Хронология книг Нового Завета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронология книг Нового Завета



 

Ни одно произведение классического автора греко-римской древ ности не подтверждается с той степенью точности, как рукописи, содер­жащие текст Нового Завета. Существует несравнимо большее количест­во копий Нового Завета, чем копий произведений какого бы то ни было античного автора. Наши библиотеки буквально переполнены копиями Нового Завета. Его кодексы, оказавшиеся в нашем распоряжении, на­считывают более 4000 экземпляров, некоторые из которых датируются IV веком. Однако особо примечательным является следующее обстоя­тельство. Наиболее древний рукописный экземпляр, содержащий тек­сты классических произведений, относится к IX веку, тогда как древ­нейшие рукописи Нового Завета (папирусы в большей или меньшей степени фрагментарные) относятся к периоду, лишь несколькими деся­тилетиями отстоящему от времени, когда жил Христос3.

Сто лет назад самой древней рукописью Нового Завета, которой мы располагали, являлся Ватиканский кодекс В, написанный в IV веке. Од­нако это кодекс не совсем полный. А, кроме того, поскольку кодекс хра­нился в библиотеке Ватикана, с 1481 г. он был недоступен для исследо­вателей древних рукописей. Когда Трэджелз, видный английский ученый и критик текстов, посетил Рим в 1845 г., с тем чтобы снять ко­пию с текста кодекса, хранители библиотеки не разрешили пронести в помещение, где находился текст, ни перо, ни бумагу. Когда же немецкий теолог и исследователь рукописей Священного Писания Константин фон Тишендорф в 1846 г. попытался проделать то же самое, то ему по­зволяли видеть текст всего лишь по три часа в сутки. А когда он отва­жился снять копии с нескольких страниц, представители папы сразу же отобрали у него разрешение на вход в библиотеку1.

В 1844, 1853 и 1859 гг. фон Тишендорф собрал в монастыре святой Екатерины на Синае полный текст кодекса, с тех пор и получившего на­именование «Синайский кодекс» (кодекс Алеф), который датируется приблизительно 350 г. Хронологически Ватиканский кодекс — более ранний, однако его текст не совсем полный. Синайский кодекс, в свою очередь, содержит весь Новый Завет и значительную часть Ветхого. Се­годня он хранится в Британском музее [1].

В 1627 г. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис передал в дар английскому королю Карлу II другую рукопись Нового Завета, которая была написана в Александрии в первой половине V века. Этот кодекс, также хранящийся в Британском музее, носит название «Алек­сандрийского» (кодекс А) и включает весь текст Священного Писания, за исключением нескольких мест.

В 1931 г. были обнаружены 126 рукописей (папирусов) Нового За­вета. Эти рукописи, датируемые примерно 240 г., были найдены в Егип­те. Еще одно собрание папирусов из Египта включало список Евангелия от Иоанна, а также посланий Петра и Иуды. Этот список восходит к концу II века.

В 1935 г. К. Г. Роберте опубликовал некий текст, который был напи­сан на маленьком обрывке папируса. Он был найден в 1920 г., и на од­ной из его сторон сохранился фрагмент текста Евангелия от Иоанна (18, 31-33), а на другой из той же главы стихи 37-38. Речь идет о части листа той рукописи, которая, предположительно, содержала 130 стра­ниц. Этот обрывок папируса был предоставлен Джоном Райлендсом, он хранил его в своей личной библиотеке в Манчестере. Сам папирус не очень большой, однако представляет собой огромную ценность. Археологи настаивают на том, что этот текст по времени своего написания от­носится к эпохе императора Траяна, правившего с 98 по 117 гг., или же, что более вероятно, текст появился в годы правления Адриана, который умер в 135 году1.

Так, вплоть до сегодняшнего дня эта рукопись считается наиболее древней из всех известных рукописей Священного Писания, которыми мы располагаем2. Огромная ценность ее заключается еще и в том, что благодаря ей подтверждается следующий факт: Евангелие от Иоанна существовало и имело хождение на территории Египта вскоре после кончины евангелиста Иоанна.

