Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика сексуальных девиаций. Проблема полового воспитания в России.

Поиск

Основные принципы профилактики

В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман (1997) предложили рассматривать психологическую профилактику расстройств сексуального здоровья в виде трех звеньев:

— первичная профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих поддержанию сексуального здоровья и на предупреждение неблагоприятных воздействий социальных, психологических, социально-психологических и биологических факторов, способных привести к расстройству сексуального здоровья;

— вторичная профилактика предусматривает своевременное и раннее выявление нарушений сексуального здоровья и их предупреждение;

—третичная профилактика направлена на выздоровление, предупреждение декомпенсаций, обострений, прогрессирования болезни или ее перехода в более тяжелое заболевание.

Специфика системы психологической профилактики сексуальных дисфункций и девиаций предопределяет ее проведение в три этапа:

1. Профилактика нарушений соматополового развития и соматических заболеваний. Начинается с психопрофилактики нарушений беременности матери как залога нормального развития плода, правильной половой дифференциации мозга и соответствующего соматополового развития.

2. Профилактика нарушений психосексуального развития и психических заболеваний. Реализуется путем научно обоснованного сексуального воспитания, обучения и просвещения. Залог гармоничного психосексуального развития — правильное осознание ребенком своей половой принадлежности, полоролевого поведения и психосексуальной ориентации.

3. Профилактика сексуальной дисгармонии в паре. Состоит первым делом в повышении уровня психологической, социально-психологической и сексуально-поведенческой адаптации партнеров и в целом — уровня их сексуальной культуры. Неосведомленность в области психогигиены половой жизни может приводить к неправильному сексуальному поведению, невротической фиксации и развитию сексуальной дисфункции.

 

В дореволюционной России имелся богатейший опыт подготовки молодежи к семейной жизни, что в нашей стране в ХIХ-ХХ вв. проблемы полового созревания, полового воспитания и подготовки молодежи к семейной жизни исследовались достаточно активно и имеются серьёзные наработки по данной проблеме.

В.Е. Колесов. «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, то есть любые взаимоотношения людей разного пола».

В 1920-30-е годы ХХ века половое воспитание было направлено на выработку сознательного сексуального поведения и имело определенную связь с другими областями учебно-воспитательной работы. В это время активно разрабатывались проблемы сексологии, детской сексуальности и полового воспитания.

П.П. Блонский обосновал свой основной тезис, что при нормальных условиях половое влечение пробуждается только в период полового созревания. Основой правильного полового воспитания он считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина.

После Октябрьской революции половое воспитание разрабатывалось в рамках педологии. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.

В конце 60-х годов ХХ века в России в школьное образование вновь стали вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы, открывались кружки и клубы, освещающие в своей деятельности темы любви, брака, пола и сексуальности.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. Она широко внедрялась школах в течение десяти лет и получила положительные отзывы у учащихся и педагогов.

Кроме того, с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» (8 кл.). В ходе осуществления данных программ целью ставилось подготовка к ответственному супружеству, формирование полового самосознания.

В постсоветский период начинают распространяться программы сексуального просвещения. Одной из наиболее характерных была программа В.Н. Гончарова по курсу «Сексология». Вэтой программе много психологических, педагогических, медицинских, нравственных, культурологических и религиозных компонентов, вопросов из области астрологии и магии. Внедрение подобного рода программ в школы недопустимо.

В 2000 г. были опубликованы методические рекомендации для директоров школ и работников органов самоуправления «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивного направления в учебные заведения».

Внедрение курса «Валеология (индивидуальное здоровье человека)» Л.Г. Татарниковой было крайне опасным, в рамках него предусматривалось широкое половое просвещение подрастающего поколения, в нем прослеживалось влияние некоторых деструктивных культов и активно использовались оккультные знания. В настоящее время преподавание данного учебного курса в школах запрещено.

Наиболее удачной отечественной программой является Программа полового воспитания старшеклассников под редакцией Т.А. Флоренской. Она ставит своей основной целью формирование психологической готовности ко вступлению в брак и направленной на повышение ценности семьи, включая ценности материнства и отцовства.

