И топографической перкуссии, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И топографической перкуссии,



Аускультации легких. Основные и

Побочные шумы, бронхофония.

Диагностическое значение

Выявленных изменений.

 

2. Актуальность темы:

 

Знание методов сравнительной и топографической перкуссии и аускультации лёгких, владение методикой и техникой их проведения позволяет выявить симптомы заболевания органов дыхания.

 

3. Цели практического занятия:

 

Овладение практическими навыками обследования больного (перкуссия, аускультация легких) для выявления клинических симптомов заболеваний органов дыхания и их семиотического значения.

 

3. Задачи практического занятия:

 

3.1. Студент должен понимать:

· механизм развития основных клинических симптомов;

· взаимосвязь клинических симптомов органов дыхания с патоморфологическими и функциональными изменениями.

 

3.2. Студент должен знать:

· причины возникновения и патогенетические механизмы основных клинических симптомов при заболеваниях органов дыхания;

· семиотическое значение выявленных клинических симптомов.

3.3. Студент должен уметь:

· провести перкуссию и аускультацию легких и выявить основные клинические симптомы заболеваний органов дыхания.

4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:

· Физическое обоснование метода перкуссии.

· Физическое обоснование метода аускультации.

· Какие по частоте вибрации воспринимает ухо человека?

· К каким по частоте звукам ухо обладает наибольшей чувствительностью?

5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:

· Сравнительная и топографическая перкуссия, их цели и основные правила.

· Тупой перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение.

· Притуплённый перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение.

· Тимпанический и коробочный перкуторные звуки, механизм их возникновения, диагностическое значение.

· Металлический звук и шум треснувшего горшка, механизм возникновения, диагностическое значение.

· Изменение положения верхних границ лёгких, их диагностическое значение.

· Смещение нижнего лёгочного края вниз, диагностическое значение.

· Смещение нижнего лёгочного края вверх, диагностическое значение.

· Ограничение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение.

· Полное прекращение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение.

· Аускультация как метод исследования, её виды. Классификация дыхательных шумов.

· Везикулярное дыхание: механизм возникновения, его особенности, качественные и количественные изменения.

· Ослабление везикулярного дыхания, его характеристика. Основные патофизиологические механизмы его возникновения, диагностическое значение.

· Усиление везикулярного дыхания, его характеристика, диагностическое значение.

· Жесткое и саккадированное дыхание, их характеристики, механизм возникновения и диагностическое значение.

· Бронхиальное дыхание: механизм возникновения, его особенности и виды.

· Основные патофизиологические механизмы возникновения патологического бронхиального дыхания, диагностическое значение.

· Виды бронхиального дыхания, выслушиваемые над полостью, механизм их возникновения.

· Сухие хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от влажных хрипов.

· Влажные хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от сухих хрипов.

· Условия возникновения звучных (консонирующих) влажных хрипов, их диагностическое значение.

· Крепитация, механизм возникновения, диагностическое значение, отл ичие их от мелкопузырчатых хрипов.

· Шум трения плевры, механизм возникновения, диагностическое значение, отличие его от крепитации и влажных хрипов.

· Бронхофония, определение, механизм возникновения, её виды, диагностическое значение.

6. Содержание учебного материала:

 

· Изменения, выявленные при перкуссии легких, их диагностическое значение.

· Изменения, выявленные при аускультации легких, их диагностическое значение.

 

7. Информационные материалы:

 

Перкуссия легких

По цели перкуссии различают:

· сравнительную;

· топографическую.

 

Общие правила сравнительной перкуссии:

1. Перкуссия должна производиться в строго симметричных участках.

2. Проводится в определенной последовательности.

3. Сила перкуторного удара должна быть одинаковой.

 

Общие правила топографической перкуссии:

1. Перкуторный удар наносят в направлении от органа, дающего громкий звук, к органу,

дающему тупой звук, или от ясного перкуторного звука к тупому.

2. Палец-плессиметр на перкутируемой поверхности должен лежать параллельно границе ожидаемой тупости.

3. Границу органа отмечают по краю пальца-плессиметра, обращенному к громкому звуку.