Сэр Фредерик Кеньон, отмечая важность этого ценного документа, писал: «Как бы то ни было, это — вещественное доказательство, которое не основывается на теологических пристрастиях, и, поскольку этот факт признан всеми, кто является специалистом в области датирования папирусов, данный текст можно рассматривать в качестве достоверного свидетельства. Таким образом, по имеющимся фактам дату написания Евангелия от Иоанна можно отнести к I в., так как должно было пройти какое-то время, пока его текст получил широкое распространение. Со­гласно христианской традиции, датой написания текста искони считал­ся конец I века. В отношении других книг Нового Завета мы мало что можем сказать определенного. Нет сомнений, что синоптические Еван­гелия (от Матфея, Марка и Луки) относятся к периоду значительно бо­лее раннему, чем четвертое Евангелие (...). Гиперкритические теории школы Бауэра прекратили свое существование в силу своего же собст­венного неправдоподобия». Далее Кеньон заключает: «Как аутентич­ность, так и общая целостность и правильность книг Нового Завета мо­гут считаться окончательно подтвержденными»1.

В 1935 г. X. И. Белл и Т. К. Скит опубликовали текст еще одного фрагмента папируса, превосходящего по размерам экземпляр из биб­лиотеки Джона Райлендса. Этот отрывок хранится в Британском музее. Папирус Белла и Скита (4 страницы) содержит частично повествова­ние о жизни Христа, основанного на четырех Евангелиях, в особенности на Евангелии от Иоанна. На страницах этого папируса были обнаруже­ны «высказывания, переданные слово в слово по Евангелию от Иоан­на»2. Этот папирус датируют тем же самым временем, что и экземпляр из библиотеки Джона Райлендса, — серединой II века3.

Из заключения археолога сэра Ф. Кеньона следует, что обнаружен­ные рукописи Нового Завета предоставили возможность настолько приблизиться ко времени написания Евангелий, что мы смогли почув­ствовать, как заметил Вос, «дыхание святых апостолов!»4 Таким обра­зом, промежуток времени между жизнью Христа и написанием Еванге­лий настолько небольшой, что не было возможности для создания легенд и мифов вокруг исторической личности Богочеловека. Следова­тельно, авторы Евангелий запечатлели Иисуса Христа именно таким, каким Он был в действительности, то есть Сыном и Словом Божиим, Который прошел по разным местам, благодетельствуя и исцеляя вся (Деян. 10, 38) и наконец был распят, воскрес и вознесся на небо.

Когда сегодня мы сравниваем древние рукописи Нового Завета с ру­кописями произведений классических авторов, то наблюдаем такую картину.

1. Уже упоминалось о том, что рукописные кодексы Нового Завета, которыми мы располагаем, насчитывают более 4000 экземпляров, неко­торые из которых датируются IV в., в то время как папирусы, более или менее фрагментарные, относятся ко II в. Между тем рукописей с текста­ми других древних авторов сохранилось очень мало. Правда, в городе Геркулануме (в Кампании, древней области на юге Италии), который оказался погребенным под лавой в результате извержения Везувия в 79 году, были обнаружены рукописи с текстом на греческом языке ещё бо­лее древние, чем папирусы из библиотеки Райлендса и Британского му­зея. Тем не менее рукописи из древнего Геркуланума вызывают интерес лишь у небольшого числа специалистов. Существуют лишь девять или десять приличных рукописных копий с текстом сочинения Юлия Цеза­ря (102-44 гг. до Р. X.) «Галльская война», причем древнейшая из них была написана спустя 900 лет после смерти самого Цезаря (т. е. около 850 г.). Такая же ситуация и с «Историей» Фукидида: нам известны во­семь рукописей этого произведения, самая древняя из которых датиру-ется 900 г. Подобным образом дело обстоит со многими классическими авторами. В случае же с Новым Заветом мы имеем по меньшей мере со- рок рукописей, возраст которых свыше тысячи лет!1

2. Последнее замечание заставляет обратить внимание на следую­щее: рукописей произведений выдающихся греческих и латинских ав­торов и вообще сохранившихся от классического времени не только меньше, чем рукописей Нового Завета, они еще и более поздние. Так, самый древний дошедший до нас текст эпоса Гомера восходит к XIII в.! Единственный наиболее ранний текст Тацита датируется временем, не­посредственно предшествующим эпохе Ренессанса. А рукописей с тво­рениями греческих классиков, которые были бы написаны ранее IX ве­ка, вообще не существует, за исключением, пожалуй, нескольких отрывков. И «самые ранние из рукописей с трудами Платона датиру­ются IX в.», т. е. отстоят от времени создания самих произведений Пла­тона на целых двенадцать веков!3

3. К той массе рукописей с текстом Нового Завета на греческом язы­ке, которыми мы располагаем, необходимо причислить также свыше по­лутора тысяч экземпляров богослужебных евангельских текстов, со­стоящих по большей части из евангелических зачал, которые обычно читаются в течение литургического года. Также существует пятнадцать переводов на древние языки, например, древнесирийский перевод (по-сирийски «Пешитто», т.е. простой), коптский перевод и другие, которые свидетельствуют о существовании греческого текста, ставшего основой для данных переводов. Кроме того, имеются многочисленные цитаты из Нового Завета в сочинениях древних отцов Церкви, которые были за­имствованы из других, более ранних рукописей, ныне утраченных.

