Право водопользования и его виды. Государственное управление водным фондом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право водопользования и его виды. Государственное управление водным фондом.



Специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Федеральное агентство водных ресурсов, функция государственного контроля за использованием и охраной водных объектов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования.

Основными мерами государственного управления в области использования и охраны водных объектов являются:

– разработка водохозяйственных балансов – расчетных материалов, сопоставляющих потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами;

– составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Схемы должны содержать систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов (постановление Правительства РФ от 13.09.96 г. № 1097);

– принятие государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, которые необходимы для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра. Разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы;

– ведение государственного мониторинга водных объектов – системы регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающей сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий (ст. 78 ВК РФ);

– осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, который призван обеспечить соблюдение: порядка использования и охраны водных объектов; лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон (постановление Правительства РФ от 16.06.97 г. № 716)

– работа по лицензированию в области использования и охраны водных объектов (постановление Правительства РФ от 03.04.97 г. № 383).

Выделяют общее, специальное и особое водопользование.

Общее водопользование предполагает использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование на водных объектах как общего пользования, так и не состоящих в общем пользовании (ст. 86 ВК РФ).

Специальное водопользование – это использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК РФ).

Особое пользование водными объектами необходимо для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87 ВК РФ).

Правовая охрана вод.

Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 11 ВК РФ. Так, согласно ст. 94 ВК РФ органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными для них негативными последствиями.

Необходимо отметить, что в водном законодательстве загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов, а под истощением вод – устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Запрещаются сброс и захоронение в водные объекты производственных, бытовых и других отходов, а также радиоактивных и токсичных веществ (материалов). Содержание радиоактивных и токсичных веществ в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей среде (ст. 104 ВК РФ).

Правовые меры по охране уникальной экологической системой России и природного объекта всемирного наследия – озера Байкал закреплены в Федеральном законе от 01.05.99 г. «Об охране озера Байкал».

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрений новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектив животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы. Водоохранной зоной, согласно Положении) о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.11.96.№1404 является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения видных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Так, если в пределах водоохранных зон запрещается проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, проведение рубок главного пользования; проведение работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ, то в пределах прибрежных защитных полос дополнительно к этим ограничениям запрещается распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купоч-ных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.2.72 (0.006 с.)