Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крестьянское движение в Махараштре. Выступление Васудева Балванта Пхадке
Махараштра была районом, где процесс обезземеления крестьянства и переход земли в руки ростовщиков происходил наиболее интенсивно. Это было связано с тем, что с середины XIX в., особенно в период хлопкового бума 60-х годов, районы Западной и Центральной Индии быстро превращались в области экспортных культур, что влекло за собой развитие в деревне товарно-денежных отношений и усиленное проникновение туда торгово-ростовщического капитала. Крестьянское движение в Махараштре поэтому приняло форму борьбы против ростовщиков. Крестьяне отбирали у ростовщиков и уничтожали долговые записи, а в случае сопротивления изгоняли ростовщиков из деревень, громили их усадьбы. Крестьянское движение в этой части страны переросло в вооруженную борьбу. Во всех маратхоких округах в 1873—1875 гг. действовали вооруженные крестьянские отряды, крупнейшим из которых командовал крестьянский вожак Кенглия. Крестьяне называли его «другом должников». После того как английским карателям в 1876 г. удалось захватить Кенглию и разгромить основные отряды восставших крестьян, движение на некоторое время ослабело, но уже в 1878 — 1879 гг. в Бомбейской провинции появились новые группы вооруженных крестьян, главным образом из племени рамуси, которые, как правило, находились на положении долговых рабов у помещиков и ростовщиков. В движении участвовали и зажиточные слои деревни из привилегированных земледельческих каст. В 1876 —1878 гг. в Бомбейской провинции разразился страшный голод. Однако англичане повысили ставки налога на соль и ввели в 1878 г. патентный сбор с предпринимателей и торговцев, что усилило антианглийские настроения среди широких слоев населения. Во многих местах происходили митинги и демонстрации протеста. Наибольшей силы движение достигло в 1878 г., когда выступили торговцы и ремесленники города Сурата в Бомбейской провинции. Движение крестьян, ремесленников и торговцев в Махараштре в 1870—1880 г., поднявшись до уровня вооруженной борьбы, подготовило героическое выступление Васудева Балванта Пхадке (1845—1883 гг.). Пхадке происходил из обедневшей семьи, когда-то состоявшей на службе у маратхских пешв. Он получил образование, владел санскритом и английским языком. Пхадке, служивший мелким чиновником в одном из ведомств в Пуне, на себе испытал приниженное положение индийской мелкобуржуазной интеллигенции. Человек пытливого ума, горячий патриот своей родины, Пхадке проникся глубокой ненавистью к иностранным поработителям.
Первоначально он вел антианглийскую агитацию среди ма-ратхской молодежи в Пуне, а затем приступил к выполнению задуманного плана организации вооруженного восстания с целью (низвержения британского колониального режима. Весной 1879 г. Пхадке, установив связи с вожаком крестьянских повстанцев Хари Найком, создал отряд. Деятельность его была направлена против местных ростовщиков и феодалов, у которых он экспроприировал ценности. План Пхадке заключался в том, чтобы на собранные таким путем деньги нанять воинов-профессионалов, сформировав из них крупный отряд. Этот отряд производил бы налеты на центры колониальной администрации, перерезал важнейшие коммуникации и линии связи и своими действиями подал сигнал к всеобщему восстанию в Махараштре, которое распространилось бы по всей стране. Лхадке при этом рассчитывал на поддержку широких крестьянских масс Махараштры. Действительно, отираясь на активную помощь маратхских крестьян, Пхадке удалось весной и летом 1879 г. провести ряд смелых налетов, а также крупных экспроприации. Однако слабая военная организация, громадное превосходство сил карателей, брошенных на подавление движения, привели к тому, что к середине лета того же года основные силы отряда были разбиты. Сам Пхадке был •схвачен, судим английским судом в Пуне и приговорен к пожизненной каторге. Пхадке распространил в районах действия своего отряда обращение к английским властям, в котором изложил основные пункты своей программы: снижение налогов, организация общественных работ, снижение высоких окладов английским колониальным чиновникам. В случае непринятия программы Пхадке угрожал поднять всеобщее восстание. Из оставшихся после Пхадке дневников явствует, что он уделял в своей программе большое внимание вопросам развития национальной промышленности и торговли. Его политические взгляды отличались эклектичностью: республиканские идеалы наивно сочетались с царизмом.
