанализировано, как проявляются нарушения технической и смысловой сторон чтения — изолированно или в сочетании друг с другом. Оказалось, что нарушение только технической стороны чтения отмечено у 20,5% учащихся, а нарушение только смысловой стороны — у 11% школьников. Одновременное нарушение технической и смысловой сторон чтения встречалось у 6,5% детей. Таким образом, результаты нашего эксперимента еще раз подтвердили имеющиеся в литературе данные об относительной независимости нарушений технической и смысловой сторон чтения. Итак, мы получили значения средней скорости, среднего количества ошибок технической и смысловой сторон чтения в популяции учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Эти данные легли в основу вычисления возрастных критериев оценки скорости, правильности чтения и понимания прочитанного. Однако для решения других задач исследования нам было необходимо определить общий уровень сформированности навыка чтения каждого школьника по совокупности технических и смысловых показателей и на этом основании выделить детей с дислексией. Поэтому нам потребовалось вычислить обобщенный показатель, отражающий сформирован-ность навыка чтения по совокупности всех проанализированных в процессе исследования параметров. Для этого вначале суммировались стандартизированные значения скорости чтения, правильности чтения и понимания прочитанного, в результате чего был получен предварительный («сырой») показатель сформированности навыка чтения для каждого ребенка. Эти показатели еще раз стандартизировались, вычислялось среднее значение показателя сформированности навыка чтения в обследованной популяции детей и его стандартное отклонение. Для каждого ученика находилось отношение его индивидуального показателя сформированности навыка чтения к стандартному отклонению (а) показателя в популяции учащихся той же возрастной группы. Если суммарное значение показателя сформированности навыка чтения ребенка было меньше чем -2а (минус две сигмы), то это свидетельствовало о нормальном уровне сформированности навыка и ребенок включался нами в контрольную группу. Если суммарное значение превышало +2о (плюс две сигмы), то это указывало на низкий уровень овладения чтением и такой ребенок входил в состав экспериментальной группы — группы учащихся с нарушением чтения [44, 161]. В контрольную группу вошло 43 учащихся первых — четвертых классов без нарушений чтения. Экспериментальную группу составили 57 детей того же возраста, имеющие нарушение чтения.
Таким образом, по данным нашего исследования 24% младших школьников испытывают трудности в овладении навыком чтения различной степени выраженности. Распределение учащихся контрольной и экспериментальной групп по классам представлено в таблице 8. Таблица 8. Количество учащихся, отобранных в контрольную и экспериментальную группы
Все учащиеся, вошедшие в контрольную и экспериментальную группы, согласно медицинской документации обладали сохранным интеллектом и сохранным физическим слухом. При поступлении в школу все дети имели заключение специалистов о нормальном нервно-психическом, физическом и речевом развитии. Исключение составили четверо детей контрольной группы и десять учащихся экспериментальной группы, имеющие в медицинской карте заключение логопеда: «дислалия». Семеро школьников экспериментальной группы, хотя и не имели нарушений устной речи на момент поступления в первый класс, прошли специальное обучение в логопедических группах детских садов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Для всех учащихся русский язык был родным. Острота зрения большинства обследованных детей соответствовала норме. У двух учащихся контрольной группы и трех экспериментальной отмечено снижение остроты зрения (миопия), которое было скорректировано с помощью очков. Нарушений бинокулярного слияния, сужения полей зрения, недостатков цветовосприятия или других офтальмологических нарушений, выявляемых в ходе традиционного обследования, по данным медицинской документации у детей не было.
По группам здоровья все дети распредилились следующим образом. В контрольной группе к I группе здоровья отнесены 38% детей, ко II — 59%, и III группу составили 3% школьников. В экспериментальной группе в I группу вошли 33% школьников, во II группу — 57% и в III группу — 10% детей. Дисперсионный анализ не обнаружил достоверных различий в распределении по группам здоровья детей контрольной и экспериментальной групп. В обеих группах количество учеников, отнесенных к I, II и III группам здоровья, было одинаковым. Медицинские показания, по которым дети распределялись по группам здоровья: нарушения осанки (сколиоз) и хронические соматические заболевания (астма, тонзиллит, пиелонефрит). Все дети по состоянию здоровья и психического развития могли обучаться по программе общеобразовательной школы. Изучение анамнестических данных учащихся обеих групп выявило у некоторых из них особенности протекания пренатального, натального и постнатального периодов развития. Случаи отягощенного протекания беременности (токсикозы, угроза прерывания беременности и угроза преждевременных родов, соматические заболевания матери во время беременности, преждевременные роды) одинаково часто встречались у матерей учащихся обеих групп. В основном дети таких матерей в постнатальном периоде имели диагноз «перинатальная энцефалопатия» и на первом году жизни находились под наблюдением невропатолога. По количеству нарушений нервно-психического развития в возрасте до одного года различий между группами также не обнаружено, они встречались с одинаковой частотой. Различия между группами отмечены по частоте соматических заболеваний, перенесенных на первом году жизни (ОРЗ, пневмонии, детские инфекции, грипп), которые встречались в экспериментальной группе достоверно чаще (р = 0,009). Как правило, в анамнезе детей имелось сочетание нескольких вредоносных факторов. Наличие в анамнезе трех и более вредоносных факторов чаще отмечалось у детей с дислексией (53%), чем у школьников с нормальным чтением (34%) (р = 0,048). Данные о раннем развитии детей обеих групп свидетельствуют о том, что формирование их речевых и моторных навыков в основном соответствовало возрастной норме. Распределение учащихся по классам в обеих группах было равномерным, количество мальчиков и девочек — одинаковым. Средний возраст школьников контрольной и экспериментальной групп оказался практически одинаковым (9 лет 4 месяца в контрольной и 9 лет 3 месяца в экспериментальной группе), что подтверждено данными дисперсионного анализа. На этом основании дальнейшее сравнение результатов обследования учащихся с нарушением чтения и без такового велось не по средним значениям в каждой возрастной подгруппе (классе), а в целом по средним результатам всей группы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.011 с.) |