В начале 90-х годов Российской ассоциацией планирования семьи (РАПС) была разработана программа полового воспитания, которая стала реализовываться на государственном уровне. Официально эта программа шла как проект Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства здравоохранения РФ «Половое воспитание российских школьников». Она была разработана в рамках президентской программы «Дети России» и подписана Б. Ельциным. Инициатива исходила от президента партии «Женщины России» Е.А. Лаховой. Данная программа экспериментально была внедрена в 15 регионах страны и по ней работали 153 школы. В качестве официальных мотивов введения данной программы были заявлены: снижение подростковой беременности, венерических заболеваний, психических сбоев, снижение сексуальных извращений, профилактика СПИДа. Содержание курса рассчитано на 374 часа с 1 по 11 класс. Только на изучение физиологии полового акта отводится 26 часов. По данному курсу рекомендуется использование муляжей и ролевых игр. Предполагается снятие чувства «ложной стыдливости», выработки навыков «безопасного секса» и др. За основу этого варианта программы была взята аналогичная, прошедшая апробацию в других странах. В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.

В последние годы половое воспитание в государственных школах нашей страны полностью заменено преподаванием предмета «Сексология». Иногда это называется «Основы здорового образа жизни», «Планирование семьи», «Уроки здоровья», «Гигиена», «Половое воспитание», «Лекции о СПИДе» и др. Зачастую по инициативе администратора школы дети посещают разного рода занятия, семинары, уроки в так называемых «Медико-педагогических школах», центрах «Планирования семьи» и пр.

В России на уровне личной договоренности с стали активно внедряться всевозможные зарубежные программы. К ним относится программа учебного курса «Жизнь на перепутье: жизненные навыки, воспитывающие характер», разработанная американскими психологами, педагогами и врачами. Программа сексуального просвещения преподносится как способ формирования ценности сохранения целомудрия до вступления в брак.

Возможны и другие варианты. Программы, разработанные авторским коллективом под руководством В.В.Лозового и Т.В.Лозовой, имеют общую идеологическую и методологическую основу и спонсированы Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). Анализ данных методологических разработок позволяет нам сделать общий вывод о недопустимости их использования как имеющих подрывной, деструктивный характер, разрушающий традиционную для нашей культуры систему ценностей.

М. Гайдук и В.В. Абраменкова утверждают, что внедрение подобного рода программ – это продуманная последовательная политика, направленная на изменение ценностных ориентаций в нашем обществе. Цель преподавания во всех этих случаях одна – манипулирование психикой ребенка, перевод его внимания с высших, духовных ценностей на низшие, плотские удовольствия, их культивирование, когда человек рассматривается лишь как биологическая единица. Фактически эти программы направлены не на помощь в становлении психологического пола, а на формирование внесупружеских и антиродительских установок.

 

Проведенный анализ различных программ, полностью или частично посвященных вопросам полового просвещения, а также опыта их реализации дает возможность сделать следующие выводы:

1.Рассмотренные программы очень разнородны по содержанию и имеют различное методическое обеспечение. Одни представляют собой подробные разработки для учителя и рабочие тетради для школьников, другие – только перечень тем со списком литературы или без такого списка, третьи – перечень проводимых мероприятий с указанием ответственных лиц.

2.На федеральном уровне отсутствует какое-либо руководство разработкой и внедрением указанных выше программ. Их появление и внедрение имеет стихийный характер. Они существуют в регионах и утверждаются соответствующими органами управления.

3.Введение полового просвещения предполагает наличие подготовленного к подобной работе учителя, обеспеченного соответствующей методической литературой и обладающего навыками интерактивной работы с подростками. Пока таких педагогов единицы, что делает невозможным введение полового просвещения в школе даже при наличии хороших учебников и программ.

4.Оптимальной на сегодня (с учетом российского менталитета и предыдущего отрицательного опыта полового просвещения) была бы школьная программа по здоровью, в которой половое просвещение является одним из разделов.

5.Внедрение подобной программы предполагает не только ее методическое и финансовое обеспечение на государственном уровне, написание соответствующих учебников и подготовку педагогов, но и формирование общественного мнения в пользу безусловной необходимости полового просвещения детей и подростков.

Только через несколько лет после внедрения образовательных программ по здоровью можно будет ожидать фактических изменений в состоянии здоровья молодых поколений россиян

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.008 с.)