Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация процесса экологического воспитания дошкольников посредством метода проектов

Поиск

Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается умением работать практически в интересуемой области знаний. Для этого мы реализовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. Как было сказано раннее, работа по экологическому воспитанию заключается в формировании экологического сознания, через формирование экологических представлений и убеждений.

Исследование дошкольниками реальной жизни, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет дошкольникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
В содержании экологического образования в старшей группе ДУ должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у дошкольников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.
Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах ¾ природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Дошкольников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ¾ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Несмотря на то, что дошкольники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место на занятиях по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ¾ влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы могут быть прослежены несколько содержательных линий:

¾ человек ¾ природное существо и член общества;

¾ многообразие природного и социо-культурного окружения человека;

¾ экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

¾ труд и поведение человека в окружающей среде.

Успех зависит от того, как воспитатель сочетает деятельность детей в стенах ДУ с изучением природной среды в окрестностях сада или села. Так, органической составной частью работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей сад природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.

Работа над проектом позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени воспитанник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Дошкольники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами дошкольника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.

Разнообразные виды работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания дошкольников.

Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности), доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.

Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность. Исходя из чего, мы начали работу над экологическим проектом “Зелёная планета”.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем экологический проект «Зелёная планета» для дошкольников:

Сроки проекта

8 месяцев

 

Актуальность проекта

Экономика испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на занятиях, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Проект озеленения "Зелёная планета" позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды.

Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.

Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения уголка природы перейти к озеленению двора. Привлечь к этой работе большее количество родителей.


Вид проекта

· практико-ориентированный


Цель проекта

· формирование у детей эколого-биологических знаний;

· создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель; создание зеленого уголка в фойе первого этажа.

 

Задачи проекта «Зелёная планета»

Образовательные

· расширить знания детей о комнатных растениях;

· сформировать представление об их значимости;

· развить практические навыки ухода за комнатными растениями.

 

Воспитательные

· воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;

· воспитание экологической культуры.

Материальные

· улучшение экологической среды сада, объединение усилий педагогов, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение ДУ.

 

Методы

· словесные;

· наглядно-демонстрационные;

· практические.

Виды деятельности

· учебно-игровая

· исследовательская. коммуникативно-диалоговая

· практико-ориентированная

 

Планирование

Действия Сроки Ресурсы Результаты
  Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, определение целей и задач проекта Сентябрь Опыт других педагогов, методические рекомендации по социальному проектированию Протокол совещания
  Проведение родительского собрания Сентябрь Презентация и доклад "Экология вокруг нас", анкеты для родителей Протокол родительского собрания
  "Зелёная планета" Октябрь Сценарий, презентация Дети получили знания
  Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Растения Беларуси» Октябрь Музей, рассказ экскурсовода Дети получили знания
  Теоретические занятия по сбору материала для журнала "Мир открытий" Сентябрь – ноябрь Библиотека, интернет (помощь родителей, воспитателя) Дети получили знания
  Создание экологического журнала "Мир открытий" Ноябрь Собранный по теме материал, рисунки детей Журнал "Мир открытий"
  Конкурс – выставка творческих работ по оформлению зелёного уголка Декабрь Рисунки эскизов зелёного уголка Победитель конкурса и эскиз «Зелёного уголка»
  "Моё зелёное чудо" теоретические + практические занятия по выращиванию комнатных растений   Сентябрь-апрель Конспекты занятий, видео материал, горшочки с растениями Горшки с растениями, выращенные в стенах ДУ детьми под руководством педагогов
  Репетиции мини-спектакля "Зелёная планета" Декабрь - апрель Сценарий Мини спектакль
  Изготовление костюмов и реквизита для мини спектакля "Зелёная планета" Декабрь - апрель Эскизы костюмов для мини спектакля "Зелёная планета" Костюмы
  Родительское собрание "Презентация "Моё зелёное чудо" 9 апреля Презентации родителей и детей, выращенные растения Протокол собрания, выращенные растения
  Оформление панно Февраль Эскиз Панно
  Презентация проекта 20 апреля Воспитательное мероприятие, награждение участников проекта Мини спектакль "Зелёная планета"
         

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы по проблеме реализации проектного метода обучения в начальной школе нами были получены следующие результаты:

1. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Однако впервые метод проектов был описан в 1918 году американским педагогом и психологом У.Х. Килпатриком. Очень быстро метод проектов распространился в США, в странах Северной и Центральной Европы. За ним закрепилась слава как наиболее эффективного метода обучения. Но уже в 60-70-е годы XX века в США развернулась массовая критика этого метода. По мнению критиков, метод проектов приводит к нарушению систематичности обучения и снижению уровня теоретических знаний учащихся по основам наук.

