Национальный вопрос после реорганизации штатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальный вопрос после реорганизации штатов



Проведение административно-территориальной реформы 1956 г. не привело к решению национального вопроса в Индии. Борьба за создание штатов на лингвисти ческой основе продолжалась прежде всего в тех районах, где было сохранено административное деление на многоязычной основе (Бомбей, Ассам, Пенджаб).

В штате Бомбей развернулась борьба за отделение Гуджарата от Махараштры. Коммунистической партии удалось создать широкий единый фронт, который нанес Национальному конгрессу серьезный урон на вторых всеобщих выборах 1957 г. В результате массовой борьбы весной 1960 г. было принято решение об образовании штатов Махараштра со столицей в Бомбее и Гуджарат со столицей в Ахмадабаде.

В Пенджабе национальный вопрос оказался непосредственно связанным с вопросом религиозным, поскольку борьба шла за создание «Пенджаб-субы» (образование штата Пенджаб на основе языка пенджаби и расселения религиозной общины сикхов).

Население Пенджаба состояло из двух основных групп — пенджабцев и хиндустапцев. По религиозному составу оно также неоднородно: 30% составляют сикхи. Не совпадают и религиозное и национальное деления: есть индусы, говорящие на пенджаби, и сикхи, говорящие на хинди.

После второй мировой войны вопрос о роли и месте языка пенджаби в культурной жизни пенджабцев был выдвинут партией Акали дал. С этого времени проблема языка становится одним из главных пунктов как программы партии, так и ее тактики в политической борьбе.

Под давлением лидеров партии Акали дал правительство в 1949 г. объявило Пенджаб двуязычным штатом: начальное обучение в районах с населением, которое говорило на хинди, производилось на этом языке, а в районах, где преобладало пенджабиязычное население, обучение велось на языке пенджаби. Тем не менее, как и в колониальный период, в прессе преобладали хинди и урду, языком официальной переписки кроме английского продолжал быть урду. Поэтому Акали дал накануне всеобщих выборов 1951/52 г. выдвинула впервые в качестве официального лозунга образование отдельного штата, в котором было бы объединено население, говорящее на языке пенджаби.

Однако никакой социальной программы у партии не было. В результате основная часть местной буржуазии, а также массы трудящегося крестьянства пошли за Национальным конгрессом. На выборах в 1952 г. Акали дал потерпела значительное поражение, получив всего 22 из 122 мест в законодательном собрании штата. После этого лозунг «Пенджаб-су-бы» претерпел изменения: если раньше на местах борьба велась за реорганизацию штата на лингвистической основе, то после выборов 1952 г. Акали дал, стремясь снова восстановить свои позиции среди сикхского населения Пенджаба, заменила этот лозунг требованием образования «Пенджаб-субы» преимущественно с сикхским населением.

Когда был образован в 1956 г. новый штат Пенджаб на основе слияния Пенджаба и Пенсу, Национальный конгресс, идя навстречу пожеланиям пенджабцев и учитывая популярность лозунга «Пенджаб-суба» в самых различных слоях населения, выдвинул так называемую региональную форму, которая была принята и осуществлена в Пенджабе. При правительстве Пенджаба и при законодательном собрании были образованы так называемые региональные советы: региональный совет Пенджаба и региональный совет Харианы (районов с преобладанием хиндиязычного населения). В них соответственно входили депутаты от соответствующих округов и министерств — сикхи или индусы. Это были совещательные органы, которые занимались вопросами экономического развития соответствующих районов, главным образом наблюдением за распределением правительственных кредитов, а также вопросами образования и культуры.

Официальным языком штата был установлен пенджаби, хинди оставался как второй государственный язык Индии. Что касается официальной переписки на уровне дистрикта, то в районах Пенджаба она велась на языке пенджаби, в районах Харианы — на языке хинди.

Принятие региональной формулы было большим шагом вперед в деле разрешения национального вопроса в Пенджабе.

