Использование метода проектов в дошкольном учереждении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование метода проектов в дошкольном учереждении



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ

 

 

Подготовила:
студентка 41 группы
педагогического факультета,
специальность “НОДО”,
Самуратова Ксения Сайфуллаевна

____________________

(подпись, дата)

 

Научный руководитель:

 

 

________________________ (подпись, дата)

 



Витебск, 2013

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа 44 с., 1 рис., 1 табл., 1 диаграмма, 48 источников, 2 прил.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: метод проектов как способ экологического воспитания дошкольников.

Цель: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании дошкольников и условия его эффективной реализации.

Задачи:

1. Провести историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов

2. Определить содержание экологической проектной деятельности дошкольников.

3. Раскрыть условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

4. Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в экологическом воспитании дошкольников.

Гипотеза:

Применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста, если будут созданы следующие педагогические условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании дошкольников:

1. Педагог будет следовать правилам и принципам организации проектного метода;

2. Если проект будет давать свободу творчества.

Методы исследования: общенаучный метод изучения и сравнительного анализа изученных источников, теоретический анализ педагогических идей, анкетирование, математические методы обработки данных, изучение и анализ опыта работы воспитателей.

Результаты внедрения: разработка использована в учебном процессе на кафедре дошкольного и начального образования УО «ВГУ им. П.М. Машерова».

Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты могут служить методическим и наглядным материалом для воспитателей, а также использоваться студентами педагогического факультета во время прохождения практик в ДУ.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проектов……………………...….….6

1.1. Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания……………………………………...………...……...6

1.2. Сущность экологического воспитания дошкольников…………...…………………………………………….....10

1.3. Характеристика и классификация метода проектов…………..............16

 

 

ГЛАВА 2. Реализация метода проектов в ДУ ….……………………………………………………...………………………….22

 

2.1. Из опыта работы педагогов…………………..……………………………………………………..22

 

2.2. Организация процесса экологического воспитания дошкольников посредством метода проектов …………....……………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………..….33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………...………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

XXI век - век информационного взрыва, радикально меняющего отношения между людьми. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная задача. В условиях открытых обществ формировать у учащихся глобальное мышление, способствовать понимать и уважать культуру родного края и других стран важно как в личном плане, так и в социальном.

Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:

- обеспечить высокий уровень знаний учеников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

- развить каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

- повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;

- сформировать у учащихся целостную картину мира;

- грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе, а также в научных, культурных, информационных центрах.[1]

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. [2]

Цель и задачи исследования:

Цель исследования – изучить и выявить особенности применения проектного метода обучения в ДУ.

Задачи работы исследования:

1) изучить историю становления и развития метода проектов в системе образования;

2) раскрыть понятие и сущность проектного метода обучения;

3) определить принципы, условия и закономерности реализации проектной технологии обучения;

4) изучить опыт использования проектного метода обучения.

Объект и предмет исследования:

Объект исследования - метод проектов в ДУ.

Предмет исследования – процесс использования метода проектов в обучении дошкольников.

В качестве опорных теоретико-методологических оснований выступают философско-социологические идеи об организации деятельности по разрешению практических задач (Г.В. Гегель, Д. Дьюи, И. Кант, У.Х. Килпатрик); концепция деятельностного подхода в развитии личности ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Леонтьев, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин); Закон об образовании в Республике Беларусь.

Методы исследования: общенаучный метод изучения и сравнительного анализа изученных источников, теоретический анализ педагогических идей, изучение и анализ опыта работы воспитателей.
Данная работа имеет практическую значимость, так как материалы могут быть использованы воспитателями, а также студентами педагогического факультета при организации учебного процесса и во время прохождения практик в школе.

 

Этап – исследовательский.

Участники проекта собирают информацию о родной деревни Богушевичи. Воспитатель организует встречу с мастерами народных ремесел, проводит экскурсию по музею школы, помогает оформить выставку рисунков «Мой родны кут! Як ты мне мілы!..».

Этап – практический.

На данном этапе ученики оформляют альбом о родной деревне, с помощью воспитателя разрабатывают мероприятие «Зямля бацькоў, зямля святая!» для презентации альбома.

Сроки проекта

8 месяцев

 

Актуальность проекта

Экономика испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на занятиях, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Проект озеленения "Зелёная планета" позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды.

Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.

Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения уголка природы перейти к озеленению двора. Привлечь к этой работе большее количество родителей.


Вид проекта

· практико-ориентированный


Цель проекта

· формирование у детей эколого-биологических знаний;

· создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель; создание зеленого уголка в фойе первого этажа.

 

Задачи проекта «Зелёная планета»

Образовательные

· расширить знания детей о комнатных растениях;

· сформировать представление об их значимости;

· развить практические навыки ухода за комнатными растениями.

