Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качественная характеристика чтения учащихся с дислексией
Поскольку в основу выделения контрольной и экспериментальной были положены количественные различия в сформированности навыка чтения (средняя скорость чтения, среднее количество ошибок чтения и среднее количество неверных ответов по содержанию прочитанного), рассмотрим подробнее качественные особенности чтения учащихся. Данные об овладении навыком чтения, полученные в ходе сравнения способов чтения школьников обеих групп, представлены в таблице 9.
Таблица 9. Количество учащихся контрольной и экспериментальной групп, овладевших различными навыками чтения (в%)
В контрольной и экспериментальной группах количество детей, находящихся на первой ступени чтения, было примерно одинаковым: 2% в контрольной группе и 3% в экспериментальной. Учащихся, овладевших способом чтения, соответствующим второй ступени, в экспериментальной группе было 72%, а в контрольной — 16%. Количество детей, навыки чтения которых соответствовали третьей ступени, в контрольной и экспериментальной группах практически равно (30% и 23%). На четвертой ступени находилось 52% детей контрольной группы и только 2% учеников экспериментальной группы. Большинство детей без нарушений чтения освоили синтетический способ чтения, большая часть детей с нарушениями чтения на момент обследования находились только на второй ступени, то есть читали по слогам. Сравнение этих данных при помощи ха-критерия обнаружило достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами по количеству учащихся, находящихся на второй (р < 0,001) и четвертой (р < 0,001) ступенях овладения навыком чтения. Можно говорить о том, что дети экспериментальной группы овладевают способами чтения гораздо медленнее, чем школьники, вошедшие в контрольную группу. Анализ правильности чтения учащихся обеих групп обнаружил, что чтение детей с дислексией отличается от чтения детей контрольной группы по процентному соотношению некоторых видов ошибок (таблица 10). Таблица 10. Распределение ошибок чтения учащихся контрольной и экспериментальной групп (в %)
В чтении детей с дислексией достоверно больший процент ошибок приходится на смешения оптически сходных букв (р = 0,012), смешения букв, обозначающих сходные по акустко-артикуляционным признакам гласные (р = 0,001) и согласные звуки (р < 0,001), пропуски слогов (р = 0,029), аграмматизмы (р < 0,024), а также пропуски и повторы строк (р = 0,050). По остальным видам ошибок значимых различий между группами обнаружено не было. Они составили одинаковой процент от общего количества ошибок в чтении детей и контрольной, и экспериментальной группы. Виды ошибок, преобладающие в чтении детей с дислексией, указывают на наиболее сложные для усвоения этими детьми операции: выделение смыслоразличительных признаков фонем, артикулем, букв; выделение четких звуко-буквенных отношений, установление лексико-грам-матических отношений между отдельными словами и зрительное прослеживание строк текста при чтении. В совокупности с темповыми характеристиками продвижения по ступеням чтения эти данные легко объяснимы: учащиеся экспериментальной группы, находясь на более низкой ступени по сравнению с ровесниками контрольной группы, испытывают технические трудности, характерные именно для этого этапа автоматизации навыка чтения.
Далее мы сравнили количество повторов слогов, слов и предложений у школьников контрольной и экспериментальной групп. Оказалось, дети с нарушениями чтения допускают значительно меньше повторов, чем учащиеся без нарушений чтения (р = 0,012). Анализируя природу повторов в обеих группах детей, мы обнаружили и качественные различия между ними. Учащиеся, не имеющие нарушений чтения, допускали повторы в том случае, если сами замечали ошибку и сами исправляли ее, а также в случае, когда необходимо было объединить в целое прочитанное по слогам слово. Таким образом, повторы у этих детей выполняли корригирующую и уточняющую функции. В чтении детей с дислексией повторы отражали трудности, которые они испытывают в установлении смыслоразличи-тельных признаков букв, фонем, в соотнесении их со звуками в слогослиянии. Такие колебания часто заканчивались принятием неверного решения. Дети замечали и исправляли свои ошибки крайне редко. Эти данные согласуются с данными других авторов [22, 49, 62] и еще раз подтверждают правильность выбранного нами подхода к анализу повторов, трактующего их как необходимое условие автоматизации любого навыка. Таким образом, дислексия характеризуется не только низкой скоростью чтения, большим количеством технических и смысловых ошибок, но и замедленным темпом продвижения по ступеням овладения навыком чтения, что проявляется в частом возникновении некоторых видов ошибок: смешений оптически сходных букв, смешений букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропусков слогов, аграмматизмов, а также пропусков и повторов строк. Различия в преобладающих видах ошибок чтения объясняются тем, что, находясь на более низкой ступени, дети с нарушением чтения испытывают трудности, характерные именно для этого этапа, тогда как их сверстники в норме их уже преодолели. На втором этапе нашего исследования проводилось подробное логопедическое обследование всех компонентов устной речи у детей контрольной и экспериментальной групп. Задачи этого этапа — получение данных о сформированное™ всех сторон устной речи у школьников контрольной и экспериментальной групп, а также сравнительный анализ этих показателей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.005 с.) |