Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические последствия раздела страны
Послевоенные экономические трудности, связанные с неурожайными годами, сокращением крашением военного производства, дефицитом некоторых видов сырья и промышленных изделий, усугубились разделом страны на два доминиона. К Пакистану отошли сельскохозяйственные районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85% джута, 40% пшеницы. В Индии сразу же ощутилась нехватка сырья для основной отрасли промышленности — текстильной, а также продовольствия. Вооруженный конфликт 1947—1948 гг., за которым последовала торговая война между Индией и Пакистаном в 1949— 1950 гг., нанес удар по сложившимся еще в колониальный период межрайонным хозяйственным связям. Перед Индией встала задача создания собственной хлопковой и джутовой базы, в то время как перед Пакистаном — собственной текстильной промышленности. Нормализация торговых отношений между Индией и Пакистаном затруднялась также нерешенностью ряда других экономических вопросов, включая урегулирование проблемы имущества беженцев, взаимных финансовых претензий, раздела валютных резервов и т. д. Разорванными оказались единая ирригационная система и транспортная сеть: долгое время связь с Ассамом поддерживалась в основном по воздуху. В условиях сокращения снабжения текстильной промышленности сырьем, узости рынка сбыта фабрики либо закрывались, либо переходили на неполную рабочую неделю. От нехватки сырья и трудностей сбыта особенно страдало мелкое производство, ручное прядение и ткачество. К осени 1949 г. объем производства в основных отраслях промышленности составлял лишь 60—70% уровня, достигнутого в период второй мировой войны. Депрессивное состояние промышленного производства определялось не только затруднениями на рынках сырья и готовых изделий, но и изношенностью капитального оборудования. Подобное же положение сложилось и на транспорте, где 60% паровозного и вагонного парка нуждалось в замене. Сокращение производства обостряло проблему занятости. В некоторых районах безработица среди промышленных и мануфактурных рабочих достигла угрожающих размеров. Например, в Восточном Пенджабе численность промышленных рабочих в 1946/47 — 1947/48 хозяйственных годах сократилась на 1/3. Положение на рынке труда усугубилось наплывом беженцев, численность которых составила свыше 7 млн. человек.
Нехватка промышленных товаров широкого потребления сочеталась с продовольственным дефицитом: в первые годы после достижения независимости сельскохозяйственное производство составляло 90% довоенного уровня. Раздел страны в целом обострил противоречия экономического развития Индии, определявшиеся колониальной структурой ее народного хозяйства. В первые годы после достижения независимости Индия по-прежнему представляла отсталую аграрную страну, в экономической структуре которой господствовали докапиталистические уклады. По данным о национальном доходе на 1948/49 г., на сельское хозяйство приходилось 48,1 %, кустарное и ремесленное производство — 11,5 и фабрично-заводскую промышленность — 8,3 %. Господство феодальных пережитков в системе землевладения и землепользовании, средневековый уровень технической оснащенности сельского хозяйства Обусловили один из самых низких в мире уровней производительности труда. На одном из последних мест в мире находилась Индия и по уровню национального дохода на душу населения, составлявшего в 1948 г. 246 рупяй. Это было в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 20 раз меньше, чем в США. Возможности маневрирования для индийской буржуазии на экономическом фронте крайне ограничивались господствующим положением, которое занимал иностранный, в основном английский, капитал в важнейших отраслях экономики. Согласно первой переписи иностранных капиталовложений в Индии, проведенной по данным на июнь 1948 г., было установлено, что они составляли общую сумму 3,2 млрд. рупий, из которых на Англию приходилось 72%. Под иностранным контролем находилось 97% всех капиталовложений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, 93% — в резиновой, 90% — в узкоколейных железных дорогах, спичечном производстве, 89% — в джутовой промышленности, 86 % — в чайно-плантационном хозяйстве, 73 % — в горнодобывающей промышленности и т. д. Иностранные монополии получали ежегодно в среднем 1,2—1,5 млрд. долл. прибыли на вложенный капитал. Колониальная структура индийской экономики, засилье иностранного капитала определили и место Индии в системе международного разделения труда. По-прежнему Индия представляла аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран, прежде всего Англии: в 1946/47 г. 60% всей стоимости импорта составили продовольственные и промышленные товары широкого потребления, а 52% экспорта — сырье и продовольствие.