 

Воспитательные

· воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;

· воспитание экологической культуры.

Материальные

· улучшение экологической среды сада, объединение усилий педагогов, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение ДУ.

 

Методы

· словесные;

· наглядно-демонстрационные;

· практические.

Виды деятельности

· учебно-игровая

· исследовательская. коммуникативно-диалоговая

· практико-ориентированная

 

Планирование

Действия Сроки Ресурсы Результаты
  Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, определение целей и задач проекта Сентябрь Опыт других педагогов, методические рекомендации по социальному проектированию Протокол совещания
  Проведение родительского собрания Сентябрь Презентация и доклад "Экология вокруг нас", анкеты для родителей Протокол родительского собрания
  "Зелёная планета" Октябрь Сценарий, презентация Дети получили знания
  Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Растения Беларуси» Октябрь Музей, рассказ экскурсовода Дети получили знания
  Теоретические занятия по сбору материала для журнала "Мир открытий" Сентябрь – ноябрь Библиотека, интернет (помощь родителей, воспитателя) Дети получили знания
  Создание экологического журнала "Мир открытий" Ноябрь Собранный по теме материал, рисунки детей Журнал "Мир открытий"
  Конкурс – выставка творческих работ по оформлению зелёного уголка Декабрь Рисунки эскизов зелёного уголка Победитель конкурса и эскиз «Зелёного уголка»
  "Моё зелёное чудо" теоретические + практические занятия по выращиванию комнатных растений   Сентябрь-апрель Конспекты занятий, видео материал, горшочки с растениями Горшки с растениями, выращенные в стенах ДУ детьми под руководством педагогов
  Репетиции мини-спектакля "Зелёная планета" Декабрь - апрель Сценарий Мини спектакль
  Изготовление костюмов и реквизита для мини спектакля "Зелёная планета" Декабрь - апрель Эскизы костюмов для мини спектакля "Зелёная планета" Костюмы
  Родительское собрание "Презентация "Моё зелёное чудо" 9 апреля Презентации родителей и детей, выращенные растения Протокол собрания, выращенные растения
  Оформление панно Февраль Эскиз Панно
  Презентация проекта 20 апреля Воспитательное мероприятие, награждение участников проекта Мини спектакль "Зелёная планета"
         

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы по проблеме реализации проектного метода обучения в начальной школе нами были получены следующие результаты:

1. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Однако впервые метод проектов был описан в 1918 году американским педагогом и психологом У.Х. Килпатриком. Очень быстро метод проектов распространился в США, в странах Северной и Центральной Европы. За ним закрепилась слава как наиболее эффективного метода обучения. Но уже в 60-70-е годы XX века в США развернулась массовая критика этого метода. По мнению критиков, метод проектов приводит к нарушению систематичности обучения и снижению уровня теоретических знаний учащихся по основам наук.

В СССР этот метод применялся в опытных и некоторых массовых школах в первые годы советской власти, однако был осужден и запрещен в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе».

2. В современном понимании метод проектов – это совместная деятель­ность педагога и воспитанников, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Он помогает выработать у дошкольников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с ин­формацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обосно­ванные выводы; принимать самостоятельные аргументиро­ванные решения; научить работать в команде, выполняя раз­ные социальные роли.

3. Метод проектов предполагает использование воспитателем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами: принцип детоцентризма; принцип кооперации; принцип опоры на субъектный опыт учащихся; принцип учета индивидуальности детей; принцип свободного выбора; принцип связи исследования с реальной жизнью.

4. В практике педагогической работы используются несколько видов проектов: исследовательские, творческие, информационные, социальные. Типология проектов основывается на следующих признаках: доминирующая в проекте деятельность: исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий; предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта); характер контактов; количество участников проекта; продолжительность проекта.

Традиционно в начальной школе выделяют три этапа работы над проектом: 1. Подготовительный, 2. Исполнительский, 3. Итоговый. Однако наименование, количество и содержание основных этапов над проектом в небольшой степени может меняться, что часто и делают воспитатели ДУ.

Изучение опыта белорусских педагогов, реализующих проектный метод обучения, показывает, что использование данного метода способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала дошкольников.

Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению группы, развитию коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Проекты детей раскрывают самые разнообразные стороны жизни растений и животных, знакомят с различными явлениями природы и жизни на Земле, позволяют заглянуть в мир поэзии, музыки, живописи.

Особое значение проектной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами ДУ, адаптируются к современным условиям жизни. Она способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Таким образом, проведенное исследование позволило прийти к следующему выводу: метод проектов в действительности можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов в сфере образования, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания. Проектная деятельность в ДУ позволяет решать разнообразные комплексные задачи развития собственных интересов детей, их деловых и организационных способностей, общих, универсальных компетенций; индивидуального стиля деятельности; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретных делах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // ДУ. – 1994. - №4. – С.34-38.

2. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // ДУ. – 1992. - №3 – С.36-40.

3. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976. – 369 с.

4. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е изд. доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

5. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

6. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.

7. Захлебный А.Н. ДУ и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.

8. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.

9. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

10. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.

11. Непомнящий Н. Кошачья леди // ДУ. – 1991. -№10.–С.1-6.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

14. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

15. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

16. Полат Е.С. / Народное образование - № 2, 3 - 2000 г.

17. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и ДУ - № 4, 1997

18. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.

19. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.

20. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.

21. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // ДУ. – 1997. - №4. – С.48-52.

22. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // ДУ. – 1993. - №9. – С.40-42.

23. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения дошкольников к природе. – М., 1978. – 49с.

24. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

25. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.

26. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

27. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.

28. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая ДУ, 1994. – 126с.

29. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // ДУ. – 1991. - №11. – С.49-52.
Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых / Е.Б. Новикова // ДУ. – 2008. – № 5. – С. 34-38.

30. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. С. 3-6.

31. Полат, Е.С. Метод проектов: История и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 43-47.

32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педвузов / Е.С. Полат [и др.]; под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

33. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей – 2-ое изд. / Н.И. Запрудский. – Мн.: Мастерская учителя, 2004. – 288 с.

34. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьные технологии, 2006. – Т. 1. – 816 с.

35. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов / И.В. Цветкова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.

36. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьные технологии, 2005. – 224 с.

37. Филицина, И.В. Проект «Книга о цифрах» / И.В. Филицина // ДУ. – 2008. – № 9. – С. 33-34.

38. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./ Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

39. Новолодская, Е.Г., Яковлева, С.Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения / Е.Г. Новолодская, С.Н. Яковлева // ДУ. – 2008. – № 1. – С. 94-99.

40. Белобородова, Т. Н. Использование метода проектов для развития творческих возможностей учащихся / Т.Н. Белобородова // Пачатковае навучанне. – 2008. – № 4. – С. 49-52.

41. Жыліч, Н.А. Творчы праект «Янка Купала – песняр Беларусі» / Н.А. Жыліч // Пачатковая ДУ. – 2007. – № 5. – С. 22-24.

42. Несцярэнка, А.Д. Вучэбны праект «Каб любіць свой край, трэба перш за ўсе яго ведаць» / А.Д. Нестцярэнка // Пачатковая ДУ. – 2007. – № 11. – С. 19-22.

43. Дидоренко, Т.В. Проектно-исследовательская работа / Т.В. Дидоренко // Пачатковая ДУ. – 2008. – № 12. – C. 41-43.

44. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авторы-составители.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.

45. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения./ Л. С. Киселева. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

46. Матяш, Н. В., Симоненко, В. Д. Проектная деятельность дошкольников./ Н. В. Матяш. – М.: Вентана-Нрафф, 2002. – 112 с

47. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся./ И. С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2008. – 80 с.

48. Щербакова, С. Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ С. Г. Щербакова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с.

 

 

Приложение №1 к проекту "Зелёная планета"

Тематическое занятие "Зелёная планета"

Цели

1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.

2. Расширить знания о разнообразии комнатных растений

3. Знакомить с особенностями ухода за комнатными растениями.

4. Расширить кругозор, представления детей о значении растений для жизни на Земле

Ход мероприятия

Организационный момент

Чтец

О, люди! О, люди!Как вы допустили,
Вы самое главное в жизни забыли,
Забыли о том,что природа – ваш дом!

 

Сообщение темы мероприятия

Т ема классного часа посвящена проекту "Зеленая планета". Сегодня вы узнаете о том, зачем нужны растения нашей планете, познакомитесь с особенностями ухода за комнатными растениями. Вы поделитесь со своими одноклассниками впечатлениями, знаниями о том комнатном растении, которое вы выращиваете.

Беседа

· Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?

· Почему человек не может жить без растений?

Р астения улучшают природную среду: обогащают воздух кислородом, очищают его от вредных примесей и пыли, выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Своей листвой растения заглушают шум.

· Почему лес называют "легкими Земли"?

· Почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений? Знаете ли вы, что зелёный цвет растений благотворно влияет на наше здоровье и улучшает настроение? Оказывается, зелёный цвет меньше всего утомляет человека. Достаточно несколько минут посмотреть вдаль, чтобы отдохнули, уставшие от работы глаза. Зелёные комнатные растения не раздражают, а, наоборот, помогают сосредоточиться, спокойно работать. Вот почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений. Вы уже знакомы со строением растений.
О том, как растение питается, и какие процессы в нем происходят, вы сейчас узнаете из сценки.