 

По качеству перкуторный звук над легкими может быть:

· ясный (легочной);

· коробочный;

· притупленный;

· тупой;

· тимпанический;

· "звук треснувшего горшка".

 

Топографическая перкуссия применяется для определения:

1. Верхней границы легких - высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига.

2. Нижних границ легких.

3. Подвижности нижних краев легких (дыхательной экскурсии нижнего легочного края).

 

Высота стояния верхушек и ширина полей Кренига могут:

· соответствовать нормальным размерам;

· увеличиваться;

· уменьшаться.

 

Нижние границы легких могут:

· занимать нормальное положение;

· смещаться кверху;

· смещаться к низу.

 

Дыхательная экскурсия нижнего легочного края может:

· соответствовать нормальным величинам;

· ограничиваться;

· отсутствовать.

 

Аускультация легких

 

Все дыхательные шумы делят на:

· основные;

· побочные.

 

К основным дыхательным шумам относятся:

· везикулярное дыхание;

· бронхиальное дыхание.

 

Различают изменения везикулярного дыхания:

· количественные;

· ослабление (физиологическое или патологическое);

· усиление (физиологическое или патологическое).

 

Качественные: жесткое дыхание, саккадированное дыхание.

 

Бронхиальное дыхание может выслушиваться:

· только над гортанью, трахеей, в межлопаточном пространстве на уровне 3-4 грудных позвонков;

· в каком либо другом месте грудной клетки - бронхиальное дыхание – патологическое.

 

Бронхиальное дыхание над полостью может иметь два оттенка:

· амфорическое;

· металлическое.

 

Побочные дыхательные шумы

Хрипы - это добавочные дыхательные шумы, возникающие в патологически измененных трахее, бронхах или в образовавшейся полости легкого.

По звуковому ощущению и механизму возникновения различают хрипы:

· сухие;

· влажные.

 

В зависимости от места возникновения различают сухие хрипы:

· свистящие;

· жужжащие.

 

Механизм возникновения сухих хрипов:

  • возникновение вихревых движений воздуха при сужении просвета бронхов;
  • колебания набухшего участка слизистой бронхов;
  • колебания мокроты наподобие натянутой струны.

 

Влажные хрипы

Механизм возникновения:

· наличие в бронхах или в полости легких жидкого содержимого и прохождение через него воздуха;

· выдувание воздухом полужидкой пленки, которая лопается.

 

В зависимости от калибра бронхов, в которых возникают хрипы, их делят на:

· мелкопузырчатые;

· среднепузырчатые;

· крупнопузырчатые.

 

По звучности влажные хрипы разделяют на:

· звучные;

· незвучные.

 

Крепитация – возникает в альвеолах, при наличии в них небольшого количества секрета и возможности поступления воздуха. Слышна на высоте вдоха.

 

Шум трения плевры

В физиологических условиях во время акта дыхания скольжение висцеральной плевры по париетальной происходит бесшумно.

 

Механизмы возникновения шума трения плевры:

· патологические изменения поверхности плевры.

 

Бронхофония

 

Бронхофония - проведение голоса с гортани по воздушному столбу бронхов на поверхность грудной клетки, определяемая методом аускультации.

В физиологических условиях голос на поверхности грудной клетки выслушивается очень слабо и одинаково с обеих сторон. Диагностическое значение имеет усиление или отсутствие бронхофонии. Бронхофония изменяется при тех же условиях что и голосовое дрожание.

 

8. Практические навыки:

· Сравнительная и топографическая перкуссия легких.

· Аускультация легких.

 

9. Самостоятельная работа:

· Оформление фрагмента истории болезни по результатам проведенного обследования.

 

10. Литература:

Основная:

 

· Гребенёв А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 2002.

· Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. - С-Пб., 2000.

· Кузнецова А.В. Схема истории болезни. - Барнаул, 2002.

 

Дополнительная:

 

· Кузнецова А.В., Ефремушкин Г.Г. - Семиотика и синдромальная диагностика заболеваний органов дыхания. - Барнаул, 2003.

 

 

Тема: Методы инструментального



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.034 с.)