Ирод Филипп II и Ирод Агриппа I 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ирод Филипп II и Ирод Агриппа I



 

Имя Ирода Филиппа II упоминается в Новом Завете всего лишь один раз. О нем говорит евангелист Лука в стихе, где сообщается о дея­тельности Иоанна Предтечи и обозначены исторические рамки, в пре­делах которых действовал Креститель. Лука повествует: «В пятое же надесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же

брату его четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою стра­ною, и Лисанию Авилиниею четвер­товластвующу...» (Лк. 3, 1).

Итак, Филипп II был совре­менником Пилата и занимал дол­жность тетрарха северо-восточных областей Палестины с 4 г. до Р. X. по 34 г., был женат на своей пле­мяннице Саломее, дочери своего сводного брата Филиппа I и Иро­диады. Этот брак был заключен после того, как Саломея испол­нила танец, в результате чего до­билась казни Иоанна1. Филипп оказался хорошим правителем, лучшим из всех Иродов2. Так же как и его братья, он прославился строительством прекрасных зда­ний. Его имя связано со строи­тельством двух городов: Кесарии Филипповой, о которой упомина­ют евангелисты Матфей и Марк

(Мф. 16, 13. Мк. 8, 27), и Юлиады, которую он воздвиг в честь Юлии, дочери императора Августа. Юлиада — это древний город Вифсаида, хорошо известный по Евангелию (Мф. 11,21). Кесария прежде называ­лась Паниадой. Кесарией же она была названа в честь Цезаря (Кесаря) Тиберия. Ирод Филипп II умер в Юлиаде в 34 г., и его тетрархия нахо­дилась под властью правителя Сирии вплоть до 37 г., когда император Калигула передал ее Ироду Агриппе I.

В книге Деяний святых апостолов имя Ирода Агриппы I (37-44 гг.) встречается два раза: когда по его приказу был казнен Иаков, брат апо­стола и евангелиста Иоанна, а апостол Петр заключён в тюрьму (Деян. 12, 1-4, 11, 19); и когда ангел Господень наказал его ужасной болезнью, после того как те, кто слушал его публичную речь в театре, обоготвори­ли его. Ангел Господень поразил его, и плоть его стали пожирать черви, а спустя немного дней он умер (44г.) (Деян. 12, 21-23).

Факты, которые благодаря археологии имеются сегодня в нашем распоряжении, подтверждают подлинность этих событий. Так, мы узна­ли, что Агриппа I был сыном Аристовула, который, в свою очередь, яв­лялся сыном Ирода Великого и Мариамны. Аристовул женился на своей двоюродной сестре Беренике, дочери Саломеи, сестры Ирода. Та­ким образом, Агриппа I имел близкие родственные связи с династией

Иродов. Он получил образование в Риме, где стал воспитателем внука императора Тиберия и был связан тесной дружбой с Калигулой. Одна­ко, после того как он высказался против Тиберия, тот заключил его в тюрьму. Калигула, став императором, освободил Агриппу, передав ему при этом тетрархию Ирода Филиппа II. Позже к Агриппе отошла об­ласть Авилинея (к северу от горы Ермон) и области, которыми управля­ли Антипа и Архелай. Так, Ирод Агриппа I стал правителем всех тер­риторий, в которых царствовал его дед Ирод Великий, а римский император даровал ему титул царя1.

Как ревностный блюститель Моисеева закона, он преследовал хри­стиан, потому-то и казнил Иакова, «брата Иоаннова», как мы уже гово­рили, и заключил в тюрьму апостола Петра, чтобы затем убить и его, но апостолу чудесным образом удалось спастись. Агриппа приказал каз­нить стороживших апостола воинов (Деян. 12, 19). Описание смерти Агриппы, как об этом рассказывает евангелист Лука (Деян. 12, 21-23), совпадает с описанием этого события у иудейского историка Иосифа Флавия2. Небольшие расхождения, наблюдаемые при сопоставлении двух текстов, подтверждают то, что апостол Лука «не имел перед собой текста Иосифа и повествует независимо от него»3.