·

4. Сценка "Что происходит с растением под действием света?"

Ведущий

· Красно солнышко встает, день над лесом настает.

Солнце

· Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой.

Й лист

· Хлорофилл начнет работу,

· На себя возьмет заботу

· О еде, питании, росте,

· И придут тогда к нам гости

· Сахар вкусный и крахмал.

Й лист

· Для питания крахмал нужен нам и сахар.

· Чтоб листок прибавил рост, «выдержим» характер.

· Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.

· Через устьица его мы быстро поглощаем.

Й лист

· А корни нам несут поток –

· Живой воды большой глоток.

Й лист

· Чудодей наш хлорофилл заработал смело.

· Углекислый газ с водой применил он в дело.Компоненты все смешал, «на солнышке сварил»,

· «На стол подал».

Хлорофилл

Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята!

Листья

· Работает весь народ, выделяет кислород.

Кислород

· Я – искристый кислород.

· Оживлю лесной народ.

· Дышит лес и дышит луг.

· С кислородом все вокруг.

· Жизнь даю траве и птице,

· И жучку, и гусенице.

· Только ночь придет в наш дом,

· Потемнеет все кругом,

· Возвращаюсь в лист опять,

· Не хочу в ночи гулять.

· Дышит лес мой в темноте,

· Не нуждается в еде.

· Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, и в воздух выделяется кислород. Вещества, которые образуются в растениях, - основная пища растений. Вот почему растение без листьев погибает.

Полезный совет

Вода, оставшаяся от варки картофеля, содержит крахмал и имеет повышенное содержание микроэлементов, ею хорошо изредка поливать цветы. Крахмал активизирует почвенные организмы.

Викторина

А сейчас давайте сыграем в викторину "Загадки о зеленых питомцах". Каждое отгаданное слово мы впишем в наш кроссворд.

· Зеленые листочки
С белой полосочкой
Корни утолщённые
И усы кручёные.

· Лист горбочком,
С желобочком
Шипы имеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час!

· Зеленые лепешки –
В каменном лукошке.
На ребро положены
Иглами усажены.

· Всю зиму всё лето
Невестой одета:
Девичья краса
Не на два часа.

· Щучий хвост
Пошёл в рост.
Не в пруду,
Не в речке –
На окне у печки.

· Была мала –
Платье берегла.
Стала велика –
Продрала бока.

Итог занятия

· С какими комнатными растениями вы познакомились сегодня?

· Что вы узнали об уходе за ними?

· Итак, какое же значение имеют растения для жизни на Земле?

· Для чего люди озеленяют свои помещения, дворы?

· Почему мы стремимся сделать нашу планету зелёной?

 

 

Приложение №2 к проекту "Зелёная планета"

Родительское собрание на тему:
«Экологическое воспитание дошкольника или Зелёная планета»

"Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем... "
(Н. Семенова)

Цели

1. Просвещение родителей на тему "Экологическое воспитание ребенка в семье".

2. Привлечение внимания родителей к вопросу формирования у учащихся экологической культуры.

3. Включение родителей в совместную работу над проектом "Зеленая планета".

4. Знакомство родителей с этапами работы над проектом "Зеленая планета".

Ход собрания

Организационный этап

2.Вступительное слово воспитателя
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание. Для этого в нашей школе создан экологический кружок "Лотос", руководителем которого является Гонзина С. А.

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.

"…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги».Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с эстетическим. Возьмем одно из чудес природы – цветы. Они не раз пробуждали в людях вдохновение. Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым". Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость.

Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе.Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце.

Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой.Чтобы каждый уголок нашей родины был похож на цветущий край, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

 

Итог мероприятия

Мы надеемся, что вас заинтересовал данный проект и наша совместная работа принесет плоды, а также, что вы получите удовлетворение от совместной творческой деятельности.

 

Приложение №3 к проекту "Зелёная планета"

Анкета для родителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ

 

 

Подготовила:
студентка 41 группы
педагогического факультета,
специальность “НОДО”,
Самуратова Ксения Сайфуллаевна

____________________

(подпись, дата)

 

Научный руководитель:

 

 

________________________ (подпись, дата)

 



Витебск, 2013

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа 44 с., 1 рис., 1 табл., 1 диаграмма, 48 источников, 2 прил.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: метод проектов как способ экологического воспитания дошкольников.

Цель: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании дошкольников и условия его эффективной реализации.

Задачи:

1. Провести историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов

2. Определить содержание экологической проектной деятельности дошкольников.

3. Раскрыть условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

4. Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в экологическом воспитании дошкольников.

Гипотеза:

Применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста, если будут созданы с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.196 с.)