В СССР этот метод применялся в опытных и некоторых массовых школах в первые годы советской власти, однако был осужден и запрещен в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе».

2. В современном понимании метод проектов – это совместная деятель­ность педагога и воспитанников, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Он помогает выработать у дошкольников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с ин­формацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обосно­ванные выводы; принимать самостоятельные аргументиро­ванные решения; научить работать в команде, выполняя раз­ные социальные роли.

3. Метод проектов предполагает использование воспитателем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами: принцип детоцентризма; принцип кооперации; принцип опоры на субъектный опыт учащихся; принцип учета индивидуальности детей; принцип свободного выбора; принцип связи исследования с реальной жизнью.

4. В практике педагогической работы используются несколько видов проектов: исследовательские, творческие, информационные, социальные. Типология проектов основывается на следующих признаках: доминирующая в проекте деятельность: исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий; предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта); характер контактов; количество участников проекта; продолжительность проекта.

Традиционно в начальной школе выделяют три этапа работы над проектом: 1. Подготовительный, 2. Исполнительский, 3. Итоговый. Однако наименование, количество и содержание основных этапов над проектом в небольшой степени может меняться, что часто и делают воспитатели ДУ.

Изучение опыта белорусских педагогов, реализующих проектный метод обучения, показывает, что использование данного метода способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала дошкольников.

Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению группы, развитию коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Проекты детей раскрывают самые разнообразные стороны жизни растений и животных, знакомят с различными явлениями природы и жизни на Земле, позволяют заглянуть в мир поэзии, музыки, живописи.

Особое значение проектной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами ДУ, адаптируются к современным условиям жизни. Она способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Таким образом, проведенное исследование позволило прийти к следующему выводу: метод проектов в действительности можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов в сфере образования, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания. Проектная деятельность в ДУ позволяет решать разнообразные комплексные задачи развития собственных интересов детей, их деловых и организационных способностей, общих, универсальных компетенций; индивидуального стиля деятельности; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретных делах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // ДУ. – 1994. - №4. – С.34-38.

2. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // ДУ. – 1992. - №3 – С.36-40.

3. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976. – 369 с.

4. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е изд. доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

5. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

6. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.

7. Захлебный А.Н. ДУ и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.

8. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.

9. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

10. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.

11. Непомнящий Н. Кошачья леди // ДУ. – 1991. -№10.–С.1-6.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

14. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

15. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

16. Полат Е.С. / Народное образование - № 2, 3 - 2000 г.

17. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и ДУ - № 4, 1997

18. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.

19. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.

20. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.

21. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // ДУ. – 1997. - №4. – С.48-52.

22. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // ДУ. – 1993. - №9. – С.40-42.

23. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения дошкольников к природе. – М., 1978. – 49с.

24. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

25. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.

26. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

27. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.

28. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая ДУ, 1994. – 126с.

29. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // ДУ. – 1991. - №11. – С.49-52.
Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых / Е.Б. Новикова // ДУ. – 2008. – № 5. – С. 34-38.

30. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. С. 3-6.

31. Полат, Е.С. Метод проектов: История и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 43-47.

32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педвузов / Е.С. Полат [и др.]; под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

33. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей – 2-ое изд. / Н.И. Запрудский. – Мн.: Мастерская учителя, 2004. – 288 с.

34. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьные технологии, 2006. – Т. 1. – 816 с.

35. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов / И.В. Цветкова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.

36. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьные технологии, 2005. – 224 с.

37. Филицина, И.В. Проект «Книга о цифрах» / И.В. Филицина // ДУ. – 2008. – № 9. – С. 33-34.

38. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./ Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

39. Новолодская, Е.Г., Яковлева, С.Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения / Е.Г. Новолодская, С.Н. Яковлева // ДУ. – 2008. – № 1. – С. 94-99.

