Апологетическая ценность библейской археологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апологетическая ценность библейской археологии



 

Мы познакомились лишь с некоторыми из археологических нахо­док, подтверждающих то, что события, о которых рассказано в Священ­ном Писании, происходили в действительности, а упоминаемые в нем лица и географические названия действительно подлинные. Мы увиде­ли, каким образом истолковываются события, описанные в книге Бы­тия, реальность которых оспаривалась некоторыми учеными; каким об­разом подтверждаются события книги Исход и книги Иисуса Навина, четырех книг Царств и двух книг Паралипоменон, также как и многие другие события, связанные с проповеднической деятельностью проро­ков. Мы узнали, как был пролит свет на происходившее в новозаветные времена и на лица той эпохи, как археологические открытия отмели и опровергли гипотезы рационалистов и всей так называемой отрица­тельной или наивысшей критики Священного Писания.

Стоит, наверное, привести некоторые характерные высказывания самих археологов о важности их работы. Итак, мы цитируем здесь лишь некоторые из них, но смеем надеяться, что эти немногочисленные мне­ния помогут лучше осознать, что уже сделала библейская археология и что ей еще предстоит сделать.

Видный археолог В.Ф. Олбрайт, профессор университета Джона Хопкинса, пишет: «Нет никаких сомнений в том, что археология в зна­чительной мере подтвердила историчность книг Ветхого Завета»3.

Профессор Йельского университета Миллар Барроуз отмечает: «Ра­бота археологов в целом, несомненно, подкрепила веру в достоверность текста Священного Писания. Многие из археологов констатировали, что стали относиться с большим уважением и доверием к библейским текстам, познакомившись с результатами раскопок в Палестине». Ипродолжает: «Археология во многих случаях опровергает гипотезы со­временных критиков Писания. Она демонстрирует, что их мнения осно­вываются на ошибочных и далеких от реальной действительности пред­положениях, на искусственно созданных схемах. Таков настоящий вклад археологии в науку, который нельзя ни умалить, ни принизить».

Сэр Фредерик Кеньон, в прошлом директор Британского музея, считает, что «по отношению к той части Ветхого Завета, против которой была направлена разрушительная критика во второй половине XIX сто­летия, справедливо будет сказать, что свидетельства археологической науки помогают восстановить веру в ее подлинность и увеличивают ее ценность, а расширение наших знаний о духовной глубине книг Свя­щенного Писания и о среде, в которой они создавались, делает в конеч­ном итоге эти книги более доступными пониманию. Археология еще не сказала своего последнего слова, но и уже имеющиеся результаты под­крепляют веру в то, что от расширения и углубления наших знаний Священное Писание только выигрывает»2.

Американский археолог Нельсон Глюк, проведя много лет на рас­копках в Палестине, говорит: «Необходимо со всей определенностью заявить, что ни одна из археологических находок до сих пор не противо­речит ни одному из сообщений Священного Писания. Абсолютно все, что найдено, прямо или косвенно подтверждает историчность описан­ных в Библии событий, и возникающее с помощью этих самых находок должное уважение к библейскому тексту подчас приводило к порази­тельным открытиям. Все эти находки представляют собой лишь неболь­шие фрагменты обширной мозаики невероятно точных исторических сведений, которые содержатся в Священном Писании»3.

Однако, несмотря на весомый вклад археологии в наши знания о Священном Писании, в нем остается еще довольно много белых пятен — мы знаем не так много о Моаве, Едоме, Египте и других странах, городах и событиях, нашедших отражение в Священном Писании. Конечно, бы­ли сделаны многие открытия, пролившие свет на культуру времен Ав­раама и его сыновей, которую рационалисты некогда считали полувар­варской, мы многое узнали о Моисее, в отношении которого некоторые осмеливались утверждать, что он не умел писать! Кроме того, папирусы Мервого моря доказали подлинность того текста Ветхого Завета, кото­рым мы пользуемся по сей день. К сожалению, большая часть результатов, полученных при изучении папирусов, до сих пор не стала достояни­ем общественности, несмотря на то что с момента их обнаружения прошли десятилетия.

Добавим, что археологические данные, вне всякого сомнения, дока­зывают, что библейские география и топография абсолютно достовер­ны, что исторические события описаны в Библии с точностью до мель­чайших деталей.

