Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское учение о человеке↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(философская антропология). План. 1. Человек как предмет антропологии. Биосоциальная природа человека. 2. Характеристики человека. 3. Категории человеческого бытия. Философская антропология – это часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия. В современной философии отчётливо обозначился процесс антропологизации знаний. Большую роль в формировании антропологии сыграл И.Кант («Антропология с прагматической точки зрения», 1798). Кант: самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания – это человек, ибо он сам по себе есть последняя цель. Один из основоположников современной философской антропологии– немецкий философ Макс Шелер (1874 – 1928). В работе «Место человека в космосе» (1927) он в качестве основных принципов рассматривал могущественный, но слепой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух. Исследуя проблему человека, философская антропология стремится найти ответ на ряд вопросов: 1. Что такое человек, откуда он пришёл в этот мир и чем он отличается от других живых существ? В античности философы полагали, что человек – часть мира, вещь среди вещей; его местоположение не внизу и не наверху. А где-то посередине. Для мыслителей раннего средневековья человек уже не вещь среди вещей, он поле битвы и продукт обоих царств (Света и Тьмы, Бога и Дьявола); у человека нет твёрдого, постоянного места в мире. Для зрелого средневековья образ мира выражен крестом, вертикальная перекладина которого – пространство от небес до преисподней, а поперечная – время от сотворения мира до последнего его дня; человек снова обрёл своё место в мире. В эпоху Возрождения человек снова стал проблемой; наука создаёт образ Вселенной, но не новый дом человека; человек вынужден искать опору и смысл своего существования в самом себе. В отличие от западной философской традиции китайская философия: ─ не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений); ─ начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия; ─ не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, То есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми: нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков; ─ выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце; ─ воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества; ─ призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность. Критериями человека считаются: труд, язык, сознание, те или иные формы регулирования общности, брачных отношений, нравственность. Человек – существо, способное к труду, социально детерминированному потреблению и общению на основе деятельности сознания (разумного отношения к действительности) Человек живёт не только в предметном, но и символическом мире, нити которого сплетаются в символическую сеть. 2. Какие особенности человеческого организма, жизненные процессы в нём и специфические биологические потребности оказали и оказывают существенное влияние на социальную жизнь? По данным А.Розе (США) и Я.Щепаньского (Польша) такими особенностями человека являются: - прямохождение; - противостояние большого пальца; - расположение глаз, при котором взгляд направлен вперёд; большой мозг и сложная первая сигнальная система; - сложный механизм голосовых связок, строения гортани и губ; - биологическое дозревание как естественное условие полноты передачи социального опыта; - пластичность врождённых импульсов и потребностей, обеспечивающая адаптацию к различным условиям среды; - устойчивость сексуального влечения, которая способствовала формированию семейного уклада жизни и оказала влияние на другие стороны жизни человека и общества. Понятие «человек» - это родовое понятие, включающее в себя всё то, что характеризует Homo sapiens, его природные и социальные черты. Человек в философии рассматривается с двух сторон: его биологической природы и его социальной сущности. На соотношение биологического и социального в человеке возможны три точки зрения: 1. Биологическое определяет социальное (эта позиция отражена в расистских теориях, психоанализе, лжетеориях типа евгеники или френологии). 2. Социальное составляет подлинную сущность человека (Напр., К. Маркс: богатство личности определяется подлинным богатством общественных отношений, в которых он участвует). Физическому, телесному отводится очень ограниченная, второстепенная роль. 3. Социальное не устраняет биологическую природу человека, но в социальном биологическое присутствует в снятом, преобразованном виде. Особо это видно в правилах этикета, где удовлетворение чувства голода трансформировано в правила трапезы, сексуальное стремление – в ритуалы ухаживания, сватовства, свадьбы и т.