Однако главное, чем была проникнута как идеология, так и практическая деятельность Пхадке,— это страстная ненависть к колониальному режиму, решимость добиться национальной независимости путем вооруженной борьбы. Восстание в Рампе Выступление Пхадке было знаменательно как первое народное восстание, в котором столь непосредственно нашли органическое единство элементы национально-освободительной и антиростовщической борьбы. Оно было также первым примерам слияния борьбы народных масс с борьбой наиболее радикального крыла мелкобуржуазных демократов. Одновременно с выступлением Пхадке крупное крестьянское восстание вспыхнуло в Мадрасском президентстве в местности Рампа на реке Годавари. Непосредственным поводом к восстанию, главную движущую силу которого в начальный период составляли населявшие Рампу горцы, послужили увеличение английскими властями налогообложения, а также притеснения откупщика, собиравшего налоги со всей Рампы. Движение возглавили мелкие феодальные землевладельцы и старосты деревень. В течение марта — июля 1879 г. отдельные стычки вооруженных групп крестьян вылились в настоящую партизанскую войну, которая с переменным успехом продолжалась до середины 1880 г. Восстание, в ходе которого было образовано несколько крупных отрядов повстанцев, охватило обширную территорию округов Годавари и Визагапатам с населением свыше 2 млн. человек. Крестьяне районов, где действовали повстанцы, оказывали им существенную поддержку. Используя благоприятные условия труднопроходимой горно-лесистой местности и искусно применяя партизанскую тактику, повстанцы сумели нанести серьезный урон превосходящим силам регулярных войск, брошенных на подавление восстания. Повстанцы вооружались трофейным и захваченным у полицейских постов оружием. К середине 1879 г. вся область Рампы и прилегающие районы оказались в руках восставших, которые даже сумели захватить и сжечь один из двух пароходов, посланных вверх по реке Годавари с десантом. Однако восставшие не имели никакой программы. Восстание носило стихийный характер. Между руководителями отдельных военных отрядов существовали разногласия. Координация действий между отдельными отрядами происходила лишь в исключительных случаях. Определенное значение имел и сложный классовый состав восставших, в число которых наряду с беднейшим крестьянством входили мелкие феодалы. Когда были изгнаны английские колониальные чиновники, полицейские, ростовщики и откупщики налогов и цель восстания практически оказалась достигнутой, вожди отрядов провозгласили себя «раджами» и «махараджами». Не надеясь на одну только силу оружия, англичане сделали ставку на раздоры между отдельными вождями восстания, да заговоры и подкуп. Осенью 1879 г. был выдан англичанам один из виднейших командиров отрядов повстанцев — Аммал Редди, а в феврале 1880 г. предательски убит одним из своих приближенных наиболее выдающийся из всех руководителей восстания — Дхараконд Чендрия. После гибели Чендрии восстание пошло на убыль. Отдельные отряды продолжали еще обороняться в дебрях Рампы от наседавших карательных отрядов колонизаторов, но после гибели последнего крупного партизанского командира, сподвижника Чендрии, Таммана Дхоры сопротивление в июле 1880 г. практически прекратилось.