4. Богатый материал древних рукописей Нового Завета не только дает возможность точно датировать богодухновенные тексты. Он помо­гает подтвердить достоверность этого текста. Безусловно, во всех этих рукописях наблюдаются некоторые разночтения. Такого рода отличия объясняются возможными ошибками при переписывании или разли­чиями в употреблении греческой лексики на той или иной территории, а также своевольными попытками подправить текст со стороны какого-нибудь переписчика, полагавшего, что его предшественник допустил ошибку. Во всяком случае эти различия незначительны и нисколько не искажают смысл текста. Приснопамятный профессор П. Н. Трембелас в этой связи заметил, что, по мнению видных критиков текста Нового За­вета Ф. Уэсткота и Ф. И. А. Хорта, «семь восьмых текста Евангелия не подлежат никакому сомнению; остальная же — одна восьмая часть тек­ста — состоит отчасти из поправок в ряде слов и разночтений, которые незначительны. Разночтения, имеющие отношение к сути текста, мало­численны и в объемном соотношении могут быть оценены менее чем в одну тысячную от всего текста»1.

5. Этот удивительный феномен, который объясняется благочестием, внимательностью и добросовестностью переписчиков священных тек­стов, поражает воображение в еще большей степени, если принять во внимание те ошибки, которые встречаются в копиях произведений дру­гих древних авторов. К месту будет упомянуть о том, что из разночте­ний, встречающихся в различных рукописях одного только латинского поэта Горация можно составить целых три тома! А шесть комедий ла­тинского сатирика Теренция, копий произведений которого сохрани­лось в тысячу раз меньше, чем рукописей Евангелия, содержат около 30 000 разночтений, как сообщает Е. Дюплесси2. Справедливо заметил Шорт: «Примечательно не то, сколь велики различия», наблюдаемые в большинстве древних рукописей Нового Завета, «но необыкновенное и поразительное единообразие священного текста в разных рукописях».

6. В заключение можно отметить, что поскольку древние рукописи, увидевшие свет благодаря археологии, не содержат, по мнению специа­листов, большого числа новых данных по сравнению с теми, которые уже известны, то это свидетельствует только о том, что достоверность предания текста Нового Завета непререкаема.

Примечание

1. Синайский кодекс был до революции 1917 г. собственностью России и хранился в Петербурге в Императорской публичной библиотеке, но после ре­волюции был продан большевиками за бесценок Британскому музею.

 

«Во дни Ирода царя»

 

Богодухновенный евангелист Матфей повествует, что Христос ро­дился в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя (Мф. 2, 1). Он также го­ворит о том, что Ирод послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше (Мф. 2, 16), чтобы таким образом, как он полагал, убить и Младенца Иисуса.

Кто был этот Ирод, когда жил, когда правил и когда умер, каков был его нрав — обо всем этом достаточно хорошо известно из большого чис­ла источников, а также благодаря археологии, с помощью которой были обнаружены развалины архитектурных сооружений той эпохи. Ирод был идумеем, т. е. отдаленным потомком Исава, брата Иакова. Идумеи населяли область Идумею с главным городом Хевроном. Иоанн II Гиркан подчинил себе идумеев, вынудил их принять иудаизм и заставил со­вершать обрезание. Дед Ирода, Антипа, был назначен Александром Яннаем управляющим Иудеей. Преемником Антипы (ум. в 78 г.) стал его сын Антипатр. Коварный и честолюбивый Антипатр сотрудничал с Иоанном II Гирканом и римлянами, в результате чего римский им­ператор Юлий Цезарь закрепил за Антипатром звание «правителя» (эпитропа) Иудеи (47 г.), а Асмонея Гиркана II назначил на должность «первосвященника и этнарха» в Иерусалиме. Антипатр (ум. в 43 г.) впо­следствии назначил своего второго сына Ирода на должность правителя Галилеи (Северная Палестина).

Ирод начал политическую карьеру еще в молодые годы. Благодаря своей энергии он быстро достиг больших результатов и стал тетрархом (четвертовластником) Иудеи. Затем при содействии Августа (впослед­ствии, с 31 г. по 14 г., — римский император) добыл себе корону Иудеи. Тогда с помощью римлян, а затем благодаря стремительной военной кампании против Антигона и трехмесячной осаде Иерусалима он вос­сел на трон в городе Давида (37 г. до Р. X.).