Перед молодым индийским государством встала грандиозная задача преодоления вековой отсталости и создания многоотраслевой современной экономики. Экономическая политика. Курс на "смешанную экономику" В первые годы после достижения независимости усилия правительства в экономической области были в основном направлены на преодоление последствий разделастраны. Постепенно были значительно расширены посевы под джутом (на 60—70%) и хлопчатником (на 20—25%). Начались новые ирригационные работы. Для освоения целинных вемель в 1947г. была создана государственная тракторная организация. Однако с гораздо меньшим успехом была проведена кампания по увеличению производства продовольствия. Продовольственный дефицит не уменьшался, в 1947—1950 гг. Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна. Несмотря на принятые меры, душевое потребление основных продовольственных товаров продолжало сокращаться. В 1948 г. в городах было введено рационирование важнейших продовольственных товаров. Разгул спекуляции продовольствием п предметами первой необходимости тяжело сказался на бюджетах семей рабочих, ремесленников, мелких и средних служащих, низших прослоек предпринимателей. В то же время путем спекулятивных сделок создавались громадные состояния — усилился процесс первоначального накопления. Известная стабилизация к 1949 г. экономического положения в стране стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых отраслях тяжелой промышленности (цементной, химической, сталелитейной), что было связано с оживлением гражданского и промышленною строительства. Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем довольно значительного увеличения ввоза капитального оборудования. Импорт машин в первые годы независимости в большой степени покрывался средствами из образовавшихся в период войны стерлинговых авуаров Индии, составлявших в 1947 г. общую сумму в 15 млрд. рупий. По англо-инцийскому финансовому соглашению, подписанному ов июле 1948 г., 5 млрд. рупии списывалось на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам и т. д., а оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования, которое шло на модернизацию л расширение промышленных мощностей Индии. Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние английских монополий на ход экономического развития страны, однако не предотвратило проникновения в Индию конкурирующих монополий (США, Япония, ФРГ), а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии. Индийская буржуазия, слабая в финансовом и особенно в техническом отношении, создавала новые отрасли производства в основном на базе соглашений с иностранным капиталом в форме смешанных компаний. За первые три года независимости было создано 88 смешанных компаний — в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и других производствах.
Правительство стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы, известные ограничения в деятельности иностранного частного капитала. Для финансирования промышленного строительства в 1948 г. была создана государственная промышленно-финансо-вая корпорация с капиталом 100 млн. рупий. Наиболее полно принципы экономической политики правительства доминиона Индийский Союз были изложены в Декларации о промышленной политике, оглашенной Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании в апреле 1948 г. В этом программном документе был зафиксирован курс на развитие так называемой смешанной экономики путем зарезервирования за государством определенных сфер предпринимательства. Монополией государства объявлялись производство вооружений и атомной энергии, а также железные дороги. В группе отраслей тяжелой промышленности, включая черную металлургию, угольную и нефтяную промышленность, а также самолетостроение и некоторые другие виды машиностроения, государство резервировало за собой исключительное право на создание новых предприятий. Наконец, объектом государственного регулирования и планирования были объявлены еще 17 важнейших отраслей тяжелой и легкой промышленности. Курс на государственный капитализм проявился и в национализации 1 июля 1948 г. Резервного банка Индии, и в принятии в 1949 г. Закона о банках, усилившего правительственный контроль за деятельностью частных акционерных банков. На государственный сектор, образованный на базе бывшей собственности колониального правительства (в основном — военные предприятия, железные дороги и электростанции), в 1948г. приходилось лишь 6% всего промышленного производства. Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические мероприятия правительства Неру, его экономическая политика радикально отличалась от политики колониальных властей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.182.101 (0.01 с.) |