Об Ироде Агриппе II, сыне предыдущего Агриппы I и правнуке Ирода Великого, евангелист Лука упоминает в связи с тем, что тот уча­ствовал в суде над апостолом Павлом. Наместник Иудеи Фест совето­вался с Агриппой II о том, как ему поступить с Павлом (Деян. 25, 13-26, 32). Агриппа II «являлся хранителем храма и его сокровищ, кроме того, он имел право назначать на должность первосвященника»4. Нерон уп­рочил царство Агриппы II, считавшегося другом римского народа. По­этому, когда иудеи восстали против римлян, Агриппа выступил на сто­роне последних. Когда в 70 г. Иерусалим был взят римлянами, они позволили ему поселиться в Риме, где он сделался «претором» и умер там в 100 г. в возрасте семидесяти лет5.

 

Монеты эпохи Нового Завета

 

Монеты, которые находят при археологических раскопках, пролива­ют свет на важные события и лица, упоминающиеся в Новом Завете. Впервые монеты стали иметь хождение около VII в. до Р. X. Ко времени римского владычества монеты вошли в обиход уже повсеместно. Сего­дня в распоряжении исследователей Нового Завета имеется порази­тельное разнообразие монет, дошедших с тех давних времен. В эпоху, которая нас интересует, на территории Палестины циркулировали рим­ские, греческие монеты, монеты эллинистических государств, а также и иудейские, которые чеканили сами иудеи.

В Евангелии упоминаются пять видов греческих монет. Два из них — «талант» и «мина» — обозначали, в сущности, вес серебра. Этот вес у евреев, греков и римлян в разные эпохи определялся по-разному. Так, серебряный талант мог иметь вес 22 или 45 кг. Также были извест­ны «золотой талант», который мог весить 27 или 45 кг, и «золотая ми­на». Золотой талант (Мф. 18, 24; 25, 15) равняется примерно 240 золо­тым лирам1. По мнению археолога Томпсона, серебряный талант был равен 960 американским долларам. Соответственно серебряная мина стоила примерно 16 американских долларов2. Другие считают, что мина имела достоинство в четыре золотые лиры3. Остальные три вида монет назывались серебряной «драхмой», оцениваемой в 16 центов США (Лк. 15, 8, 9). Также в ходу была «дидрахма» — серебряная монета, при­мерно равная 32 центам США1.

Римские монеты, упоминаемые в Новом Завете, были следующие: а) «динарий» — серебряная монета достоинством приблизительно в 20 центов США (Мф. 18, 28; 20, 2, 9, 10, 13 и т. д.); б) «кодрант» - медная монета, равная одной десятой цента США (Мф. 5, 26); в) «ассарий» (Лк. 12, 6) достоинством в один и одну четверть цента; г) медная «леп­та» (Мк. 12, 42), которая первоначально не была римской монетой, об­ладала достоинством менее чем в одну десятую цента2.

Серебряный динарий — это монета, которую иродиане показали Господу, когда Его искушали (Мф. 22, 19-21). На одной стороне моне­ты была изображена голова императора и следующая надпись: «TI. CAESAR DIVI. AVG. F. AVGVSTVS», что означало: «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа» На другой стороне было написано: «PONTIF. MAXIM.», то есть «великий понтифик».

Ирод Великий и его потомки, правители провинций и другие лица, у кого было на то право, также чеканили собственные монеты. Очевидно, самой распространенной была лепта, поскольку еще и сегодня в резуль­тате раскопок эти монеты находят в больших количествах. Две лепты вложила в сокровищницу храма вдова, которую похвалил Христос (Мк. 12, 41-44). Эта же монета фигурирует в упреках Христа в адрес лицемеров, которые по божественному суду должны будут отдать и по­следнюю медницу (лепту) (Лк. 12, 59).

Монеты, попадающие к археологам в результате раскопок, — всегда настоящий праздник, потому что с их помощью можно датировать на­ходки, сооружения, время жизни людей. Так, например, при исследова­нии монет, найденных в развалинах, оставшихся от общины в Кумране, археологи пришли к заключению, что кумранская община была основа­на незадолго до 100 г. до Р. X., разорена в дни Ирода Великого, восста­новлена в правление Архелая и просуществовала до 70 года.