Его крутой, эгоистичный, честолюбивый и жестокий нрав проявил­ся самым ужасным образом. Он начал свое царствование с умерщвле­ния всего потомства Асмонеев, казнил Антигона (сына Аристовула II, брата Иоанна II Гиркана) вместе с сорока пятью его сторонниками. На­значил шурина Аристовула (брата его супруги Мариамны) первосвя­щенником храма в Иерусалиме. Однако его первосвященство длилось недолго — по приказу Ирода его утопили, по одним сведениям, в реке Иордан, по другим — в бассейне во время купания. Ирод также погубил Гиркана II, а спустя некоторое время убил и свою супругу Мариамну и ее мать Александру. Кроме того, он приказал сжечь заживо двух книж­ников, которые сняли с ворот храма золотого римского орла. Помимо этого, он умертвил двух мужей своей собственной сестры и двух своих сыновей — Александра и Аристовула. А за пять дней до своей смерти он направил своих приспешников убить своего сына Антипатра1. Иудеи, так никогда и не признавшие Ирода за своего, поскольку тот был иду-меем, называли его «царем иудеев», тем самым противопоставляя дан­ный титул другому — «иудейский царь»2. Ессеи ему также никогда не доверяли. Он мог рассчитывать только на поддержку космополитиче­ски настроенных иудеев.

В последние годы жизни он пребывал в крайне тревожном, со­стоянии: был вспыльчив, раздражителен по причине огромного числа убийств, совершенных им (помимо случаев, о которых уже было упомя­нуто, он умерщвлял сам или отдавал приказ убивать и многих других, уничтожал людей целыми общинами), и, главным образом, он терзался из-за убийства собственной жены, которую продолжал любить и после ее смерти. Поэтому он постоянно переезжал из одной горной крепости в другую, чтобы обрести покой и умиротворение, тогда как прежде он ис­кал исцеления в водах источников Каллирои, которые находились к востоку от Мертвого моря.

Умер он в возрасте семидесяти лет. Иудейский историк Иосиф Фла­вий называет его «самым жестоким тираном, который когда-либо нахо­дился у власти». И добавляет: «За короткое время его правления иудеи испытали столько ужасов, сколько предки их претерпели за огромный промежуток времени, начиная с того, как они вышли из Вавилона, и за­канчивая временем правления Ксеркса, когда они вернулись»3.

Таков был Ирод, в царствова­ние которого родился Спаситель Христос. Ужасный облик этого ца­ря довершается избиением мла­денцев, как об этом повествует бо-годухновенный евангелист Мат­фей. Совершенно верно сказано о личности бесчеловечного идумея Ирода: «Он пробрался к власти, словно лиса, правил, как тигр, и умер, как пес!» Археология помог­ла пролить свет на все стороны жизни Ирода. И всё это благодаря находкам, дошедшим до нас со времени его владычества, посколь­ку были проведены раскопки мно­гих архитектурных сооружений эпохи Ирода Великого (так его на­зывали) — таких, как храм в Иеру­салиме, царский дворец, древняя Самария, вновь застроенная и названная им Севастией, разные фортификационные сооружения в Пале­стине, а также общественные здания в Птолемаиде (Акра), Дамаске, Си-доне, Библе, Бейруте, Латакии (Лаодикии) и Антиохии1.

 

Ирод Архелай. Ирод Антипа

 

Евангелист Матфей рассказывает следующее. Иосиф, который скрывался вместе с Девой Марией и Младенцем Иисусом, узнав о том, что Иудеей теперь правит сын Ирода, Архелай, побоялся возвращаться обратно. Поэтому, получив во сне указания от Бога, направился в об­ласть Галилею и поселился в Назарете (Мф. 2, 21-22), поскольку в Га­лилее тогда правил другой сын Ирода — Антипа.

Исторические события, связанные с Архелаем и Антипой, были изу­чены до мельчайших подробностей еще и благодаря археологии. В результате раскопок были найдены здания, монеты и письмена тех вре­мен, которые пролили свет на события, о которых говорится в священ­ных текстах.