На основе региональной формулы между Национальным конгрессом и Акали дал впервые после достижения независимости было достигнуто соглашение. Обе партии, наиболее влиятельные в Пенджабе, вышли на вторые всеобщие выборы в 1957 г. с единым списком.

Однако в конце 50-х годов в руководстве Акали дал взяли верх религиозно-шовинистические элементы, которые развернули борьбу за раздел Пенджаба на религиозной основе. После длительной борьбы в 1964 г. Пенджаб был разделен на два штата: из него выделилась Хариана с преобладающим хиндиязычным населением.

Не менее острой оставалась проблема национальной автономии на северо-востоке Индии — в штате Ассам, где с начала 50-х годов развернулось движение в районах расселения племен нага, мизо, лушаев и др. Борьба нага переросла в партизанскую войну против правительственных военно-полицейских сил. В результате в начале 1960 г. был образован новый штат Нагаленд, что стимулировало движение за автономию в других племенных районах Ассама.

Кроме движения за создание штатов на этнической основе вторым важнейшим аспектом борьбы по национальному вопросу в Индии была проблема государственного языка. Еще в 1949 г. конституционная ассамблея почти единогласно постановила, что хинди в форме деванагари будет государственным языком страны, а английский останется в качестве официального второго государственного языка на 15-летний срок.

В июне 1955 г. президент Индии назначил Комиссию по государственному языку во главе с Б. Г. Кхером. Комиссия должна была представить рекомендации президенту относительно более широкого применения хинди в Республике Индии для официальных целей. Комиссия должна была сделать рекомендации, принимая во внимание экономическое, культурное и научное развитие Индии, а также интересы населения, проживающего в нехиндиязычных районах. Работа Комиссии продолжалась больше года. В августе 1956 г. она представила президенту свой отчет, который в августе 1957 г. был передан на рассмотрение парламента. Комиссия одобрила положения конституции о языке и указала, что английский язык невозможно использовать в качестве средства обучения широких масс населения Индии. Пролрамма обязательного начального образования может быть выполнена только при условии использования местных индийских языков. Хинди же рекомендовался в качестве государственного языка исходя из того, что на нем может говорить наибольшая часть населения страны.

Опубликование отчета Комиссии отнюдь не положило конец разногласиям по языковому вопросу. Более того, в связи с реорганизацией в 1956 г. административно-территориального деления Индии по языковому принципу проблема государственного языка еще более обострилась. Против рекомендаций Комиссии выступил целый ряд крупных государственных и общественных деятелей, особенно в Тамилнаде и Бенгалии.

В сентябре 1957 г. был создан Парламентский комитет по государственному языку, председателем которого утвержден министр внутренних дел Г. Б. Пант. Комитет должен был сообщить свое мнение президенту республики по поводу отчета Комиссии по государственному языку. Отчет Комитета был представлен президенту в апреле 1959 г. В нем предлагалось после 1965 г., когда хинди станет «основным государственным языком», сохранить английский язык в качестве государственного «вспомогательного языка для целей, которые должны быть определены парламентом, и на срок, являющийся необходимым». Подобно Комиссии, Комитет рекомендовал разработку плана перехода от английского языка к хинди поручить центральному правительству.

Однако стало ясно, что 15-летний период, срок которого ис-такал в 1965 г., недостаточен для замены английского языка языком хинди. На сессии парламента 1962 г. было объявлено о решении правительства продлить срок замены английского языка на неопределенный период. Одновременно было принято решение об ускорении процесса разработки терминологии на хинди и введения хинди в качестве языка преподавания в университетах.

Эти решения вызвали значительную оппозицию в буржуазно-националистических кругах, в особенности в Южной Индии. Повсеместно прошли демонстрации против введения хинди в качестве обязательного языка школьного обучения. Проблема языка, на котором должно вестись обучение и делопроизводство, с конца 50-х годов стала важным аспектом внутриполитической борьбы в стране.

Борьба за разрешение национального вопроса все более становилась частью массового общедемократического движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.245.93 (0.006 с.)