Делинквентное поведение: понятие, особенности. Характеристика подростковой делинквентности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Делинквентное поведение: понятие, особенности. Характеристика подростковой делинквентности.



Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Особенности делинквентного поведения:

2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Характеристика подростковой делинквентности.

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением "трясти деньги" малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки ("фарцовка-"), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться "домашние кражи" небольших сумм денег.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины - недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.

Росту делинквентности среди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов

 

Факторы формирования делинквентного поведения. Противоправная мотивация.

Соц.-психол. Факторы.

оценивает отклоняющееся, делинквентное поведение по уровням и критериям, соответствующим этим уровням. Рассмотрим подробнее каждый из них:

- Первый уровень - делинквентное поведение характеризуется следующими показателями. В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами подростка является интимно-личностное общение. Отвергаются воровство, агрессия, вредные привычки. Одновременно у подростка происходит нарушение положительных связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищенность). Подросток иногда не выполняет предписанные ему нормы, наблюдается вполне нормальное нарушение элементарных запретов, невыраженные аддикции вследствии кризисного периода.

- Второй уровень - «зона риска», характеризуется деформацией ценностных ориентаций. Количество социальных связей уменьшается, начинаются межличностные контакты с отрицательными неформальными группами. Употребление алкогольных напитков, воровство, уход от организованной деятельности более выражен. Велика вероятность асоциального поведения, для чего достаточно незначительного давления.

- Третий уровень - асоциальный, характеризуется большим смещением ценностей, приоритетов. Такие понятия, как труд, семья, школа, как правило, категорически отвергаются. Количество социальных связей еще более уменьшается, но одновременно увеличивается число конфликтных связей.

В.Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебных отношений к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. На фоне социальной дезадаптации личности подростка, акцентуированных черт характера, внутреннего одиночества и беспомощности происходит вхождение в преступную, «принимающую» группу и совершения правонарушения.

Социальные факторы.

недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.

3) микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

-- фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

-- физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

-- недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

-- острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах

-- потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

-- чрезмерная стимуляция ребенка -- слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам

-- несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

-- смена родителей (опекунов);

-- хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

-- нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

-- усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Макро факторы.

На уровне региона, области, страны: в крупных городах преступность выше; влияние СМИ; зависит от экономического развития; зависит от неблагоприятных периодов в стране(аномия, кризис)

Макросоциальные факторы

Районы городов(есть более опасные), уровень учебного заведения.

Биологические факторы

Биолог. предрасположенность, наследственность.

 

Противоправная мотивация- совокупность мотивов которые превышают мотивы не совершать преступления.(т.е. толкают на преступление)

 



Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.01 с.)