Тем не менее простор для исследования остается. Ассириолог Эд­вард Кьера из Восточного института Чикагского университета в своей поистине захватывающей книге под названием «Они писали на глине», посвященной глиняным табличкам и расшифровке их содержания, вы­сказывает предположение о том, что 99% вавилонских клинописных табличек до сих пор скрыты в земле!1

Историк А.Т.Олмстед, специалист по странам Ближнего Востока, сотрудник Восточного института Чикагского университета, незадолго до своей смерти в 1945 году сказал, что около 500 000 глиняных табли­чек, которые были обнаружены во время раскопок, еще ждут своей рас­шифровки и оценки2. Кроме того, как замечает археолог Фри, по его мнению, в Палестине существует еще около двухсот холмов, в которых погребены целые города, лишь немногие из которых были изучены дос­конально. Мы еще не достигли того этапа, продолжает Фри, когда во время раскопок можно столкнуться с уже известным нам по более ран­ним раскопкам археологическим материалом. Зная обо всем этом, при­ходишь в восторг от открывающихся на поприще археологии пер­спектив3.

Профессор Томпсон добавляет к мнению Фри следующее: «Многие места до сих пор не раскопаны полностью, а во многих раскопки даже еще и не начаты. Если предыдущие экспедиции принесли такие инте­ресные результаты, то что же может нас ожидать в будущем?»4

Кроме всего вышеперечисленного, остается еще не до конца выяс­ненным вопрос с кумранскими папирусами. Изучено лишь небольшое их число, основные исследования, на которые уйдет немало времени, еще впереди.

Прежде чем мы поставим последнюю точку в этой книге, хотелось бы подчеркнуть то самое важное, что не должен забывать ее читатель: Священное Писание — это богодухновенная книга, и она не ждет ни от археологии, ни от какой-либо другой области человеческого знания подтверждения своей истинности, подлинности и достоверности.

Сэр Фредерик Кеньон пишет: «По моему мнению, то истинное и действительно важное, что мы можем сказать об археологии, заключа­ется не в том, что она доказывает истинность сказанного в Священном Писании, а в том, что она разъясняет его смысл... Вклад археологии в изучение Священного Писания состоит прежде всего в том, что она по­могает продвинуться дальше в постижении духовных глубин Писания и в особенности Ветхого Завета... Задача все расширяющего свои границы знания состоит в том, чтобы упрочить авторитет книг Ветхого Завета, разъясняя в то же время их смысл. Критика, прежде столь разрушитель­ная, перешла теперь скорее на оборонительные позиции, и любой может теперь изучать Священное Писание, будучи уверенным в том, что, что бы ни намеревалась еще сказать современная наука, слово Божие пре­будет с нами вовеки!»1

Ту же самую точку зрения выражает и Олбрайт: «Несмотря на то что археология уточняет историю и географию древней Палестины, она не может объяснить великого чуда веры Израиля, которое остается уни­кальным фактом всемирной истории. При всем этом археология может оказать неоценимую помощь в подтверждении этого чуда логическими доводами для тех мыслящих людей, поле зрения которых не ограничи­вается лишь узко материалистическими соображениями»2.

Итак, многое из того, что поведано в Священном Писании и состав­ляет смысл его богодухновенного текста, не может быть проверено никакими археологическими свидетельствами и подтверждено доказа­тельствами. Все это вопрос веры. В подобных вопросах ни археология, ни какая-либо другая наука не могут прийти на помощь. Враг души на­шей использует все средства, чтобы посеять в ней семена недоверия и сомнений по поводу содержания Священного Писания, поэтому и мы, для того чтобы ни в коем случае не уменьшилась глубокая и безгранич­ная вера в то, что Священное Писание — слово Божие и что оно написа­но богодухновенно, используем все средства и все доказательства, кото­рые предоставляет нам наука, чтобы засвидетельствовать: всезлейший диавол и его приспешники вечно лгут и клевещут.

Так верующий, используя доводы из небиблейских источников, ук­репляет и утверждает свою веру в то, что Священное Писание представ­ляет собой полную и единственную на свете истину, что Господь Иисус Христос, о Котором идет речь в Писании с первой и до последней стра­ницы, есть путь, и истина, и жизнь (Иоан. 14, 6), и продолжает шест­вовать по своим стезям с оптимизмом и радостью. Также верующий мужественно сражается с богоборческими, антихристианскими и че­ловеконенавистническими силами, используя все имеющиеся у него средства.

Таким образом оценивается большой и значительный вклад архео­логии в дело изучения Священного Писания.

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.008 с.)