Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика и классификация метода проектовСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В педагогике нет однозначной трактовки понимания проектного метода. Для понимания сущности метода проектов, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект – это [6, с. 228]: 1) замысел переустройства того или иного устройства действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед»; 2) разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо, прообраз какого-либо объекта; 3) предварительный, предположительный текст какого-либо документа; 4) определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, компаний, дел, имеющих определенные цели; Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод проектов – это система учебно-познователеных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы [5]. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности воспитанника, развитие его интеллектуальны и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Суть проектного обучения состоит в том, что воспитанник в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание воспитанником конкретных ситуаций, преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов. Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Метод проектов преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой и др. [7] Метод проектов предполагает использование воспитателем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами. Основные дидактические принципы, реализующиеся при использовании проектного метода обучения [5, c. 145-146]: · Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность; · Принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; · Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый воспитанник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применять уже имеющиеся у него собственный опыт и знания; · Принцип учета индивидуальности учащихся: интересы, темп работы, уровень обученности; · Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов; · Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором; · Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат. Для того чтобы технологии проектного обучения реализовывались успешно, воспитатель должен организовывать и соблюдать соответствующие педагогические условия [8, c. 197]: 1. Создает проблемную ситуацию, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную детям тему для изучения и исследования. 2. Предоставляет дошкольникам возможность для выбора темы проекта, а также возможность индивидуального или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект. 3. Организует распределение подтем по группам, ролей и функций в группе. (Эти роли могут быть такими: организатор, докладчик, экспериментатор, сценарист, оформитель и т.п.) 4. Способствует проявлению у детей поисковой активности в их исследовательской деятельности. 5. Поддерживает и поощряет использование воспитанниками различных направлений поиска информации, различных методов исследования. 6. Консультирует ребенка на всех этапах работы. 7. Организует подведение итогов промежуточных этапов работы. 8. Предоставляет ребятам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работ над ними. 9. Организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их образовательных продуктов. Для чего же нужен метод проектов в системе образования? Прежде всего, для того, чтобы: º выработать у дошкольников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией; º научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; º принимать самостоятельные аргументированные решения; º научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Метод проектов открывает воспитанниками возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в саморазвитии, самовыражении. Проектная деятельность, отмечает И.В. Филицина, в рамках школы учит детей [9]: а) распознавать проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности; б) ставить цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбивать ее на тактические шаги; в) оценивать собственные силы и время, правильно распределять их; г) добывать информацию из различных источников, критически оценивать ее, ранжировать по значимости и ограничивать по объему; д) планировать свою работу; е) оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; ж) выявлять и анализировать допущенные ошибки. Любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое мышление, более того, она немыслима без творческой мысли. И всё-таки, если мы говорим о творческой деятельности, мы имеем в виду творческий, авторский замысел и авторское видение его реализации. Оценить такую творческую работу можно только с позиции «принятия – непринятия». С методом проектов иначе: здесь существуют чёткие критерии оценки, поскольку для рассмотрения проблемы используются научные методы исследования, объективные условия его выполнения. Аргументация выбранной позиции базируется на конкретных фактах, теориях, на знаниях, наблюдениях, данных экспериментов. Таким образом, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом. Цель внедрения проектного метода в систему образования – создание условий для формирования у детей исследовательских умений, творческих способностей. Задачи проектного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, воспитывать самостоятельности через индивидуальную, групповую и парную деятельность, а также развитие у них познавательных способностей, самостоятельного критического мышления.
Рис. 1.1. Комплексный характер метода проектов В настоящее время проекты классифицируются: 1. По доминирующей деятельности 2. По комплексности и характеру контактов 3. По продолжительности. [10]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.51 (0.009 с.) |