Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Водный обмен растенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все физиологические процессы в растении протекают сбалансировано лишь при оптимальном его обеспечении водой. Вода является не только растворителем, но и активным структурным компонентом клетки. Она участвует практически во всех физиолого-биохимических процессах в клетке: облегчает взаимодействие между молекулами, служит субстратом для фотосинтеза, участвует в многочисленных синтетических и гидролитических процессах. Вода, обладая высокой теплоемкостью, способствует стабилизации температуры растения. Находясь во всех органах, она создает в растении непрерывную фазу, обеспечивая связь органов друг с другом, а также возможность передвижения по растению питательных веществ. Водный баланс растения определяется соотношением между поглощением и выделением воды. Для бездефицитного водного баланса необходимо, чтобы расходование влаги листьями компенсировалось ее поглощением через корни. Подвядание растений приводит к серьезным нарушениям в ультраструктуре клеток и в целом в обмене веществ. Даже кратковременный недостаток воды не проходит для растения бесследно. После установления оптимальных условий водоснабжения фотосинтез восстанавливается лишь через 5-7 дней, рост – через 2-3 недели, что приводит к значительной потере урожая. Вода поступает в растение в результате сил корневого давления и присасывающего действия транспирации. Деятельность нижнего двигателя водного тока, состоящая главным образом в активном поглощении воды корневой системой, проявляется в плаче и гуттации растений. Силу, поднимающую воду вверх по сосудам, называют корневым давлением. Величина его обычно составляет 50-150 кПа. Корневое давление имеет большое значение в поглощении воды растением при подземном прорастании и в весеннее время до распускания листьев. Существенная роль корневого давления в поддержании непрерывности водных нитей в сосудах ксилемы. Корневое давление ликвидирует в ночные часы возникающий за день водный дефицит. Работа верхнего двигателя водного тока обусловлена испарением воды с поверхности листьев – транспирацией. Присасывающее действие транспирации передается корням в форме гидродинамического натяжения, связывающего работу обоих двигателей. Работа верхнего двигателя водного тока, основанная на использовании в качестве источника энергии солнечной радиации, регулируется автоматически (усиление потери влаги снижает водный потенциал испаряющих клеток, что ведет к активизации поступления в них воды). У хорошо облиственных растений присасывающая сила транспирации во много раз превосходит силу корневого давления. Основную роль в регуляции испарения воды играют устьица. Поэтому интенсивность транспирации в значительной степени зависит от степени их открытости. Кроме того, растение может уменьшить транспирацию, снижая испарение воды с поверхности клеток, за счет возрастания водоудерживающей способности цитоплазмы и клеточных стенок.
Работа 1. Определение поглощения воды растением потометрическим методом Цель: определить влияние различных условий на общее и активное поглощение воды растениями Объекты, реактивы, оборудование: проростки фасоли, бобов, тыквы или др. растений; кипяченая вода; прибор ПВВК (прибор всасывания воды корнем — прибор Веска), пластилин, лампа на 200 Вт, вентилятор, миллиметровая бумага, чугунный штатив с муфтами и лапкам, кристаллизатор или поддон, лезвия.
Краткие сведения Поступление воды в растение осуществляется благодаря действию двух двигателей водного тока __ верхнего и нижнего. Первый представляет собой присасывающую силу транспирации надземных органов, второй __ поглощение воды с участием корневой системы. Если работа верхнего двигателя пассивно зависит от внешних условий __ температуры, освещения, насыщенности воздуха водяным паром, то поглощение воды корнями обусловлено в значительной степени их активной метаболической деятельностью, в результате которой создается градиент сосущей силы между клетками корневых волосков и окружающим почвенным раствором. В то же время корням свойственен и пассивный механизм поглощения воды путем диффузии ее по свободному пространству. Тем не менее, для лаконичности поглощение воды с помощью корней будем называть активным, а с участием нижнего и верхнего концевых двигателей __ общим. Поглощение воды за короткие промежутки времени можно определить с помощью прибора потометра. Ход работы
Выкапывают растение, стараясь не повредить корни, отмывают их от почвы, вставляют в предварительно подготовленный прибор ПВВК (рис. 1а). Прибор представляет У-образную изогнутую стеклянную трубку, состоящую из широкого и узкого колена. На узком колене закреплена полоска миллиметровой бумаги. Держат потометр над кристаллизатором или поддоном и наливают кипяченую воду, чтобы изменения уровня воды были более заметными. В потометре не должно быть пузырьков воздуха, их удаляют через широкое колено, слегка наклоняя прибор. Вкладывают нижнюю часть стебля в канал просверленной и разрезанной вдоль пробки (рис.1). Предварительно определяют совпадение ширины отверстия и диаметра стебля; стенки канала для плотного прилегания стебля обмазывают тонким слоем пластилина. Опускают корни в широкое колено и вращательным движением вставляют, по возможности плотнее и глубже, пробку. Вытесняемая вода выливается через узкое колено. Под пробкой не должно быть пузырьков воздуха. Для этого щели в пробке замазывают пластилином. Наклоняют прибор узким коленом вниз. Если в широкое колено не врывается пузырьки воздуха, продолжают работу. В противном случае все собирают заново.
Рис. 1. Прибор для демонстрации (прибор Веска) всасывания воды корнем: а ___ смонтированный прибор, б ___ пробка для него
Закрепляют потометр в штативе, отмечают уровень воды в узком колене и следят за его изменением через каждые 3 мин. На основании полученных данных рассчитать среднюю скорость смещения мениска (в мм/мин). Затем следует определить среднюю скорость общего поглощения воды (в мм3/мин). Для этого нужно измерить с помощью миллиметровой бумаги внутреннее сечение узкого колена потометра (D) и, зная путь L, пройденный мениском в единицу времени (мм/мин), рассчитать объем поглощенной воды по формуле для объема цилиндра:
π▪ D2 ▪ L V = _______________ = 0,78▪ D2 ▪ L
Чтобы сравнить общее поглощение воды различными объектами, необходимо учитывать площадь их листьев. При этом общее поглощение воды выражается в мм3/дм2, а поглощение с площади листьев в час — мм3/дм2▪ч. Площадь листьев можно измерить несколькими способами. 1. Лист накладывают на миллиметровую бумагу, обводят контур его и подсчитывают площадь, занимаемую им (в мм2). 2. Листья, срезанные с растения, раскладывают на бумаге, обводят по контурам и взвешивают (Р1) Затем взвешивают бумажный квадрат (Р2) из этой же бумаги площадью 1см2 или 1дм2 (S2). Площадь листьев S1 находят из пропорции:
Р1___________ S1 Р1 ▪ S2 S1 = _____________ Р2 Р2 __________ S2
После определения поглощения воды целым растением с помощью лезвия удаляют его наземную часть, место среза смазывают вазелином и следят за поглощением воды только корнями, отмечая положение мениска каждые 3 мин, как указывалось ранее. На основании полученных результатов рассчитывают среднюю скорость поглощения (мм3/мин) и долю активного поглощения (в % от общего). Полученные данные записывают по форме табл. 1
Таблица 1
Сделать вывод о роли присасывающей силы транспирации и активной деятельности корней в поглощении воды растением при различных условиях. Задача. Сравнить интенсивность общего и активного поглощения воды: 1) у фасоли и тыквы; 2) у фасоли, освещаемой лампой 200Вт;при естественном освещении; 3) у фасоли, тыквы, бобов при обычном движении воздуха и под вентилятором. Общие результаты записать по форме табл.2. Таблица 2
Анализируют интенсивность общего и активного поглощения у исследованных объектов, влияние на них различных факторов среды.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.124 (0.008 с.) |