Русскому читателю, вероятно, будет интересно узнать, что проконсул Сергий Павел почитается в качестве местночтимого святого Православной Церковью Кипра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русскому читателю, вероятно, будет интересно узнать, что проконсул Сергий Павел почитается в качестве местночтимого святого Православной Церковью Кипра.



2. Здесь имеется в виду литра — римская мера веса, римский фунт. Эта ме­ра упоминается и в Новом Завете (Ин. 19, 39).

 

Евангелие от Иоанна

Археология пролила свет и на некоторые из проблем, связанных с Евангелием от Иоанна.

1. Вопрос о том, когда было написано это Евангелие, решился прак­тически окончательно в 1935 году, после того как в библиотеке Джона Райлендса в Манчестере Робертсом был найден фрагмент одного папи­руса. О содержании, ценности его и мнениях специалистов по поводу этого важнейшего археологического открытия было достаточно деталь­но рассказано выше3.

2. Подробно писали мы также о словах «равви» и «учитель», кото­рые встречаются в этом Евангелии, и о сомнениях некоторых авторов, считающих, что эти слова появились якобы позже времени Иоанна. Данные археологии подтвердили, что наименования «равви» и «учи­тель» широко употреблялись во времена Господа нашего Иисуса Хри­ста. Доказано и то, что такие имена, как Лазарь, Марфа, Мария, Елизавета, Саломея были очень распространены в I веке. Но и об этом было уже сказано достаточно1.

3. Иоанн повествует о том, как во время суда Пилат вывел Господа из претории, а сам сел на судейское место, расположенное на месте, гла­големом Лифостротон, которое на еврейском (арамейском) языке назы­валось Гаввафа (Ин. 19, 13). Слово «лифостротон» означает некое мес­то, вымощенное камнями или выложенное мозаикой. «Гаввафа» в переводе с еврейского (арамейского) — «возвышенность, холм»2.

До последнего времени сохранялись сомнения по поводу того, где находилась претория Пилата. Но в результате раскопок монастыря «Dames de Sion» («сестры Сиона») и францисканского монастыря Би­чевания место, которое называлось Гаввафа, было найдено в северо-за­падной части нынешней территории храма3. Там, где ранее была распо­ложена крепость «Антония», под так называемой аркой «Ессе Homo» («Се человек») археологами были обнаружены остатки лифостротона. Ровный, большого размера, выполненный в римском стиле каменный пол занимает площадь не менее 2 500 м2. Когда-то эти камни образовы­вали двор крепости «Антонии», которая находилась на скалистой воз­вышенности и вполне могла называться по-арамейски Гаввафа. Арка «Ессе Homo» датируется гораздо более поздним временем, а значит, она не являлась частью двора. По мнению американского археолога Ол-брайта, «местоположение мостовой было четко установлено в результа­те блестящих изысканий профессора Вансана, который обратил внима­ние на скалистые выступы холма в этом месте, а также в результате давних раскопок монастыря «Dames de Sion» и францисканского мона­стыря Бичевания4. Профессор Томпсон, ссылаясь на выводы Вансана, замечает: «Даже если пока еще остаются какие-то сомнения в том, что указанное место тождественно библейскому, эта мысль, безусловно, имеет под собой основания»5.

4. Олбрайт уверенно поддерживает также ту точку зрения, согласно которой место, где крестил Иоанн Предтеча, — в Еноне, близ Салима, по­тому что там было много воды (Ин. 3, 23), — находилось неподалеку от современных городов Сихем и Наблус, где до сих пор существует дерев­ня под названием Салим, поблизости от которой находится деревня

Айнун. Салим и Айнун расположены неподалеку от истоков Wadi Far'ah («потока Фараха») в районе, изобилующем источниками1.

5. Христос непременно должен был также видеть развалины храма на горе Гаризим, когда беседовал с самаритянкой у Сихарского колодца. Археология помогла локализовать местонахождение этого храма. Сама­ритянка показывала тогда в сторону горы Гаризим, где стоял храм (Ин. 4, 20), который был построен около 400 г. до Р. X. и разрушен Иоанном Гирканом I в 128 г. до Р. X. При императоре Адриане (117-138 гг. по Р. X.) римляне поставили на том же месте храм Юпитера. А самаритяне до сих пор совершают на этой горе праздничное пасхальное жертвопри­ношение2.

6. Существование, подлинность и значение Овчей купели, где Гос­подь исцелил человека, лежавшего в параличе более 38 лет, вызывали в последнее время большой интерес специалистов. Эта купальня под на­званием «Вифезда» была обнаружена в ходе раскопок, которые прово­дились за храмом святой Анны в северной части холма, где стоял храм Соломона. Так было доказано, что и в этой части своего повествования Иоанн был абсолютно точен3.

7. Совсем недавно археологи явили миру и развалины дома перво­священника Каиафы (18-36 гг. по Р. X.). Их раскрыли наверху Сион­ского холма при раскопках в аристократическом квартале древнего го­рода. Сохранилось несколько сводчатых комнат, а также некоторое количество предметов ручной работы, обнаруженных экспедицией Ма-ген Броши4.

Археолог Томпсон, учитывая все эти и некоторые другие находки, представляющие интерес для специалистов, делает следующий вывод: подлинность Евангелия от Иоанна неоспорима. «Археологические дан­ные убеждают нас в том, что первичный текст был создан в середине 1 века нашей эры. Нет ничего такого, что заставляло бы датировать текст II веком нашей эры, поскольку очень многое совпадает с реалиями именно первого века»5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.006 с.)