Ирод Великий незадолго до смерти назначил троих из своих сыно­вей наследниками царства. Старший сын получал отцовский трон, к не­му переходил титул царя и, следовательно, власть над Иудеей, Самари­ей и северной частью Идумеи. Другой его сын, Антипа, наследовал титул тетрарха и получал во владение Галилею и Перею. Должность тетрарха наследовал и третий сын Ирода, Филипп II, с правом распоря­жаться Итуреей, Ватанеей, Трахонитидой и Авранитидой. После смер­ти жестокого и звероподобного Ирода народ Иудеи вздохнул с облег­чением, но, когда выяснилось, что царство отца перешло в руки его сыновей, люди вознегодовали. Так, например, только семья Ирода и на­емники признали Архелая царем. Народ же был настроен решительно против. Тогда Архелай бежал в Рим, где рассчитывал добиться для себя официального признания за ним титула «царь», однако римский импе­ратор, осведомленный о крайнем недовольстве народа Иудеи, повел се­бя осторожно и рассудительно, даровав Архелаю звание «этнарха». Так, к 4 г. до Р. X. вместо одного Ирода, который к этому времени уже умер, в Палестине было теперь три Ирода: Ирод Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп II.

Следовательно, характеристика Архелая как «царя», данная еванге­листом Матфеем, является точной, поскольку, когда Святое Семейство вернулось из Египта, Архелай тогда еще имел титул «царя».

Ирод Антипа и Ирод Филипп II продолжали править в своих владе­ниях: первый — до 39 г., второй — до 34 г. Однако этого не произошло в случае с Архелаем, так как он был худшим из сыновей Ирода и показал себя во всем подобным своему отцу. Во время первого народного бунта он повел свои войска на Иерусалим, в результате чего было убито три тысячи человек, так что весь двор храма был завален трупами. В то вре­мя как Архелай и Антипа находились в Риме с целью получить согласие императора Августа на предоставление Архелаю царской власти, новые волнения стали причиной серьезных столкновений между иудейской и римской армиями. Вооруженные стычки достигли своего апогея перед стенами храма, и, пока римлян забрасывали камнями, те подожгли кры­тую галерею храма, ворвались в сам храм и разграбили его, в результате чего народные волнения охватили всю Иудею. Наконец римлянам уда­лось одержать верх: около двух тысяч человек были распяты, не считая того, сколько было убито во время военных действий2.

Такие вот события происходи­ли в Иудее, когда Иосиф решил вернуться в Палестину с Пресвя­той Девой Марией и Младенцем Иисусом. Поэтому он и предпочел остановиться в Галилее, где тет­рархом был более мягкий Антипа.

Тиран Архелай снова вызвал возмущение у иудеев, после того как прогнал свою супругу и взял в жены другую женщину, уже дваж­ды до того побывавшую замужем. Однако его действия вызвали не­довольство и у римлян, поскольку он с большой расточительностью и рвением занялся строительст­вом. По причине всего этого рим­ляне отстранили его от должности и сослали в галльский город Вьенну, где тот и умер1.

Имя Ирода Антипы, тетрарха Галилеи, часто встречается на страницах Нового Завета. Христос назвал его «лисом» (Лк. 13, 32), т.е. обладающим лукавым нравом, так как тот был ставленником Цезаря и узурпировал трон Давида. Это тот самый Антипа, к которому Пилат по­сылал Христа. Антипа, находившийся в то время в Иерусалиме, после того как со своими воинами уничижил Господа и посмеялся над Ним, послал Его обратно к Пилату. Благодаря льстивой любезности, оказан­ной Антипе Пилатом, они стали друзьями (Лк. 23,1-2).

Это был также тот самый Ирод Антипа, которого обличал Иоанн Предтеча, так как Антипа, после того как женился на дочери Ареты IV, царя набатеев, бросил ее, отправив обратно к отцу, и жил беззаконно с Иродиадой, супругой своего брата (Ирода Филиппа I, сына Ирода Ве­ликого и Мариамны). Иродиада была дочерью Аристовула, брата Анти­пы. Следовательно, Антипа приходился ей одновременно и дядей и де­верем! Эта женщина, так же как и ее дочь Саломея, жила с Антипой в столице его владений Тивериаде. Когда же Иоанн Предтеча обличил Ирода Антипу, тот заключил его в крепость Махерунт, а затем приказал обезглавить в угоду Иродиаде (Мф. 14, 1-12. Мк. 6, 14-25. Лк. 9, 7-9). Постыдная жизнь Антипы стала причиной начавшейся войны с царем Аретой. Когда же Калигула стал императором Рима, он лишил Антипу трона и сослал его в Галлию, а царем над всеми владениями, которыми некогда обладал Ирод Великий, поставил брата Иродиады Ирода Агриппу I.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.028 с.)