Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь основных философских терминов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, обозначающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания. Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность, не может иметь достоверное знание о них. Аксиология – учение о ценностях. Аналитическая философия – направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка (который считается единственным способом постановки философских проблем), отрицающее способность философии отражать объективный мир. Антиномии – противоречащие друг другу суждения. Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычников. Апория (гр. aporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство чего-либо. Богочеловечество – категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами. Верификация (лат. verus – истинный, facere – делать) – установление достоверности высказываний опытным путем. Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя. Волюнтаризм – направление, признающее волю первоосновой бытия. Воля – способность к реализации усилий, деятельности, направлению на достижение цели, это также способность к достижению цели, реализованная в деятельности. Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире. Врожденные идеи – понятие теории познания. Обозначает идеи, изначально присущие человеческому мышлению, и не зависящие от опыта (исходные мировоззренческие принципы, нравственные ценности, аксиомы логики и математики). Всеединство – категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного. Географическая среда – среда, включающая как естественную среду обитания, так и искусственную, т.е. «вторую природу», как результат преобразования естественной среды в процессе человеческой деятельности. Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов. Гилозоизм – философское учение о всеобщей одушевленности материи, т.е. утверждение наличия души у любой вещи. Гносеология – философская теория познания. В западной философии в таком же смысле используется понятие эпистемология. Гуманизм – 1)движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности; 2) система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Дедукция - логический вывод от общего к частному; выведение новых мыслей чисто логическим путем. Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Движение – способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменения вообще» (Ф.Энгельс). Диалектика – учение о развитии, учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания. Диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах. Дуалисты – философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное. Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. Естественное право – понятие политической и правовой мысли. Означает совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независящих от социальных условий. Закон – устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, предметов, явлений. Западники – сторонники западного пути развития в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру. Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное, идеальное. Идеализм объективный – форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Идеализм субъективный – направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта. Идеальное – субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из ее моментов. Имманентное – то, что внутренне присуще данной вещи, явлению, процессу. Императив – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку. Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей. Индукция – логический вывод от частного к общему. Интенция (лат.intentio – стремление) – направленность сознания на какой-то предмет. Интерес – избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем. Иррационализм – направление в философии, которое ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности; пессимистическая оценка познавательных и деятельностно-преобразовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса. Истина (объективная истина) – адекватное отражение объекта познающим субъектом, содержание которого не зависит от познающего субъекта. Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей. Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения. Категория – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности. Концепция – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения. Космизм – направление в русской философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Космос – в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию. Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса) и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая. Древнего Востока). Креационизм – учение о сотворении мира богом из ничего. Критицизм – подход в теории познания, который выявляет основания различных феноменов знания, анализирует условия их возможности и подтверждает или, напротив, отвергает их претензии на роль знания. Личность – 1. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 2. Индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества. Марксизм – мировоззрение, заключающееся в диалектико- материалистическом подходе к миру, признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений. Материализм – философское направление, признающее материю в качестве первичного и независимого от сознания начала бытия мира, а сознание – в качестве вторичного, производного. Материя – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин). Мессианизм – черта русской философии, показывающая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств контроля над нею и управления процессами социальной жизни. Метафизика – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще; противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей. Метод – способ и средство познания и практического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Методология – способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Мифология – форма мировоззрения, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях развития общества. Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция духовная или материальная. Натурфилософия – философское учение о природе. Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира. Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена. Ноосфера – сфера разума; целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего. Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и ее результатами, информацией и опытом. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Объект – предмет направленности человеческой деятельности; то, на что направлена деятельность. Онтологизм – позиция в теории познания, согласно которой философы сначала предполагают некоторую картину реальности, а потом объясняют, почему эту реальность может познать человек. Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям. Относительная истина – неполнота знаний, их незавершенность; знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки. Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел. Пантеизм – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II –VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Перцепция (лат. percipere - воспринимать) – чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств. Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Познание – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. Потребность – нужда в чем-либо, социально обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека. Практика – сторона предметной деятельности, характеризующийся изменением и преобразованием природы и общества. Принцип – основоположение знаний, науки. Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества. Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением, богом. Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных явлений, ведущее к возникновению нового качественного состояния. Рассудок – уровень мыслительной деятельности, основной функцией которого является мыслительное упорядочение, систематизация явлений, материала чувственности. Рационализм – 1. Н аправление в теории познания, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. 2. Идейно-теоретическое течение, возвеличение человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Римский клуб – международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху НТР; поощряет проекты и публикует доклады по глобальным проблемам. Русская идея – национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи. Самоорганизация (саморегулирование) – способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления. Свобода - способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов. Сенсуализм – направление в теории познания утверждающее, что единственной основой познания являются ощущения. Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии. Скептицизм – философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины; позиция в теории познания, предлагающая начинать познание с радикального сомнения. Славянофилы – сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям. Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке. Соборность –1) объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества; 2)внутренняя духовная связь между людьми, лежащая в основе подлинно человеческого общения; она священна, ибо определена Богом. Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоорганизованной материи – мозга. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Социальная адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой, сочетающее приспособление к условиям существования с видоизменением среды. Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий. Социальный институт – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм. Субстанция (от лат substantia– то, что лежит в основе) - то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью. Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение. Телеология -религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Теория – система идей, взглядов, направленных на познание, объяснение явлений, процессов объективного мира. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний. Триада – метод философского конструирования, включающий три элемента. Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей. Фатализм – признание предопределенности мирового процесса, жизни, действий человека роком, судьбой. Феномен (явление) – основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде. Феноменология – философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики. Философия – 1.Развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы. 2.Наука об универсальных законах и принципах бытия. 3. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природу, общества и мышления. Хаос – в мировоззрении древних греков неорганизованное состояние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его организованных частей. Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности. Цивилизация – 1. Синоним культуры. 2. Ступень общественного развития, следующая за варварством. 3. Замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности. Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Экзистенциализм – философия существования, которое, в отличие от сущности, познается не разумом, а чем-то внерациональным. Эклектика – произвольное соединение в единое целое разнородных фактов, принципов и противоположностей. Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Эпикуреизм – учения, исходившие из идей древнегреческого философа Эпикура, основавшего в 306 г. до н.э. собственную философскую школу «Сад» в Афинах. Эпикур связывал цель жизни с понятием счастья, как отсутствия страдания и безмятежностью духа. Эпистемология – теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими формами познания. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. Банк тестовых заданий Предмет и специфика философии. 1.Какой из перечисленных вопросов не является философским? А) Конечен или бесконечен мир? Б) Какова природа человеческого разума? В) Что явилось причиной «великой депрессии» 30-х годов ХХ века? Г) Что такое человек? 2. Какой из перечисленных вопросов является философским? А) Каковы пути предотвращения ядерной войны? Б) Что есть истина? В) Возможны ли небелковые формы жизни? Г) Расширяется ли Вселенная? 3. Какой из перечисленных вопросов является философским? А) что такое свобода? Б) Как решить продовольственную проблему человечества? В) Возможно ли создать вечный двигатель? Г) Когда на Земле появились первые люди? 4. Какое из перечисленных утверждений является философским? А) количество энергии в мире не уменьшается и не увеличивается, а остаётся неизменным. Б) все тела состоят из атомов. В) сущность человека состоит в его свободе. Г) причиной «Великой депрессии» в США явилось перепроизводство. 5. Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом…
А) этики; Б) культуры; В) мировоззрения; Г) философии. 6. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом… А) кибернетики; Б) искусства; В) философии; Г) истории. 7. Философия появилась как критическое преодоление… а) обыденного сознания б) магии в) анимизма г) мифа. 8. Философия представляет собой… А) сложившуюся картину мира, принятую специалистами Б) набор разнообразных явлений, обслуживающих повседневную жизнь людей В) мировоззрение, основу которого составляют фантазии. легенды, вымыслы. Г) систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. 9.Выберите понятие, боле всего раскрывающее содержание понятия «философия»… А) культура; Б) религия; В) мировоззрение; Г) наука. 10. Рационально оформленная система взглядов человека на мир есть… а) мифология; б) искусство; в) религия; г) философия. 11.Философия возникла в период А) I-II вв. н.э. Б)III-IV вв. до н.э. В) VII-VI вв. до н.э. Г) II-I вв. до н.э. Типы философии 1.Для какой из философских позиций типично утверждение «Окружающий нас мир не существует объективно, он есть комплекс наших ощущений»? А) Субъективный идеализм. Б) Объективный идеаализм. В) Дуализм. Г) Материализм. 2.Для какой философской позиции характерно признание равнозначности двух первоначал: материи и сознания? А) Солипсизма. Б) Объективного идеализма. В) Дуализма. Г) Агностицизма. 3. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них: А) Агностицизм. Б) Материализм. В) Идеализм. Г) Рационализм. 4. Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира: А) Агностицизм. Б) Материализм. В) Идеализм. Г) Рационализм. 