40. Белобородова, Т. Н. Использование метода проектов для развития творческих возможностей учащихся / Т.Н. Белобородова // Пачатковае навучанне. – 2008. – № 4. – С. 49-52.

41. Жыліч, Н.А. Творчы праект «Янка Купала – песняр Беларусі» / Н.А. Жыліч // Пачатковая ДУ. – 2007. – № 5. – С. 22-24.

42. Несцярэнка, А.Д. Вучэбны праект «Каб любіць свой край, трэба перш за ўсе яго ведаць» / А.Д. Нестцярэнка // Пачатковая ДУ. – 2007. – № 11. – С. 19-22.

43. Дидоренко, Т.В. Проектно-исследовательская работа / Т.В. Дидоренко // Пачатковая ДУ. – 2008. – № 12. – C. 41-43.

44. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авторы-составители.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.

45. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения./ Л. С. Киселева. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

46. Матяш, Н. В., Симоненко, В. Д. Проектная деятельность дошкольников./ Н. В. Матяш. – М.: Вентана-Нрафф, 2002. – 112 с

47. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся./ И. С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2008. – 80 с.

48. Щербакова, С. Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ С. Г. Щербакова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с.

 

 

Приложение №1 к проекту "Зелёная планета"

Тематическое занятие "Зелёная планета"

Цели

1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.

2. Расширить знания о разнообразии комнатных растений

3. Знакомить с особенностями ухода за комнатными растениями.

4. Расширить кругозор, представления детей о значении растений для жизни на Земле

Ход мероприятия

Организационный момент

Чтец

О, люди! О, люди!Как вы допустили,
Вы самое главное в жизни забыли,
Забыли о том,что природа – ваш дом!

 

Сообщение темы мероприятия

Т ема классного часа посвящена проекту "Зеленая планета". Сегодня вы узнаете о том, зачем нужны растения нашей планете, познакомитесь с особенностями ухода за комнатными растениями. Вы поделитесь со своими одноклассниками впечатлениями, знаниями о том комнатном растении, которое вы выращиваете.

Беседа

· Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?

· Почему человек не может жить без растений?

Р астения улучшают природную среду: обогащают воздух кислородом, очищают его от вредных примесей и пыли, выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Своей листвой растения заглушают шум.

· Почему лес называют "легкими Земли"?

· Почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений? Знаете ли вы, что зелёный цвет растений благотворно влияет на наше здоровье и улучшает настроение? Оказывается, зелёный цвет меньше всего утомляет человека. Достаточно несколько минут посмотреть вдаль, чтобы отдохнули, уставшие от работы глаза. Зелёные комнатные растения не раздражают, а, наоборот, помогают сосредоточиться, спокойно работать. Вот почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений. Вы уже знакомы со строением растений.
О том, как растение питается, и какие процессы в нем происходят, вы сейчас узнаете из сценки.

·

4. Сценка "Что происходит с растением под действием света?"

Ведущий

· Красно солнышко встает, день над лесом настает.

Солнце

· Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой.

Й лист

· Хлорофилл начнет работу,

· На себя возьмет заботу

· О еде, питании, росте,

· И придут тогда к нам гости

· Сахар вкусный и крахмал.

Й лист

· Для питания крахмал нужен нам и сахар.

· Чтоб листок прибавил рост, «выдержим» характер.

· Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.

· Через устьица его мы быстро поглощаем.

Й лист

· А корни нам несут поток –

· Живой воды большой глоток.

Й лист

· Чудодей наш хлорофилл заработал смело.

· Углекислый газ с водой применил он в дело.Компоненты все смешал, «на солнышке сварил»,

· «На стол подал».

Хлорофилл

Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята!

Листья

· Работает весь народ, выделяет кислород.

Кислород

· Я – искристый кислород.

· Оживлю лесной народ.

· Дышит лес и дышит луг.

· С кислородом все вокруг.

· Жизнь даю траве и птице,

· И жучку, и гусенице.

· Только ночь придет в наш дом,

· Потемнеет все кругом,

· Возвращаюсь в лист опять,

· Не хочу в ночи гулять.

· Дышит лес мой в темноте,

· Не нуждается в еде.

· Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, и в воздух выделяется кислород. Вещества, которые образуются в растениях, - основная пища растений. Вот почему растение без листьев погибает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.013 с.)