Не меньшую помощь оказали монеты, обнаруженные в древней кре­пости Масада, построенной не позднее 70 г. Археолог Л. Кэдман писал: «Нет ни малейшего сомнения в том, что три монеты из Масады были найдены в том самом месте, куда они упали из рук иудеев, защищавших крепость почти 1900 лет назад»3.

Надписи и пометки

Существенную помощь в подтверждении исторической точности и достоверности Нового Завета оказывают также надписи, письменные пометки, которые увидели свет благодаря археологии. Из наиболее ин­тересных греческих надписей хотелось бы выделить ту, которую в 1871 году обнаружил французский исследователь Клермон Ганно и которая хранится в Константинопольском музее1. Текст состоит из семи строк, написанных греческими прописными буквами, а сама надпись, очевид­но, помещалась на ограде храма, построенного Иродом, с тем чтобы за­претить язычникам приближаться к участку за оградой храма, который предназначался исключительно для иудеев. Надпись гласит: «Никому из инородцев не позволяется входить за ограду святилища храма. Кто будет схвачен, сам будет виновен в последующей за этим смерти»1.

Первая половина надписи была найдена в пятидесяти метрах от тер­ритории храма. Однако археологи сходятся во мнении, что речь идет о древней надписи, происхождением из самого храма. Эта надпись приоб­ретает еще большее значение, если принять во внимание тот факт, что апостол Павел был обвинен иудеями в том, что он будто бы привел в храм эллинов (а именно Трофима Ефесянина) и тем самым осквернил святое место (Деян. 21, 28). Вторая половина этой надписи была обна­ружена в 1935 г. в ходе раскопок, проведенных Палестинским отделом древностей, рядом с воротами святого Стефана, среди руин2.

Другая не менее интересная греческая надпись была обнаружена Раймондом Вайллем при раскопках южного склона холма Офела в 1913-1914 гг. Этот текст, опубликованный в 1920 г., представляет собой фрагмент надписи из еврейской синагоги. По мнению Олбрайта, он является наиболее древним свидетельством существования еврейской си­нагоги в Палестине. В надписи говорится о строительстве какой-то си­нагоги неким «Феодотом, сыном Беттена, священником и начальником синагоги, сыном начальника синагоги и внуком начальника синагоги...» Поскольку Феодот, как считают археологи, очевидно, взял себе имя римского рода Беттенов (или Беттиев), то в таком случае он или кто-ли­бо из его предков был вольноотпущенником из Италии, так как рабы, становясь вольноотпущенниками, брали обычно имя своего бывшего господина, отпустившего их на свободу. Следовательно, еще при Пом­пее (63 г. до Р. X.) иудейский предок Феодота в качестве пленного был отведен в Италию. Эта надпись вызывает еще больший интерес, если учитывать тот факт, что апостол Лука в книге Деяния святых апостолов упоминает о синагоге либертинцев (вольноотпущенников). Он пишет: «Восташа же нецыи от сонма глаголемаго Ливертинска... стязающеся со Стефаном» (Деян. 6, 9). Олбрайт полагает: «Следовательно, есть доста­точные основания, чтобы связывать данную синагогу с синагогой ли­бертинцев, о которой говорится в Деяниях (6, 9)»1. Подобную мысль высказал и профессор археологии Д. А. Томпсон, добавив: «Мы вправе сделать вывод о том, что синагога, о которой идет речь, была построена в начале I века, когда Христос жил в Назарете»2.

Были обнаружены и другие надписи, а также краткие пометки, сде­ланные на сосудах, которые датируются I веком. Надписи находят по всей Палестине. Наибольший интерес из них вызывают те, что связаны с сооружением водопровода в Кесарии, но мы не будем сейчас их ка­саться. Они ясно и достоверно свидетельствуют о политическом и куль­турном присутствии римлян в Палестине в период до и после событий, о которых говорится в Новом Завете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.)