п. 3. Как объяснить происхождение человека? Происхождение человека рассматривается либо с позиции религиозной идеи сотворения мира богом, либо с позиции науки, предлагающей рассматривать человека как естественную ветвь эволюционного развития живой природы. В марксизме содержится обоснование роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Ключевым понятием становится понятие труда, ставшего одним из ведущих стимулов эволюции. Ведущие мотивы и стимулы к труду: 1) поддержание собственного существования, выживание индивида («робинзонада»); 2) продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей; 3) удовлетворение в самой потребности в труде; труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия; 4) борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям (антагонизм и сотрудничество – два полюса взаимодействия людей в обществе). Аргументы против теории трудового генезиса: 1) науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или искусственной селекции, от одного вида к другому (?! а ханорик, мулл?); 2) науке неизвестно промежуточное звено между древними человекообразными приматами и человеком-кроманьонцем; такое звено так и не найдено до сих пор; 3) трудовым антропогенезом не объяснить изменения, помимо изменения конечностей, в таких органах и системах как гортань, челюсти, внутренние органы, вестибулярный аппарат; 4) фактор избыточности мозга не описывается в системе адаптационного подхода. Человек рождается очень зависимым, слабым существом по сравнению с другими приматами. Но этот недостаток стяновится достоинством, поскольку обеспечивает полноту жизненно и социально важного опыта. В природе существует 3 типа наследования опыта: 1) генетическое, когда родители дают жизнь потомству ценой утраты собственной жизни (лососи, осьминоги и др.); 2) генетическое с элементами обучения по принципу «делай как я» (у высших животных); 3) генетическое с системой «учитель-ученик», кодирование информации (язык), отказ от внутривидовой борьбы (мораль), общечеловеческие ценности (у людей). Социальные связи человека в обществе носят сложный характер. В истории сложились 3 типа взаимоотношений человека и общества: 1) отношения личной зависимости (характерны для доиндустриального общества); 2) отношения вещной зависимости и личной независи мости (они возникают с образованием индустриального общества); 3) отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в постиндустриальном обществе. Основные характеристики человека: - несводимость: а) к своему биологическому виду; б) к телесным или биологическим особенностям; в) к профессии или социальной роли; г) к собственным произведениям; человек – ничто, являющее условием чего-то, не совпадающим с ним; - непредопределённость (свобода как «собранность», без «хвостов» в виде богатства, карьеры и т.п.), т.е. внешние условия (несвобода) не предопределяют человека; - незаменимость и неповторимость; - невыразимость. Свободу человеку дают 2 способности: к самотрансцендентации (направленности на что-то или на кого-то) и самоотстранению (взгляд на себя и ситуацию со стороны). Благодаря им человеку свойственны не только детерминированность внешними обстоятельствами, но и самодетерминация (свобода воли). Жизнь всегда проблема для человека, в ней столько противоречий, что невозможно найти алгоритм на все случаи жизни и прожить жизнь безошибочно. Личность, являясь субъектом собственной жизни, несёт ответственность за свой выбор и перед собой и перед другими людьми. Под ответственностью личности понимается не только возможность осознать все последствия содеянного, но и ответственность за упущенные возможности. В философии выработан ряд категорий, посредством которых можно выразить важнейшие моменты существования человека. Это понятия о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, о счастье, насилии, творчестве и другие. Характерная особенность нашего времени – утрата смысла жизни, «экзистенциальный вакуум». О причинах такого состоянии Виктор Франкл (1905-1997) писал: «в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему делать нУжно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют человеку, что ему дОлжно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже утратил ясные представления о том, что же он хочет. В итоге от либо хочет того же, что и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят за него (тоталитаризм) (В.Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.25). Поскольку человек всегда направлен вовне – на что-то ли на кого-то, то В.Франкл оценил агрессивность и гипертрофию сексуальности как результат экзистенциального вакуума. Вопрос о смысле жизни: 1) возникает только после выхода за рамки, так сказать, «первой программы» - программы удовлетворения минимальных (в основном физиологических потребностей; 2) свидетельствует о появлении потребностей, а вместе с ними и ценностей, более высокого, духовного порядка; 3) Является вопросом о наших ценностных предпочтениях, о субординации ценностей материальных и духовных. Четыре варианта ответа на вопрос о цели и смысле жизни: - цель и смысл жизни состоит в стремлении достичь наибольшего удовольствия (счастья, свободы, равенства, материального благополучия и т.п.) в период земной жизни человека; - смысл и цель жизни заключаются в стремлении выработать в себе добрую волю для исполнения нравственного долга; - смысл и цель жизни – в развитии физических и духовных качеств человека и в стремлении внести наибольший вклад в достижение той или иной исторической цели; - смысл и цель жизни есть стремление к «стяжанию» Святого Духа, к одухотворённости всей жизни для подготовки к блаженной жизни «в селениях праведных», в царствии небесном.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.008 с.) |