5. Философское направление, утверждающее первичность идеального (духовного) и вторичность материального (телесного) начал: А) Материализм. Б) Идеализм В) Дуализм. Г) Агностицизм. 6.Учение, признающее наличие в мире двух противоположных начал, составляющих основу бытия: А) Материализм. Б) Идеализм В) Дуализм. Г) Агностицизм. 7. Философское направление, утверждающее первичность объективного, внешнего мира и вторичность идеального: А) Материализм. Б) Идеализм В) Дуализм. Г) Агностицизм. 8. Учение, считающее основой всего сущего какое-либо одно – единственное начало. А) дуализм Б) монизм В) плюрализм Г) нигилизм 9.Как мышление не зависит от бытия, так и бытие не зависит от мышления, утверждает… А) пантеизм; Б) материализм; В) дуализм; Г) идеализм. 10. В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, - заявляют… А) идеалисты; Б) монисты; В) теологи; Г) материалисты. 11. Выберите понятие, противоположное понятию «материализм» А) рационализм; Б) сенсуализм; В) атеизм; Г) идеализм. Мировоззрение 1.Тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. А) философия Б) религия В) мифология. 2.Тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство Бога. А) антропоцентризм Б) космоцентризм В) теоцентризм 3. Тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека А) антропоцентризм Б) космоцентризм В) теоцентризм 4.Тип философского мировоззрения,в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество, всесильность, бесконечность Космоса А) антропоцентризм Б) космоцентризм В) теоцентризм 5. Готовые, неподвластные времени ответы на мировоззренческие вопросы характерны для _____________ картины мира А) обыденной Б) научной В) религиозной Г) философской. 6. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимание, называется… А) мировоззрением; Б) миросозерцанием; В) мироощущением Методы философии 1.Метод познания, основанный на представлении мира как процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. А) диалектика Б) метафизика В) эклектика Г) софистика 2. Метод познания, сходящий из понимания мира как совокупности вечных и неизменных сущностей и отрицающий противоречивость мира. А) материализм Б) объективный идеализм В)субъективный материализм Г) дуализм. 3. Метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, внешне правдоподобные выводы. А) диалектика Б) метафизика В) эклектика Г) софистика 4. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли… А) искусства; Б) идеологии; В) мировоззрения; Г) методологии. 5. Какой из методов познания используется только философией? А) дедукция; Б) индукция; В) абстрагирование; Г) критическая рефлексия. Структура философии 1. Как называется раздел философии, исследующий всеобщие формы, законы и причины бытия? А) эпистемология Б) онтология В) аксиология Г) социальная философия 2. Как называется раздел философии исследующий проблемы формирования, существования и развития человеческого общества? А) эпистемология Б) онтология В) аксиология Г) социальная философия 3. Как называется раздел философии исследующий проблемы человека, его бытия в мире? А) эпистемология Б) философская антропология В) аксиология Г) социальная философия. 4. Как называется раздел философии исследующий проблемы познания? А) эпистемология Б) онтология В) аксиология Г) социальная философия 5. Как называется философское учение о ценностях? А) эпистемология Б) онтология В) аксиология Г) социальная философия. 6. Какое из приведенных определений является правильным? А) эпистемология – это философское учение о бытии. Б) эпистемология – это учение о познании. В) эпистемология – это философское учение о справедливости. Г) эпистемология – это философское учение о сущности прекрасного. Функции философии. 1. Функция философии, выражающаяся в способности формировать целостную картину мира, представлений об его устройстве и месте человека в нем. А) мировоззренческая Б) методологическая В) аксиологическая Г) критическая. 2. Функция философии, заключающаяся в выработке основных методов познания окружающей действительности А) мировоззренческая Б) методологическая В) аксиологическая Г) критическая. 3. Функция философии, заключающаяся в оценке вещей, явлений, окружающего мира с точки зрения различных ценностей. А) мировоззренческая Б) методологическая В) аксиологическая Г) критическая. 4. Функция философии, выражающаяся в способности подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты и качества и тем самым расширять границы познания. А) мировоззренческая Б) методологическая В) аксиологическая Г) критическая. 5. Какая функция философии выражается в исследовании познавательных, эстетических, религиозных, атеистических и других ценностей А) методологическая Б) мировоззренческая В) аксиологическая Г) критическая 6. Какая из функций философии реализуется в высказывании А.Эйнштейна: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физику принуждают её собственные трудности»? А) мировоззренческая; Б) воспитательная; В) методологическая; Г) познавательная. 7. Эвристическая функция философии связана с _________ знанием А) методологическим; Б) практическим; В) культурно-воспитательным; Г) гуманистическим. Философия Древнего Востока. 1. В философии Востока по сравнению с философией Запада Больше внимания уделяется… А) научно-техническому прогрессу Б) духовному миру человека В) модернизации общества Г) познанию внешнего мира. 2. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения: А) карма Б) сансара В) жэнь Г) мокша 3. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный: А)Будда Б)Лао-цзы В)Конфуций Г)Нагарджуна 4. Настоящее имя основателя буддизма: А) Бадараяна Б) Патанджали В) Махавира Г) Сидхартха 5. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений: А) нирвана Б) сансара В) жэнь Г) дао 6. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало: А) Карма Б) Янь В) Жэнь Г) Дао 7. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало: А) Жэнь Б) Прана В) Инь Г) Пуруша 8. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал: А) Конфуций Б) Лао-Цзы В) Будда Г) Сократ 9. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра: А) Закон, управляющий миром Б) Высший Разум В) Субстанцию всех вещей Г) Мировую гармонию 10. В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл: А) Жэнь Б) Инь В) Дао Г) Ли 11. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии: А) Сумму совершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения Б) Подлинное достоверное знание Абсолюта В) Человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения других людей Г) Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни 12. К древнеиндийским философским текстам относятся А) Упанишады Б Дао-дэ-цзин В) Лунь-Юй Г) Книга перемен 13. К древнекитайским философским текстам относится А) Махабхарата Б) Ригведа В) Дао-дэ-цзин Г) Чхандогья-упанишада 14. Как в индийской философии обозначается общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения А) Сансара Б) Карма В) Нирвана Г) Дхарма 15. Китайский философ, основатель даосизма А) Лао-цзы Б) Конфуций В) Сюнь-цзы Г) Мэн-цзы 16. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано: А) Сократом Б) Конфуцием В) Протагором Г) Буддой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.014 с.) |