Помимо этих крупнейших выступлений народных масс в 70-х — начале 80-х годов происходили волнения среди племен аборигенов (бхилы, санталы, гонды, лушаи, куки, нага и др.), населявших Центральную и Северо-Восточную Индию. Это было «вязано с процессом закабаления л экспроприации их земель феодальными помещиками и ростовщиками, представителями соседних, более развитых национальностей. Данные выступления носили также ярко выраженную антиколониальную окраску, так как были направлены против местной колониальной администрации. Началось политическое пробуждение и народов княжеств, этих «заповедников феодализма» и бастионов английского господства в Индии. В 1874 от. произошли серьезные антианглийские выступления в городе Бароде, столице одноименного 1-няжества в Западной Индии, вызванные отстранением от власти правителя княжества. В 1880 г. в маратхском княжестве Колхапур был раскрыт заговор против правителя княжества и сто колониальных покровителей, что явилось своего рода отголоском выступления Пхадке. Народные выступления в 60-х — начале 80-х годов носили локальный и, как правило, стихийный характер, а их участники не имели ясной политической программы и часто выступали иод знаменем религии или наивного царизма. Тем не менее участие в них крестьянских масс, ремесленников, а кое-где и мелких торговцев, нарождавшейся мелкобуржуазной интеллигенции, проявление народного недовольства во всех основных районах страны, а также острые формы борьбы, вплоть до вооруженных восстаний,— все эти факторы превратили народные движения указанного периода в серьезную угрозу для английского колониального господства в Индии. Страна находилась накануне нового революционного кризиса. Однако антиколониальные и антифеодальные выступления крестьян и ремесленников сами по себе не могли уничтожить колониальный режим. Новые же классы буржуазного общества — рабочий класс и национальная буржуазия, которые могли бы возглавить национально-освободительную борьбу, находились на начальных стадиях политического формирования. Начало рабочего движения Наибольшая степень концентрации рабочего класса была в текстильной промышленности. Это способствовало тому, что рабочие хлопчатобумажных фабрик выдвинулись как застрельщики борьбы индийского рабочего класса против угнетателей. В 1877 г. на одной из текстильных фабрик в городе Нагпуре (Центральная Индия) произошла первая рабочая забастовка. В период с 1882 по 1890 г. в Бомбейской и Мадрасской провинциях произошло 25 стачек. Наряду с промышленными рабочими и железнодорожниками в стачечной борьбе зчаство-вали грузчики, рабочие коммунальных предприятий. Эти первые забастовки начинались стихийно, были кратковременными и имели чисто местный характер. Рабочие выдвигали экономические требования.
Наиболее активным был рабочий класс Бомбея. Именно гдесь были сделаны первые попытки создания рабочих организаций — предтеч профсоюзов. В 1884 г. состоялся первый массовый митинг бомбейских рабочих-текстильщиков, на котором была принята резолюция с требованиями установления обязательного выходного дня, ограничения продолжительности рабочего дня и др. В том же году служащим одной из бомбейских фабрик Н. М. Локханде, маратхом по национальности, была создана первая организация рабочих-текстильщиков. Однако состав ее был крайне текуч. Им же издавалась газета на маратхоком языке «Динабанду» («Друг бедных») буржуазно-филантрапическото направления. С конца 80-х — начала 90-х годов стачечное движение постепенно усиливается. Почти не было фабрик, на которых в течение года не происходили бы одна-две забастовки. Наряду с бомбейским пролетариатом в борьбу включились рабочие Калькутты, Мадраса, Ахмадабада и других городов. Все более активное участие в борьбе стали принимать работницы. Активизировалась и деятельность Бомбейской ассоциации рабочих. В 1889 г. под председательством Локханде прошел второй массовый митинг бомбейских текстильщиков. Ассоциация все больше стала приобретать характер реформистского профсоюза (по типу английских тред-юнионов). Уже на самом раннем этапе рабочего движения в Индии буржуазия попыталась навязать ему свою идеологию. После относительного затишья 80-х годов, вызванного репрессиями английских колониальных властей, в 90-е годы происходит усиление стачечной борьбы. Это совпало с новой полосой народных выступлений. Основными очагами восстаний были княжества.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.01 с.) |